Дневник и ежедневный самоконтроль спортсмена

С первых же дней тренировки легкоатлет обязан вести ежедневный личный спортивный дневник. В нем следует записывать: начало и конец тренировочного занятия, место и условия (погода, состояние грунта и др.), содержание тренировки, ее дозировку, результаты, работу над овладением и совершенствованием в технике. Помимо того, отмечаются наиболее удачные движения, их характер и связанные с этим ощущения. Можно использовать также портативный магнитофон и видеомагнитофон, чтобы фиксировать наиболее интересное в тренировке сегодня и прослушать и просмотреть перед занятием завтра, сравнивать в последующем с целью анализа и выявления более эффективных действий.

В дневнике конкретно указываются недочеты, ошибки и все то, на что нужно обратить внимание в последующих занятиях. Особо важно регулярно записывать в дневнике выполнение контрольных упражнений, показывающих динамику развития отдельных качеств: быстроты, силы, выносливости, подвижности в суставах и др.

Все это понадобится для того, чтобы сделать правильные выводы за определенный период тренировки.

Ежедневный обязательный минимум самоконтроля включает в себя следующие показатели:

1. ЧСС. Измеряется на протяжении 15 спо частоте пульса лежа в постели, тотчас же после сна, по возможности в одно и то же время. ЧСС записывается в пересчете на 1 мин.

2. Самочувствие. Определяется субъективно по ощущениям своего состояния тотчас после сна. Записывается исходя из пятибалльной оценки: 5 - отличное самочувствие, 4 - хорошее, 3 - удовлетворительное, 2 - плохое, 1 - очень плохое.

3. Кистевая динамометрия. Измеряется величина максимального сжатия - одним и тем же движением, всегда только правой или только левой рукой, тотчас же после сна, всегда в одной и той же позе. Вместо динамометрии или вместе с нею можно использовать измерение прыгучести по В.М. Абалакову. В течение дня динамометром не пользоваться, иначе можно травмировать ладонь и дальнейшее измерение в последующие дни станет неточным, а то и вовсе невозможным.

4. Вес. Измеряется дважды. Непосредственно перед началом основного тренировочного занятия и тотчас же по окончании его. Одежда и обувь должны быть при взвешивании одни и те же. При портативных весах дома рекомендуется взвешиваться до зарядки и завтрака (после стула).

5. Желание тренироваться в избранном виде спорта. Определяется субъективно перед занятием до начала разминки. Записывается исходя из пятибалльной оценки: 5 - очень большое желание, 4 - большое, 3 - среднее, 2 - малое, 1 - нет желания.

6. Работоспособность в избранном виде спорта. Определяется субъективно и на основании объективных показателей, обычно получаемых в процессе тренировочных занятий и на соревнованиях. Записывается после тренировочного дня исходя из пятибалльной оценки: 5 - отличная работоспособность, 4 - хорошая, 3 - удовлетворительная, 2 - плохая, 1 - очень плохая.

Ha первых порах более целесообразно применять указанный комплекс методов. В дальнейшем можно его усложнять, в особенности за счет использования портативных приборов для самоконтроля.

Все показатели самоконтроля ежедневно записываются спортсменом в дневник и могут изображаться графически.

B конечном итоге анализ показателей вчерашнего тренировочного дня и данных утреннего измерения позволяет довольно точно судить о величине суммарной нагрузки, оценивать ее не только километрами, числом повторений и другими показателями, но и переносимостью организма, его возможностями восстановления. Исходя из этого, нетрудно определить доступность нагрузки, необходимость ее снижения, увидеть возможности для дальнейшего увеличения тренировочных и соревновательных требований.

Такие данные позволяют тренеру наглядно видеть становление и развитие спортивной формы атлета, более точно осуществлять соответствие между тренировочными нагрузками и функциональными возможностями спортсмена, успешнее подводить его к участию в состязании. На основании этих же данных тренер вносит необходимые изменения в планирование соревновательных нагрузок.

Наряду с текущим анализом необходимо время от времени делать подробный анализ проведенного этапа тренировки. Тренер вместе со спортсменом разбирает пройденный микроцикл или этап тренировки; выявляет причины отклонения от плана. После этого тренер советуется с врачом и ученым, обсуждает с ними данные индивидуального контроля. Совместно они приходят к определенным выводам по оценке состояния спортсмена, его возможностей, правильности и эффективности подготовки и т.п. На таких обсуждениях должны рассматриваться также вытекающие из анализарекомендации по исправлению недочетов методики тренировки, по ее совершенствованию. С окончательными выводами тренер знакомит ученика.

Переносимость спортсменом соревновательных и тренировочных нагрузок постоянно должна быть в центре внимания тренера. На первых занятиях в начале годичного цикла особенно нужно опасаться перегрузки. Надо помнить, что постепенное повышение нагрузки, доведение ее до уровня, требуемого тренером, должно сопровождаться полным восстановлением организма спортсмена  к намеченному дню. Во всех случаях повышения нагрузки в течении нескольких дней (до недели) на фоне неполного  становления функциональных возможностей спортсмена будет наблюдаться ухудшение ежедневных показателей. Поэтому после нескольких дней повышенной тренировочной нагрузки необходимо ее снижать, что позволит полностью восстановить силы спортсмена. Об этом будет свидетельствовать и улучшение ежедневных показателей, возвращение их к обычной норме.

Как только появятся не предусмотренные планом данные о неполном восстановлении функциональных возможностей спортсмена, нагрузка должна быть уменьшена, так как ее, видимо, завысили.

Особенно важно предупредить возможность накапливания недовосстановления, все увеличивающегося нервного утомления.

Если спортсмен тренируется длительно, с большой нагрузкой на организм и отдыха между занятиями не хватает для восстановления, если часто предъявляются очень высокие требования к ЦНС, психике спортсмена, начинает все больше сказываться утомление, которое нередко называют переутомлением. Если это замечено вовремя, то ликвидировать такое переутомление можно полным отдыхом в течение 4 - 5 дней, а затем занятиями со значительным снижением нагрузки и изменением комплекса физических упражнений. Если же вовремя не дать нужного отдыха, не изменить плана занятий, не уменьшить дозировку, то это переутомление вызовет истощение нервной системы – перетренировку.

Динамика ухудшающихся показателей контроля на графике очень рано скажет о возникшей возможности перетренировки. При таких симптомах следует значительно снизить нагрузку занятий и прекратить выполнять упражнения в специализируемом виде. Кроме того, необходимо сразу же обратиться к врачу: медицинские методы обследования и рекомендации в этот период очень важны. Вовремя замеченные данные перетренировки можно ликвидировать довольно быстро, и через 1,5 - 2 недели можно вернуть прежнюю спортивную форму. Но если перетренированность зашла далеко, то ликвидация ее потребует значительно большего времени - отдыха и, возможно, специального лечения. Однако длительный отдых должен быть активным. Вместо тренировки в своем виде легкой атлетики нужно выполнять упражнения на местности, заниматься другими видами спорта, но без напряжения и, конечно, не участвовать в соревнованиях. Прекрасно помогают ликвидировать явления перетренировки такие формы активного отдыха, как прогулки, охота, катание на лодке.

Когда у перетренированного атлета после длительного отдыха появляется желание вновь заняться своим видом легкой атлетики, ему можно приступать к регулярной тренировке.

Разумеется, лучше не допускать перетренированности. Для предупреждения ее нужно соблюдать указанные ранее правила сохранения спортивной формы, являющиеся и правилами предупреждения перетренировки. В основе основ этих правил - оптимальное чередование работы с отдыхом, обеспечение полного восстановление к намеченному для этого дню.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Характеристика видов контроля.

2. Основные задачи поэтапного, текущего, оперативного контроля.

3. Основные требования к подбору методики тестов применяемых в оценке физических качеств.

4. Характеристика педагогического контроля и учета.

5. Основные задачи ежедневного самоконтроля спортсмена и его дневник.

6. Характеристика задач врачебного контроля.

7. Каким образом можно определить индивидуальные особенности спортсмена.

8. Какие виды контроля тренировочных и соревновательных нагрузок вы знаете.

 

Лекция № 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: