Содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях

Основным принципом содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учетом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

Программный материал на учебный год распределяется с учетом климатических условий и учебно-спортивной базы. Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются четыре учебных отделения: подготовительное, основное, специальное, отделение спортивного совершенствования. Каждое отделение имеет особенности комплектования и специфические задачи. Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приемы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает четкую регламентацию соотношения объема и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на 1 курсе в начале учебного года.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную, специальную и спортивного совершенствования.

1. Основное —для студентов основной медицинской группы с высоким и средним уровнем физического развития и физической подготовленности.

2. Подготовительное — для студентов основной медицинской группы с низким уровнем физического развития и низкой физической подготовленности.

Эти отделения комплектуются на основе медицинских заключений и результатов контрольного тестирования в начале учебного года. Численность учебной группы основного и подготовительного отделений — 16 – 20 студентов на одного преподавателя.

В подготовительном и основном учебных отделениях учебный процесс по физическому воспитанию преимущественно направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом. В методике проведения занятий в этих группах очень важен учет принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию двигательных качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом. При планировании практического раздела допускается широкий выбор средств общей и физической подготовки, оздоровительных упражнений и их комплексов. Формы проведения практических занятий могут быть различными по организации и методическому обеспечению, по совокупности средств и методов, по месту проведения и способом учета проделанной студентами работы. Теоретические знания направлены на приобретение студентами знаний о здоровом образе жизни, формировании и укреплении здоровья посредством физических упражнений, рациональном питании, о красоте и пропорциях тела человека, о профессионально-прикладной физической подготовке, об индивидуальных оздоровительных и тренировочных программах самостоятельных занятий студентов.

3. Специальное —для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и ограничения в занятиях физическими упражнениями.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, допущенные к выполнению учебной и производственной работы, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя. Учебный процесс по ФВ в специальном учебном отделении преимущественно направлен на решение следующих задач:

— укрепление здоровья, закаливание организма и повышение уровня физической работоспособности;

— возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

— ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний;

— приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия в этом отделении являются обязательными и проводятся на всем периоде обучения в вузе в объеме 4 часов в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, материал которой излагается на лекциях, закрепляется на методических занятиях. Практический программный материал, ППФП, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии обязательны для всех учебных отделений.

На методических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учетом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и ППФП проводятся с учетом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке — овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное ее повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводится только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили свое физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

4. Отделение спортивного совершенствования. Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях. Спортивные секции рекомендуются создавать, прежде всего, по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, плавание, спортивные игры, гиревой спорт, гимнастика. Отделение спортивного совершенствования — для студентов основной медицинской группы, имеющих спортивные разряды и желание заниматься тем или иным видом спорта.

Зачисление на отделение спортивного совершенствования проводится после сдачи контрольных нормативов и зачетных требований по избранному виду спорта. Количественный состав учебных групп зависит от спортивно-технической подготовленности занимающихся и вида спорта. Процесс физического воспитания в учебном отделении преимущественно направлен на повышение спортивного мастерства студентов по избранному виду спорта на основе всесторонней физической подготовки и приобретение профессионально-прикладных навыков.

Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых в вузе имеется спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортивных разрядов и званий). Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.

Спортивное совершенствование в процессе тренировки предусматривает использование целой совокупности тренировочных и внетренировочных факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и в конечном счете на повышение уровня его работоспособности.

Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного уровня подготовленности, обусловленного соревновательной деятельностью, и демонстрацию спортивных результатов в ответственных соревнованиях.

В процессе тренировки решаются следующие задачи:

1. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

2. Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма и достижение спортивных результатов.

3. Совершенствование психических процессов, функций, морально-этических, интеллектуальных качеств личности спортсменов, обеспечивающих мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.

4. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

5. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связанна с основными видами подготовки спортсмена в процессе тренировки — технической, тактической, физической, психологической, теоретической и интегральной.

Спортивную тренировку характеризуют некоторые отличительные черты, которые можно определить следующим образом:

—  направленность на достижение высшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине,

—  ранняя и углубленная специализация спортсмена в избранном виде спорта;

—  тщательный отбор спортсменов для систематических занятий тем или иным видом спорта;

—  большая продолжительность занятий, необходимая для достижения максимальных результатов и ограниченный период их демонстрации;

—  исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к состоянию здоровья спортсменов;

—  высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов;

—  необходимость систематического и углубленного комплексного контроля над состоянием спортсмена в процессе тренировочных занятий и соревнований;

—  руководящая роль тренера при достаточно высокой самостоятельности и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена;

—  широкое использование в тренировочном процессе неспецифических средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Основные задачи физического воспитания в вузе.

2. Руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой в вузе.

3. Основные документы планирования физического воспитания и проведения спортивно-массовой работы в университете.

4. Комплектование основного и подготовительного отделения.

5. Основные задачи отделения «спортивного совершенствования».

 

Лекция №11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: