Вопросы для обсуждения:
1. Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки.
2. Специализированные учебно-спортивные учреждения.
3. Школы высшего спортивного мастерства.
Подготовка спортивных резервов, воспитание спортсменов высокого класса осуществляются в республике спортивными школами. Сегодня функционирует свыше 400 специализированных учреждений, среди которых более 150 специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), а также детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ). Обеспечивается стабильная и планомерная подготовка в национальные сборные через школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Большое значение для привлечения подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом.Детско-юношеские спортивные школы независимо от ведомственной подчиненности являются учебно-спортивными учреждениями отрасли «Физическая культура и спорт». Они комплектуются детьми и подростками, не имеющими отклонения в здоровье и противопоказания для занятий спортом. В ДЮСШ всем спортсменам-учащимся предоставляют равные права и условия поступления, занятий и обучения. Основной функцией ДЮСШ является подготовка спортивного резерва и передача спортсменов в высшее звено подготовки. Оргструктурой детско-юношеской спортивной школы служат группы начальной подготовки и группы учебно-тренировочные. Критерии показателей деятельности групп НП:
|
|
- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств и физической подготовленности занимающихся;
- уровень освоения основы техники вида спорта, навыков гигиены и самоконтроля;
- число занимающихся, зачисленных в учебно-тренировочные группы.
Критерии работы учебно-тренировочных групп [6]:
¨ состояние здоровья и уровень физического развития занимающихся;
¨ динамика роста уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;
¨ освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;
¨ освоение теоретического раздела программы;
¨ число учащихся, переданных в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки.
Минимальным показателем для сохранения статуса детско-юношеской спортивной школы является передача не менее 2 учащихся в высшее звено подготовки в течение аттестуемого (4-летнего) периода.
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах – 4-х часов. Время обучения на этапе начальной подготовки не более 3 лет, на учебно-тренировочном – не более 4 лет.
|
|
В ДЮСШ могут создаваться группы спортивного совершенствования, длительность одного занятия в них не более 5 часов. Обучение не должно превышать более 3 лет. Уровень квалификации спортсменов-учащихся от I разряда до МС. На базе существующих ДЮСШ (достигших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов и обеспеченных спортивной базой и тренерскими кадрами) создаются на этапе спортивного совершенствования специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), перед которыми ставится цель – подготовка резерва для национальных сборных команд по видам спорта. Основными критериями работы СДЮШОР являются [6]:
¨ уровень функционального развития учащихся;
¨ выполнение спортсменами объема тренировочных, соревновательных нагрузок;
¨ динамика спортивно-технических показателей;
¨ результаты выступления в республиканских соревнованиях;
¨ число спортсменов, зачисленных в резервные и стажерские составы национальных команд по видам спорта.
Наполняемость в группах НП – 12–14 учащихся, группах УТ – 6–12 учащихся, группах СС – 4–6 учащихся.
Организационно-управленческая структура спортивных школ, кроме обязательных групп занимающихся, представлена администрацией (директор, заместитель директора по учебно-спортивной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной работе), тренерским и педагогическим советами ДЮСШ, СДЮШОР. Спортивные школы, согласно Типовому положению, могут иметь и такую форму организации занятий как, спортивные классы (на базе общеобразовательных школ, лицеев, гимназий).
Школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), в отличие от детско-юношеских спортивных школ, представляют полупрофессиональное промежуточное звено между национальными командами и спортивным резервом. Перед ними ставится цель – подготовка спортсменов высокого класса. Организация работы: группы спортивного совершенствования и группы высшего спортивного мастерства в режиме постоянно действующего учебно-тренировочного сбора. В них также проходят подготовку не только спортсмены-учащиеся, но и спортсмены-инструкторы штатных национальных команд. ШВСМ также методически обеспечивают развитие культивируемых видов спорта. Группы высшего спортивного мастерства (ВСМ) классифицируются на:
- группы ВСМ, имеющие в своем составе призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира или Европы;
- группы ВСМ, имеющие в своем составе члена штатной национальной команды РБ;
- группы ВСМ – КМС и МС, стажеры в национальных сборах.
Детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) являются детскими внешкольными учреждениями отрасли образования и комплектуются из числа дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов и средних специальных заведений. Основная цель ДЮКФП – укрепление здоровья и физическая подготовка воспитанников. Учебная работа проводится по разделам общефизической и специальной физической подготовки. Учебный план рассчитан на 46 недель учебных занятий в условиях клуба и 6 недель – спортивно-оздоровительного лагеря. Продолжительность одного занятия не более 2 академических часов в группах ОФП и не более 3 часов в группах СФП по нормативам групп начальной подготовки спортивных школ. Форма организации занятий в ДЮКФП – кружки общефизической подготовки. Клуб оказывает методическую, организационную и практическую помощь в проведении внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. В расписание общеобразовательных школ может включаться работа педагогов ДЮКФП, которые во внеурочное время проводят занятия в кружках (группах), сформированных из числа учащихся школы.