Профессионально-прикладная подготовка в вузе

Вопросы для обсуждения:

1. Общие задачи и направленность ППФК в высших учебных заведениях

2. Производственная физическая культура.

3. Основы прикладной физической подготовки

4. Планирование учебно-воспитательного процесса по прикладной физической подготовке

 

Физическое воспитание студенческоймолодежи проводится по государственным программа и с учетом интересов занимающихся.

В первом случае физическое воспитание осуществляется преподавателями кафедр физического воспитания, во втором– тренерами спортивного клуба при участии студенческого физкультурного актива.

Физическое воспитание в вузах проводится в следующих формах:                                                                                                    

¨ академические учебные занятия (обязательные и факультативные);

¨ профессионально - прикладнаяфизическая подготовка;

¨ физические упражнения в режиме дня;

¨ самодеятельные занятия физической культурой спортом и туризмом во внеурочное время;

¨ массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Все студенты по состоянию здоровья и уровню физического развития для прохождения курса физического воспитания подразделяются на три группы – специальную, подготовительную и основную.
В соответствии с этим создается три отделения – специальное медицинское, подготовительное и спортивного совершенствования, занятия в которых имеют свою специфику как по содержанию, так и по методике.

В соответствии с учебными планами вузов академические учебные занятия на первом и втором курсах проводятся по 2часа обязательных и 2 часа факультативных в неделю, на последующих курсах – по 4 часа факультативных. Однако в отдельных вузах по решениям ректоратов физическое воспитание в форме обязательных занятий проводится на всех курсах.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в систе­ме физического воспитания высшей школы занимает большое место. Они представляет собой составную часть разносторонней подготов­ки студентов.

Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется с учетом особенностей профессий, а также географичес­ких и климатическихусловий, в которых предстоит им работать.

Учебно-тренировочные занятия по профессионально-приклад­ной подготовке проводятся по специальным учебно-методическим пособиям и программам.

Физические упражнения в режиме учебного дня в виде утренней гигиенической гимнастики, вводной гимнастики, физкультурнойпаузы, производственной физической культуры способствуют укреплению здоровья, являются одним из путей внедрения физической культуры в быт студентов.

Самодеятельные занятия студентов физическойкультурой, спортом и туризмом во внеурочное время организует и проводит спортивный клуб.

В его функции входит:

¨ организация и проведение учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях и по туризму;

¨ организация и проведение семинаров по подготовке общественных инструкторов и судей по спорту;

¨ организация наглядной агитации и пропаганда здорового образа жизни.

Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия – составная часть всей системы физического воспитания в вузе. Организационнымиформами работы являются занятия в спортивных секциях, секциях общей физической подготовки и группах здоровья, соревнования по видам спорта и туристские походы, физкультурно-оздоровительные мероприятия в студенческих общежитиях и спортивно - оздоровительныхлагерях. Вся работа проводится под руководством спортивного клуба вузапри непо­средственном участии преподавателей кафедры физического воспитания.

Спортивный клуб является общественной организацией, его работа проводится на основе широкой творческой инициативы, демократии, коллегиальности руководства и выборности руководящих органов, отчетности их перед членами спортивного клуба. Основой деятельности спортивного клуба является широкая самодеятельность, самоуправление и самообслуживание его членов с привлечением к работе студенческого спортивного актива.

Высшим руководящим органом коллектива физической культуры ВУЗа является конференция членов спортивного клуба. На конференции открытым голосованием избирается правление спортивного клуба.
На первом заседании правления из его состава избирается председатель и его заместители, распределяются обязанности между остальными членами правления. В правлении спортивного клуба организуются секторы, количество и наименование секторов устанавливает правление спортивного клуба при согласовании с профкомом.

Правление спортивного клуба работает под руководством профкома вуза.

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Одна из целевых установок в системе воспитания учащейся молодежи - подготовка к трудовой деятельности и службе в ря­дах белорусской армии. В системе физического воспитания од­ним из основополагающих принципов является принцип при­кладности (связи физической культуры с практической жизнью общества). Этот принцип отражает важнейшую функцию физи­ческой культуры в обществе - быть фактором подготовки чело­века к трудовой и оборонной деятельности. Главные положения этого принципа выражаются в следующем:

1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средст­вам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно при­кладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого спектра разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

3. Надо постоянно и целенаправленно связывать культур­ную деятельность с формированием активной жизненной пози­ции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Эти положения обязывают как преподавателя ОБЖ (учителя физической культуры), так и самих юношей и девушек макси­мально связывать физическое воспитание с практической жиз­нью общества.

Прикладность в самом общем смысле есть свойство чего-либо быть прикладным, практически пригодным и полезным в ка­честве приложения к чему-то основному, дополнять его и (или) воздействовать на него в определенном направлении.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, на­правленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей и систем организма, создаю­щих благоприятные условия для совершенствования всех сто­рон подготовки.

Прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляе­мый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах беорусской армии.

Прикладная физическая подготовка направлена на форми­рование нужных в жизни двигательных умений и навыков, раз­витие жизненно важных физических способностей, оптимизации здоровья и работоспособности учащейся молодежи.

Содержанием прикладной физической подготовки явля­ются не только специально подобранные физические упраж­нения, выполняемые в необычных условиях, но и учебный материал, обеспечивающий психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях. Но одновременно вместе с ней учащиеся должны получить на занятиях навыки по саморегуляции, умению быть психологически готовыми к действиям в любых опасных и трудных ситуациях.

Основными задачами прикладной физической подготовки учащихся 10-11-х классов являются:

1) целенаправленное развитие физических способностей, от­вечающих специфической деятельности юношей и девушек;

2) совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе;

3) повышение функциональной устойчивости организма юно­шей и девушек к необычным и экстремальным условиям.

Реализация программного материала по прикладной физи­ческой подготовке осуществляется на уроке и на внеклассных спортивно-массовых мероприятиях (например, на спортивно- прикладных соревнованиях) преподавателем ОБЖ или учите­лем физической культуры, а также в процессе самостоятель­ных тренировочных занятий по заданию преподавателя. При этом необходимо максимально приблизить условия выполне­ния двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям, в которых изученное на за­нятиях будет использоваться.

Практические занятия по прикладной физической подготовке состоят из трех функционально связанных составных частей: под­готовительной, основной и заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособно­сти организма под влиянием физических нагрузок. В начале на­грузки организм преодолевает инерцию покоя посредством посте­пенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая со­ответствует подготовительной части занятия. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее повышения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части занятия. По мере расходова­ния функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособ­ность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения, или утомления, которая соответствует заключительной части занятия.

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Планирование учебно-воспитательного процесса по при­кладной физической подготовке - это предварительная разра­ботка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и способов (методов) проведения занятий с конкретным кон­тингентом занимающихся.

Наиболее важные требования к процессу планирования таковы:

1. Целевая направленность педагогического процесса. За­ключается в требовании определения конечной цели этого про­цесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе гово­ря, из методического арсенала преподавателя ОБЖ (учителя фи­зической культуры) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной, поэтому препо­давателю необходимо трезво оценить возможности ее дости­жения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат требо­вания государственной программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11-е классы (раздел «Прикладная физическая подготовка»).

Цель конкретизируют целой системой педагогических задач с определением последовательности и сроком их реа­лизации.

2. Всесторонность планирования задач педагогического про­цесса.Требование состоит в том, чтобы, исходя из поставленной цели, достаточно полно предусмотреть образовательные, оздо­ровительные и общевоспитательные задачи и наметить соот­ветствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Плани­рование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на за­кономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно освоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализа­ции, прогрессирования и др.).

В планировании процесса прикладной физической подго­товки надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма учащихся, их возрастные психо­логические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатиче­ские условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план: чем на меньший срок он составля­ется, тем в большей степени конкретизируется. Самым кон­кретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

При разработке документов планирования по прикладной физической подготовке желательно придерживаться такой по­следовательности основных операций:

1. Прежде чем приступить к планированию, собираются оп­ределенные сведения о занимающихся, для которых предсто­ит составить план (состояние здоровья, уровень физической подготовленности и др.). Иначе нельзя полноценно осущест­вить планирование. Кроме того, данные нужны для комплек­тования однородных по состоянию здоровья и уровню подго­товленности групп при проведении занятий по прикладной физической подготовке.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения с ними контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебного обследо­вания.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учеб­но-воспитательного процесса по прикладной физической подготовке применительно к конкретному контингенту зани­мающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач, устанавливаются норма­тивы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах прикладной физической подготовки.

4. Определяются разделы программы занятий и рассчитыва­ется учебное время на разработку теоретического и практиче­ского содержания программы и ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохожде­ния учебного материала (теоретического и практического) на год, полугодие, отдельные занятия и уточняются объем и ин­тенсивность намечаемых нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описа­тельному либо табличному оформлению плана. При этом про­сматриваются и согласуются все его пункты, разделы, парамет­ры нагрузок и т. д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя сред­ства графического изображения, разные цвета.

Таким образом, планирование носит последовательный харак­тер и составляется по принципу от общего к более детальному.

Основными документами планирования учебно-воспитательного процесса по прикладной физической подготовке яв­ляются: 1) распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка учебных часов); 2) тематиче­ский план поурочного прохождения учебного материала; 3) планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Они разра­батываются самими преподавателями, исходя из официаль­ных документов: учебного плана общеобразовательной школы и программы по прикладной физической подготовке. Каждый последующий документ более частного характера, разрабаты­вается в соответствии с предшествующим.

В сетке учебных часов указывается количество часов, отве­денных на каждый раздел прикладной физической подготовки, и распределение временных затрат на прохождение учебного материала по месяцам в течение года.

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1. Охарактеризовать задачи и направленность ППФК в высших учебных заведениях

2. Значение производственной физической культуры

3. Характеристика теоретико-методических основ прикладной физической подготовки.

4. Дать характеристику основным организационным формам занятий физической культурой и тренировочным занятиям.



Лекция № 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: