Социальная педагогика как научная дисциплина

Социальная педагогика как научная дисциплина (второе качественное состояние) отражает научно-познавательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества.

 Она является частью педагогической науки — относитель­но самостоятельной отраслью современного социально-гума-нитарного знания в системе общественных наук. Социальная педагогика по группе предметной области знания — гумани­тарная, по способу отражения сущности знания — феномена­листская, по формам мышления — эмпирическая наука.

«Социальную педагогику можно определить как органич­ную составную часть общей педагогики и, вместе с тем, как самостоятельную область научного знания в рамках челове-кознания, современной гуманитарной науки, занимающую­ся воспитанием и образованием человека как социального субъекта и его защитой от социальных агрессий», — отмечает А.И. Арнольдов.

В структуре педагогической науки социальная педагоги­ка выполняет двуединую функцию.

С одной стороны, своим характером она обеспечивает социальное содержание всему педагогическому знанию, де­лая систему педагогической науки социальной, обусловли­вая «стыковку» любого педагогического знания с «внешним миром» — социумом и всеми его проявлениями. С другой стороны, по своему объектно-предметному полю социальная педагогика представляет собой относительно самостоятель­ную отрасль педагогики, которая так и называется — «со­циальная педагогика» (структурный статус науки). Экспериментально-практическим и научно-эмпирическим ее фундаментом выступает социально-педагогическая деягельноыь как часть социальной практики.

Объект социальной педагогики как научной дисципли­ны (сущностный статус науки) — взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах), т.е. та совокуп­ность явлений и процессов социума, которые для практи­ческой социально-педагогической деятельности были пред­метной областью познания и преобразования. Предметом научной дисциплины «социальная педагогика» становятся в этом случае общие закономерности взаимодействия личнос­ти и социума, педагогические закономерности отношений человека и социума. Однако если быть предельно точ­ным, то ее предметом являются, конечно, не только зако­номерности, но и весь корпус научного знания, представ­ленный совокупностью инвариантов социально-педагоги­ческого знания.

Цель данной научной дисциплины — научно-педагоги­ческое обоснование взаимодействия человека и социума. Иными словами, ее цель — повышение научной обоснован­ности, качества и эффективности социально-педагогиче­ской деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Достижение цели обеспечи­вается функциями социальной педагогики как научной дис­циплины: аналитической, описательной, объяснительной, прогностической, рекомендательной, образовательной, ин­тегрирующей и др. В совокупности они представляют собой группу познавательных (исследовательских) функций.

Задачи научной дисциплины «социальная педагогика» объединены в три группы. Первая из них связана с исследо­ваниями практической социально-педагогической деятель­ности. К ним относятся:

♦ исследование закономерностей развития социума, со­циальных отношений в нем, социальной работы и со­циально-педагогической деятельности субъектов и ин­ститутов социума;

♦ поиск противоречий и определение тенденций для их разрешения в разных видах социума, "сферах соци­альной среды и на различных уровнях анализа;

♦ разработка принципов, содержания, способов, ме­тодов и форм деятельности социального работника и социального педагога;

исследование организационных основ создания и фун­кционирования социальных институтов, социальных служб в том или ином социуме и направлений их вза­имодействия;

♦ изучение истории социальной работы (и ее социаль­но-педагогического компонента);

♦ анализ и оценка опыта социально-педагогической де­ятельности кадров, организаций и институтов в зару­бежных странах и др.

Вторая группа задач связана с развитием социапьной пе­дагогикой самой себя (социальная педагогика как научная дисциплина). К этой группе относятся:

♦ формирование собственных методологических, теоре­тико-методологических и теоретических основ;

♦ формирование содержания социально-педагогическо­го науковедения — определение объекта, предмета, целей, задач, функций, технологий, методов и т.д.;

♦ комплектование процессуальной, функциональной, научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики как области научно­го знания;

♦ разработка технологических и научно-методических основ социальной педагогики, технологий и методов научного исследования социально-педагогической практики и др.

Третья группа задач связана с теоретическим обосновани­ем собственного образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы — социальных работников, соци­альных педагогов и др.1, что имеет отношение к третьей роли социальной педагогики (первая — социальная педагогика как область практической деятельности, вторая — социальная педагогика как область научного знания).

Следующим инвариантом социально-педагогического знания на логико-гносеологическом уровне методологиче­ского анализа является знание о терминах и категориях со­циальной педагогики.

Категориально-терминологический аппарат, с помощью которого описывается объект познания и преобразования, включает понятия, термины и категории и находится в по­стоянном развитии.

Под понятием подразумевают мысль, отражающую в обобщенном виде (форме) предметы и явления действи­тельности и связи между ними посредством фиксации об­щих и специфических признаков, в качестве которых вы­ступают свойства предметов и явлений и отношения меж­ду ними. Под термином, как правило, понимают имя понятия с оттенком специального научного знания, уточ­няемого в контексте науки, отрасли научного знания, на­учной дисциплины.

В свою очередь, под категорией понимают предельно об­щие для конкретной науки фундаментальные понятия, от­ражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности1.

В связи с этим более точным названием данного элемен­та социально-педагогического знания будет «категориаль­но-терминологический аппарат».

Известно, что в социальной педагогике такой аппарат формируется по основным направлениям, к которым отно­сятся:

а) использование наиболее общих понятий, терминов и
категорий диалектики;

б) адаптация к социальной педагогике общенаучных тер­
минов и категорий;

в) преобразование терминов педагогики (частью кото­
рой является социальная педагогика) в социально-
педагогическом контексте;

г) уточнение понятий и терминов самой социально-пе­
дагогической науки;

д) конструирование и пополнение языка социальной пе­
дагогики собственными терминами, понятиями и ка­
тегориями.

Категориально-терминологический аппарат отражает так­же методологическую функцию знания наук более высокого статуса, чем социальная педагогика. Реализуясь через катего­рии и термины, описывающие социально-педагогическое знание о том или ином объекте, методологическая функция других наук также формирует логико-научную часть миро­воззрения социального педагога, которая в совокупности с другими частями определяет его научную позицию.

Указывая на факт, что система понятий любой науки всегда находится во взаимосвязи с понятийными система ми других наук, изучающих тот же объект, М.А. Галагузова справедливо отмечает, что «не является в этом смысле исключением и социальная педагогика, понятийная система которой находится в тесной взаимосвязи с системами по­нятий прежде всего педагогики и социологии, а также дру­гих наук, изучающих человека»1.

К сожалению, в настоящее время предпринимаются лишь разрозненные попытки описать некоторые термины, кото­рые чаще других используются в социальной педагогике''0'.

Анализируя степень разработанности данной проблемы, Л.Е. Никитина пришла к выводу о том, что в настоящее время в социальной педагогике выделяются следующие груп­пы категорий:

1. Заимствованные категории, которые не являются спе­цифическими в социальной педагогике, а обозначае­мые ими явления и процессы изучаются также други­ми науками (например, социализация, социальная деятельность, социальная активность и другие).

2. Общие категории, являющиеся прежде всего катего­риями социальной педагогики, но используемые и другими науками (например, социально-педагогиче­ская коррекция и реабилитация, социально-педаго­гическое проектирование и т.д.).

3. Специфические категории, выражающие сущностный аспект социальной педагогики (закономерности, прин­ципы, цели, функции, содержание), отражающие кон­кретные способы проявления сущностного аспекта (формы, методы, инструментарий, структура), характе­ризующие качественное состояние социальной педаго­гики (комплексность, междисциплинарность, систем­ность, эффективность, направленность, социальная де­терминированность)2.

       К сожалению, специальных методологических исследо­ваний категориально-терминологического аппарата социаль­ной педагогики пока еще нет. В связи с этим по результатам обобщения материалов диссертационных исследований по социально-педагогической проблематике, анализа моногра­фической литературы стало возможно лишь обозначить без «расшифровки» некоторые из терминов. Основными среди них являются: социальные факторы, социальное воспитание, соци­альное развитие, социальное формирование, социаль­ное становление, социальное закаливание, социали­зация, социальное образование;

♦ социальная среда, социум, социально-педагогический институт, социально-педагогическая инфраструктура, социально-педагогический потенциал, социально-пе­дагогическая культура;

♦ социально-педагогическая практика, социально-педа­гогическая проблема, социально-педагогическая ситу­ация, социально-педагогическая идея, социально-пе­дагогическая мысль, социально-педагогический факт, социально-педагогическая теория, социально-педаго­гическая библиография, социально-педагогическая ис­ториография, социально-педагогическое источникове­дение, социально-педагогическая хрестоматия;

 

♦ социальный педагог, социально-педагогическая дея­тельность, социально-педагогическая работа, социаль­но-педагогическая информация, социально-педагоги­ческий процесс, социально-педагогическая система, социально-педагогический комплекс, социально-педа­гогические условия, социально-педагогические функ­ции, социально-педагогическая парадигма, социаль­но-педагогическая модель, социально-педагогический проект, социально-педагогическая программа;

♦ социально-педагогические технологии, социально-педа­гогическая поддержка, социально-педагогическая адап­тация, социально-педагогическая профилактика, соци­ально-педагогическая коррекция, социально-педагогичес­кое консультирование, социально-педагогическое посредничество, социально-педагогический патронаж, социально-педагогическое обеспечение, социально-педа­гогическое сопровождение, социально-педагогический контроль, социально-педагогическое просвещение, со­циально-педагогическая анимация, социально-педагоги­ческая компенсация, социально-педагогическая мобили­зация, социально-педагогическая подготовка, социаль­но-педагогическая терапия, социально-педагогическая пропаганда, социально-педагогическая помощь, социаль­но-педагогическая экспертиза;

♦ социально-педагогическое исследование, социально-педагогическое диагностирование, социально-педаго­гическое прогнозирование, социально-педагогическое оценивание, социально-педагогическое моделирование, социально-недагогическое проектирование, социально-педагогическое программирование, социально-педаго­гическое планирование;

♦ социально-педагогическое науковедение, социаль­но-педагогическая наукометрия, социально-педаго­гическая квалиметрия, социально-педагогическая ди­агностика, социально-педагогическая прогностика, социально-педагогическая моделистика, социально-педагогическая информатика, социально-педагоги­ческая инноватика, социально-педагогическая проектика, социально-педагогическая программатика;

♦ социальная педагогика, педагогика социального раз­вития личности, педагогика социальной среды, педа­гогика социальной работы, методология социальной педагогики, история социальной педагогики, срав­нительная социальная педагогика.

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 251, 513, 681.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой.
М, 2000. С. 102.

2   См.: Никитина Л.Е. Развитие социальной педагогики в России:
Дис....д-ра пед. наук. 2001.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: