Социальная педагогика как научная дисциплина (второе качественное состояние) отражает научно-познавательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества.
Она является частью педагогической науки — относительно самостоятельной отраслью современного социально-гума-нитарного знания в системе общественных наук. Социальная педагогика по группе предметной области знания — гуманитарная, по способу отражения сущности знания — феноменалистская, по формам мышления — эмпирическая наука.
«Социальную педагогику можно определить как органичную составную часть общей педагогики и, вместе с тем, как самостоятельную область научного знания в рамках челове-кознания, современной гуманитарной науки, занимающуюся воспитанием и образованием человека как социального субъекта и его защитой от социальных агрессий», — отмечает А.И. Арнольдов.
В структуре педагогической науки социальная педагогика выполняет двуединую функцию.
С одной стороны, своим характером она обеспечивает социальное содержание всему педагогическому знанию, делая систему педагогической науки социальной, обусловливая «стыковку» любого педагогического знания с «внешним миром» — социумом и всеми его проявлениями. С другой стороны, по своему объектно-предметному полю социальная педагогика представляет собой относительно самостоятельную отрасль педагогики, которая так и называется — «социальная педагогика» (структурный статус науки). Экспериментально-практическим и научно-эмпирическим ее фундаментом выступает социально-педагогическая деягельноыь как часть социальной практики.
|
|
Объект социальной педагогики как научной дисциплины (сущностный статус науки) — взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах), т.е. та совокупность явлений и процессов социума, которые для практической социально-педагогической деятельности были предметной областью познания и преобразования. Предметом научной дисциплины «социальная педагогика» становятся в этом случае общие закономерности взаимодействия личности и социума, педагогические закономерности отношений человека и социума. Однако если быть предельно точным, то ее предметом являются, конечно, не только закономерности, но и весь корпус научного знания, представленный совокупностью инвариантов социально-педагогического знания.
Цель данной научной дисциплины — научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума. Иными словами, ее цель — повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Достижение цели обеспечивается функциями социальной педагогики как научной дисциплины: аналитической, описательной, объяснительной, прогностической, рекомендательной, образовательной, интегрирующей и др. В совокупности они представляют собой группу познавательных (исследовательских) функций.
|
|
Задачи научной дисциплины «социальная педагогика» объединены в три группы. Первая из них связана с исследованиями практической социально-педагогической деятельности. К ним относятся:
♦ исследование закономерностей развития социума, социальных отношений в нем, социальной работы и социально-педагогической деятельности субъектов и институтов социума;
♦ поиск противоречий и определение тенденций для их разрешения в разных видах социума, "сферах социальной среды и на различных уровнях анализа;
♦ разработка принципов, содержания, способов, методов и форм деятельности социального работника и социального педагога;
♦ исследование организационных основ создания и функционирования социальных институтов, социальных служб в том или ином социуме и направлений их взаимодействия;
♦ изучение истории социальной работы (и ее социально-педагогического компонента);
♦ анализ и оценка опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и др.
Вторая группа задач связана с развитием социапьной педагогикой самой себя (социальная педагогика как научная дисциплина). К этой группе относятся:
♦ формирование собственных методологических, теоретико-методологических и теоретических основ;
♦ формирование содержания социально-педагогического науковедения — определение объекта, предмета, целей, задач, функций, технологий, методов и т.д.;
♦ комплектование процессуальной, функциональной, научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики как области научного знания;
♦ разработка технологических и научно-методических основ социальной педагогики, технологий и методов научного исследования социально-педагогической практики и др.
Третья группа задач связана с теоретическим обоснованием собственного образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы — социальных работников, социальных педагогов и др.1, что имеет отношение к третьей роли социальной педагогики (первая — социальная педагогика как область практической деятельности, вторая — социальная педагогика как область научного знания).
Следующим инвариантом социально-педагогического знания на логико-гносеологическом уровне методологического анализа является знание о терминах и категориях социальной педагогики.
Категориально-терминологический аппарат, с помощью которого описывается объект познания и преобразования, включает понятия, термины и категории и находится в постоянном развитии.
Под понятием подразумевают мысль, отражающую в обобщенном виде (форме) предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Под термином, как правило, понимают имя понятия с оттенком специального научного знания, уточняемого в контексте науки, отрасли научного знания, научной дисциплины.
В свою очередь, под категорией понимают предельно общие для конкретной науки фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности1.
В связи с этим более точным названием данного элемента социально-педагогического знания будет «категориально-терминологический аппарат».
|
|
Известно, что в социальной педагогике такой аппарат формируется по основным направлениям, к которым относятся:
а) использование наиболее общих понятий, терминов и
категорий диалектики;
б) адаптация к социальной педагогике общенаучных тер
минов и категорий;
в) преобразование терминов педагогики (частью кото
рой является социальная педагогика) в социально-
педагогическом контексте;
г) уточнение понятий и терминов самой социально-пе
дагогической науки;
д) конструирование и пополнение языка социальной пе
дагогики собственными терминами, понятиями и ка
тегориями.
Категориально-терминологический аппарат отражает также методологическую функцию знания наук более высокого статуса, чем социальная педагогика. Реализуясь через категории и термины, описывающие социально-педагогическое знание о том или ином объекте, методологическая функция других наук также формирует логико-научную часть мировоззрения социального педагога, которая в совокупности с другими частями определяет его научную позицию.
Указывая на факт, что система понятий любой науки всегда находится во взаимосвязи с понятийными система ми других наук, изучающих тот же объект, М.А. Галагузова справедливо отмечает, что «не является в этом смысле исключением и социальная педагогика, понятийная система которой находится в тесной взаимосвязи с системами понятий прежде всего педагогики и социологии, а также других наук, изучающих человека»1.
К сожалению, в настоящее время предпринимаются лишь разрозненные попытки описать некоторые термины, которые чаще других используются в социальной педагогике''0'.
Анализируя степень разработанности данной проблемы, Л.Е. Никитина пришла к выводу о том, что в настоящее время в социальной педагогике выделяются следующие группы категорий:
1. Заимствованные категории, которые не являются специфическими в социальной педагогике, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (например, социализация, социальная деятельность, социальная активность и другие).
|
|
2. Общие категории, являющиеся прежде всего категориями социальной педагогики, но используемые и другими науками (например, социально-педагогическая коррекция и реабилитация, социально-педагогическое проектирование и т.д.).
3. Специфические категории, выражающие сущностный аспект социальной педагогики (закономерности, принципы, цели, функции, содержание), отражающие конкретные способы проявления сущностного аспекта (формы, методы, инструментарий, структура), характеризующие качественное состояние социальной педагогики (комплексность, междисциплинарность, системность, эффективность, направленность, социальная детерминированность)2.
К сожалению, специальных методологических исследований категориально-терминологического аппарата социальной педагогики пока еще нет. В связи с этим по результатам обобщения материалов диссертационных исследований по социально-педагогической проблематике, анализа монографической литературы стало возможно лишь обозначить без «расшифровки» некоторые из терминов. Основными среди них являются: социальные факторы, социальное воспитание, социальное развитие, социальное формирование, социальное становление, социальное закаливание, социализация, социальное образование;
♦ социальная среда, социум, социально-педагогический институт, социально-педагогическая инфраструктура, социально-педагогический потенциал, социально-педагогическая культура;
♦ социально-педагогическая практика, социально-педагогическая проблема, социально-педагогическая ситуация, социально-педагогическая идея, социально-педагогическая мысль, социально-педагогический факт, социально-педагогическая теория, социально-педагогическая библиография, социально-педагогическая историография, социально-педагогическое источниковедение, социально-педагогическая хрестоматия;
♦ социальный педагог, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая работа, социально-педагогическая информация, социально-педагогический процесс, социально-педагогическая система, социально-педагогический комплекс, социально-педагогические условия, социально-педагогические функции, социально-педагогическая парадигма, социально-педагогическая модель, социально-педагогический проект, социально-педагогическая программа;
♦ социально-педагогические технологии, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая адаптация, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое посредничество, социально-педагогический патронаж, социально-педагогическое обеспечение, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогический контроль, социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическая анимация, социально-педагогическая компенсация, социально-педагогическая мобилизация, социально-педагогическая подготовка, социально-педагогическая терапия, социально-педагогическая пропаганда, социально-педагогическая помощь, социально-педагогическая экспертиза;
♦ социально-педагогическое исследование, социально-педагогическое диагностирование, социально-педагогическое прогнозирование, социально-педагогическое оценивание, социально-педагогическое моделирование, социально-недагогическое проектирование, социально-педагогическое программирование, социально-педагогическое планирование;
♦ социально-педагогическое науковедение, социально-педагогическая наукометрия, социально-педагогическая квалиметрия, социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическая прогностика, социально-педагогическая моделистика, социально-педагогическая информатика, социально-педагогическая инноватика, социально-педагогическая проектика, социально-педагогическая программатика;
♦ социальная педагогика, педагогика социального развития личности, педагогика социальной среды, педагогика социальной работы, методология социальной педагогики, история социальной педагогики, сравнительная социальная педагогика.
1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 251, 513, 681.
Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой.
М, 2000. С. 102.
2 См.: Никитина Л.Е. Развитие социальной педагогики в России:
Дис....д-ра пед. наук. 2001.