Основы здорового образа жизни

Вопросы для обсуждения:

1. Структурные компоненты здорового образа жизни

2. Туристический поход

3. Организация спортивно-массовых мероприятий

 

         Сущность понятий «здоровье» и «физическое здоровье». Здоровье человека в социокультурном измерении. Характеристика структурных компонентов здоровья. Критерии и признаки здоровья. Смысл и значение оздоровительной физической культуры в социуме. Сущность и содержание оздоровительной физической культуры. Понятие «оздоровительная физическая культура». Структура ОФК. Принципы оздоровительной физической культуры. Подходы и содержательная направленность отдельных структурных компонентов ОФК. Современные оздоровительные системы и их значение для оздоровления подрастающего поколения. Учет национальных традиций, как важный фактор развития ОФК. Контроль состояния здоровья в ОФК.

Очень важна роль и значение такой ценности как здоровье в жизнедеятельности общества и индивидуальной жизни каждого человека. Сейчас категория «здоровье» является центральной и основополагающей, особенно она важна при организации деятельности учреждений образования. Ведь именно в них происходит формирование фундамента здоровья.

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая цен­ность, которая занимает высшую ступень на иерархической лестнице ценностей. "Valetudobonumoptimum", - говорили древние. - "Здоровье - наивысшее благо". Прошли века, а взгляд на здоровье, как на самую большую ценность среди других категорий (идеалы, счастье, красота и т.д.), разделяем и мы, живущие в конце XX века. Более того, по мере развития общества, роста благосостояния понимание ценности здоро­вья возрастает. Человек начинает уделять ему больше внимания, при­кладывать все больше усилий для сохранения, укрепления здоровья. Осознавая, какое влияние оказывают на организм последствия науч­но-технического прогресса, человек все большее значение придает сохранению здоровья, ведению здорового образа жизни.

Здоровье сегодня выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологичес­кой устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособ­ностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире.

Европейская политика охраны здоровья состоит из 38 задач и включает следующие разделы:

- Будущее здравоохранения в Европе.

- Достижение лучшего здоровья.

- Здоровая окружающая среда.

- Соответствующая медико-санитарная помощь.

- Стратегия развития в целях достижения здоровья для всех.

"Народ здоров, если здорово общество", - так, по выражению ака­демика Н.А. Амосова, подчеркивается важность главного для созида­ния - здоровья человека.

Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной про­должительности жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, определяют следующие факторы:

а) биологические возможности человека;

б) социальная среда;

в) природно-климатические условия.

Изучение, познание всех факторов, влияющих на состояние здо­ровья человека, составляет основу науки о здоровье - валеологии.

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и сис­тем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болез­ненные изменения. В то же время живой организм - система неравно­весная. На протяжении своего развития он все время меняет формы взаимодействия с окружающей средой, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье - это состояние полного физического, психического и соци­ального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физичес­ких дефектов".

Критерии здоровья - понятие неоднозначное. Наиболее разработаны критерии, учитывающие соматический статус (совокупность мор­фологических и функциональных показателей), наименее - характеристики нравственно-этического, интеллектуального, образовательного уровня в соответствии с требованиями общества понятие здоровья отражает качество при­способления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

    Здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособ­ности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье населения - понятие статистическое, обычно характе­ризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физичес­кого развития, индексами здоровья, средней продолжительностью жиз­ни, приростом населения и др.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодей­ствия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследствен­ность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время выделяют несколько компонентов (видов) здо­ровья:

1) соматическое здоровье; представляет текущее состояние орга­нов и систем организма человека, основу которого составляет биоло­гическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтоге­нетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивиду­ализацию этого процесса;

2) физическое здоровье; уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции

3) нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной сферы жизнедеятельности, в основе которого находиться система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нрав­ственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты.

Специалисты выделяют следующие признаки здоровья:    

· специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

· показатели роста и развития

· функциональное состояние и резервные возможности организ­ма;

· наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта раз­вития;

· уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных устано­вок.

Здоровье человека - это непрерывная совокуп­ность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующейся способностью организма к совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, сохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и сис­тем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с потребностями и воз­можностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе, рождения и воспитания потомства. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здо­ровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью.

Принципы построения системы оздоровления в образовании

Всемин основную социальную цель до конца XX столетия – достижение людьми планеты такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Но решить эту задачу во всемирном масштабе не удалось по разным причинам.

В Национальной программе США "Здоровье народа" выделены три подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три основных принципа, следующих друг за другом по степени значимости:

1) обеспечение "продвижения" здоровья (healthpromotion);

2) защита здоровья (heathprotection);

3) профилактические медицинские службы (preventionservice)

В целях сохранения и развития здоровья, ускорения процесса станов­ления валеологии как науки, необходимо:

1) создание единого методологического базиса валеологических исследований с преодолением междисциплинарной и межведомствен­ной разобщенности.

2) дальнейшее развитие системы подготовки квалифицированных

специалистов;деление валеологии на медицинскую и педагогическую следует принимать как условность.

Совместными усилиями педагога и учащегося выстраивается ите­рационный (от лат. iteratio - повторение) алгоритм здравотворческой деятельности: начальная диагностика - прогноз-профилактика - фор­мирование резервов организма - бережное расходование и восста­новление резервов - коррекция состояния - снова диагностика (от­слеживание состояний) - прогноз - коррекция и т.д.

Воспитатель (учитель) предлагает ученику воспользоваться извес­тным ему аналогом (моделью). В идеале для детей с учетом их конститу­ционных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребенок не может найти ни в семье, ни в школе, ни в сред­ствах массовой информации, где представлены образцы рекламы, безнравственные по содержанию и по форме и неприемлемые для воспитания. Вырисовывается картина крайне низкой культуры здоро­вья значительной части общества, чему нередко способствует продук­ция учреждений культуры и искусства. Отсюда вытекает актуальность преподавания основ валеологии не только в педвузах, но и во всех учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Таким образом, к традиционным формам педагогического труда добавился новый управленческий аспект - формирование здорового образа жизни индивида и коллектива.

Формы физической рекреации

К структурным компонентам (видам и формам) ФРможно отнести: спорт для всех, активный отдых, рекреационно-оздоровительные системы, спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия, туризм.

· Спорт для всех – тренировки по видам спорта с рекреационно-оздоровительной направленностью. Их целью является улучшение физического, функционального состояния, укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических и психических качеств занимающихся. К циклическим видам спорта, используемым в ФР, относятся: легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, велоспорт, гребля и др. К ациклическим – спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, настольный теннис, городки, армрестлинг, бильярд), восточные единоборства и др.

Методическими особенностямитаких тренировок (в отличие от тренировок спортивной направленности) являются:

– умеренность физической нагрузки в соответствии с социально-демографическими и биологическими особенностями занимающихся;

– возможность проведения соревнованийрекреационно-оздоровительной направленности(спартакиад, первенств, матчей, кубков, турниров, мемориалов и др.);

– индивидуализация применения тренировочных и соревновательных форм;

– упрощенность правил тренировочных и соревновательных форм занятий (допустимость изменения числа участников, размеров игровых площадок и др.).

· Активный отдых, суть которого заключена в:

– восстановлении физических и духовных сил, затраченных человеком в период учебной (производственной) деятельности, укреплении здоровья и в дальнейшем физическом развитии;

– развитии тех задатков и способностей человека, которые связаны с профессиональной деятельностью;

– углублении и расширении социальной активности личности в целях гармонизации физического и духовного ее развития.

При организации активного отдыха наиболее востребованы следующие формы: подвижные игры, состязания, развлечения.

· Рекреационно-оздоровительные системы – научно обоснованный набор физических упражнений и природно-гигиенических факторов, различных по своей функциональной, физиологической и психической направленности, роду двигательной деятельности, предметным формам применения, воздействию на организм в соответствии с его анатомо-физиологическим строением, по условию осуществления. Сюда включаются системы К. Купера, П. Иванова, Л. Теля, Г. Малахова, А. Стрельниковой, М. Аюрведа, Г. Сытина и др., более подробно представленные в 5 главе. Спецификой методики их применения является направленное формирование основного физического качества человека – общей и специальной выносливости, воздействие на определенные функциональные системы организма, активизацию его резервных возможностей; различные энергозатраты для оптимизации двигательного режима человека; работа в аэробном и анаэробномрежимах; сочетание двигательных, закаливающих и идеально-образных действий.

· Спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия – состязательная и игровая деятельность, участники которой с учетом пола, возраста и подготовленности имеют примерно равные возможности для активного отдыха, эмоциональной разрядки, двигательной нагрузки и достижения двигательного результата в доступных им упражнениях. К ним относятся: Дни спорта, спортивные праздники, фестивали, вечера, спортландии, поезда здоровья и др. Методическими особенностями организации и проведения массовых рекреационно-оздоровительных и спортивных мероприятий являются специальный набор состязательных упражнений, сложность и протяженность дистанции, вес используемых снарядов, продолжительность и интенсивность выполнения упражнений.

· Туризм является одним из эффективных видов активного отдыха, наиболее востребованных различными контингентами населения. По форме и содержанию туристская деятельность очень разнообразна – это турпоходы, турслеты, спортивное ориентирование, экскурсии, туры.

Рассмотренные формыФРвзаимодополняют друг друга и представляют собой различные стороны единого оздоровительно-рекреативного процесса, оптимизации жизненно важных свойств и качеств человека.

Турпоходы выходного дня

Туризм –неотъемлемая часть образа жизни людей. Среди всех видов спорта туризм по массовостизанимает одно из первых мест.

В любом путешествии, даже в таком небольшом, как туристский поход выходного дня, самым главным является выбор маршрута. Он разрабатывается заблаговременно и настолько подробно, насколько это возможно. Сначала устанавливаются сроки похода и, следовательно, определяются погодные условия, от которых зависит выбор одежды, обуви, снаряжения.

Маршрут любого путешествия, соответствующий избранному способу передвижения, целям и задачам проводимого туристского мероприятия (независимо от того, является ли оно оздоровительным или спортивным походом, даже просто туристской прогулкой, экскурсионной поездкой или путешествием), – это основной признак туризма как специфического вида рекреационно-оздоровительной, спортивно-прикладной, учебно-познавательной деятельности.

Выбор района похода – дело творческое, а решение задачи выбора связано с анализом цели похода, его задач (учебных, спортивных, познавательных, оздоровительных), возможностей – финансовых, материальных (в смысле обеспеченности соответствующим снаряжением), уровня подготовленности группы (не только физической и технической, но и психологической, и адаптированной к природно-климатическим условиям региона).

На первом этапе занятий туризмом совершается несколько походов выходного дня, причем однодневных, не связанных с необходимостью организации ночлега в полевых условиях, сезон существенного значения не имеет. Погоду, тем не менее, следует «выбирать», так как в поход, пусть даже однодневный, отправляются новички. Район же похода при прочих равных условиях (т. е. при наличии в этом районе интересных маршрутов) определяется близостью подъезда к началу маршрута и удобством обратного возвращения.

Несравненно важнее как с оздоровительной, так и с педагогической точки зрения совершать походы в течение всего учебного года не в отдаленные районы, а преимущественно в своем регионе или в сопредельном. Важно, чтобы маршруты походов соответствовали насыщенности и разнообразию их программ.

Близость района похода значительно упрощает организационные задачи, но не методические: маршрут и план похода, как правило, продумывается скрупулезно и обстоятельно.

Перед походом вся туристская группа изучает особенности маршрута по карте: рельеф местности, естественные преграды, лес, реки, ближайшие населенные пункты, достопримечательности, исторические памятники, музеи, стройки.Распределяются обязанности между участниками похода, назначаются: завхоз, санитар, шеф-повар, фотограф, корреспондент, направляющий и замыкающий.

Одежда туриста должна быть легкой, прочной, не стесняющей движений. Наиболее удобен тренировочный или лыжный костюм (по погоде); женщины должны обязательно иметь брюки. Обувь рекомендуется разношенная (кеды, лыжные или туристские ботинки), которая обувается на хлопчатобумажный и шерстяной носок.

Необходимым условием подготовки к походу является физическая и специальная туристская подготовка, систематические занятия физическими упражнениями и спортом.

Перед походом участникам сообщается время сбора и выхода на маршрут, режим дня и график движения, время малых и больших привалов.

Основная форма походного строя – цепочка. Впереди идут менее подготовленные туристы, сзади –более опытные. Возглавляет строй направляющий, который выбирает наиболее удобные и безопасные для передвижения места. Замыкающий не оставляет никого позади себя; помогает отстающим товарищам; контролирует движение, передавая направляющему команды об изменении его темпа. Дистанция между участниками похода 2–3 м, по кустарнику – 3–5 м. Начинать поход рекомендуется в 7–8 часов утра. Направление движения определяется с помощью карты и компаса.

Однодневный поход рассчитан на 6–7 часов хода. Первый привал делается через 15–20 минут после начала движения для подгонки снаряжения; в дальнейшем через каждые 45 минут хода делаются
10–15-минутные малые привалы. В 10–11 часов – завтрак (сухой паек: бутерброды с сыром, колбасой). В 13–14 часов делается большой привал, оборудуется бивак, туристы обедают и отдыхают. По усмотрению руководителя в соответствии с планом похода большой привал может быть рассчитан на 3–4 часа.

В турпоходе во время привала руководителю следует использовать средства физической культуры. С помощью физических упражнений, во-первых, повышается тонус организма; во-вторых, усиливается функциональная активность физиологических систем, ответственных за выведение радионуклидов из организма.

При организации и проведении занятий физическими упражнениями в турпоходе следует соблюдать следующие принципы: принцип безопасности – такая организация и методика проведения занятий, при которой максимально снижается угроза дополнительного проникновения вредных веществ в организм занимающихся; принцип максимального оздоровительного эффекта – использование таких упражнений, которые обеспечивают максимальное увеличение устойчивости организма к вредным воздействиям окружающей среды; принцип индивидуализации – использование строго индивидуальных нагрузок в соответствии с полом, возрастом, состоянием здоровья, физической подготовленностью занимающихся, а также с условиями экологической обстановки.

При проведении лыжного туристского похода необходимо учитывать специфику передвижения на лыжах с повышенным расположением центра тяжести (рюкзак и другое снаряжение), температурные (мороз, оттепель) и атмосферные условия (ветер, метель), короткий световой день. Эти условия предъявляют более высокие требования к подготовке похода, к его участникам, руководителю.

К лыжному туристскому походу могут быть допущены физически подготовленные, закаленные, владеющие техникой передвижения на лыжах люди. При температуре ниже -20° С походы проводить не рекомендуется.

Руководителю похода нужно заранее обследовать предполагаемый маршрут. Рассчитывая протяженность маршрута, необходимо учесть условия местности, на которой будет проводиться поход, наличие или отсутствие лыжни, предполагаемую температуру воздуха, продолжительность светового дня и другие факторы.

Большое внимание участникам и руководителю похода следует уделять подбору и проверке снаряжения: качеству лыж, креплений, ботинок, палок. Для ремонта снаряжения и лыж в пути необходимо иметь с собой набор ремонтных инструментов и материалов.

Чтобы предупредить обморожения, следует проводить систематические мероприятия по закаливанию организма, уметь одеваться с учетом погодных условий, предохранять белье, носки, варежки от намокания, чередовать движение и отдых, соблюдать режим питания. Особенно внимательно надо следить за состоянием пальцев ног. При отсырении носков их необходимо сменить. При потере чувствительности пальцы ног необходимо растереть, сделать активные согревающие движения, обогреться у костра, обратиться за помощью в населенные пункты.

Занятия туризмом не совместимы с курением, распитием спиртных напитков, употреблением наркотиков.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Основные понятия здоровья и ЗОЖ

2. Охарактеризовать структурные компоненты здорового образа жизни

3. Проведение туристический поход

4. Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий

5. Формы физической рекреации

 

 


Лекция № 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: