Историческое время. Эпоха, период, поколение. Хронотоп

Время (от греч. «движение») – это форма существования материи (от греч. – «движение»). Каждой формой материи присуще свое время свое время. Если. Если физическое время однолинейно, то в историческом времени прошлое, настоящее и будущее пересекаются в человеке.

Проблема времени имеет особое значение для исторической науки, поскольку субъект и объект исследования отделены друг от друга временем. Календарное время (внешнее время) - исторически непрерывно, абсолютно, симметрично.

Социально-историческое время (внутреннее время) – прерывно и относительно. Возможна цикличность и повторяемость, аритмии, остановки и движение вспять. Характеристикой социального времени является плотность. Чем более масштабным является изучаемое событие, тем более длительное время необходимо для его осмысления. Чем ближе событие к современности, тем более вероятность искажения, тем более идеологизированы оценки. Отчет социально-исторического времени идет от появления исторического общества.

В качестве важнейшего критерия общественной ориентации человека время стало восприниматься с эпохи Возрождения. Первобытные люди воспринимали время только как конец жизни человека и не придавали ему (времени) социального значения. Время – круг, пространство – квадрат.

В Древней Индии пространство воспринимается как движение колеса. Уход в Нирвану – это выход из времени. Там, где Будда, там – времени нет. Совершенный человек – вахтисава может уйти туда, где нет времени и пространства – в нирвану.

Античный мир жил настоящим. Древнегреческие философы делили время на «хронос» и «кайрос» (т.е. подлинное, наполненное смыслом).

В христианстве историческое время очень драматично. Все время это – ожидание конца света и подготовка к загробной жизни (отсчет от Адама).

В период Возрождения и Гуманизма время делится на древнее время, средневековье и новое время. 

Так как история далека от линейности, поэтому любая периодизация носит характер интерпретации исторических событий и процессов. Периодизация отражает направленность исторического процесса и позволяет организовать и упорядочить систему знаний об исторических событиях.

Период отражает направленность исторического процесса и позволяет организовать и упорядочить систему знаний исторического процесса.

Эпоха (от греч. «остановка») – это целостное представление о мире, окружающем человеке и о тенденциях времени; ее границы условны, подвижны и относительны (качественная ступень исторического развития). Чем эпоха интереснее для историка, тем она для современника печальней.

Период предполагает наличие исторического ритма. Для построения периодизации необходимо постижение закона, гармонии и симметрии исторического времени. Период отражает единство прерывности и непрерывности исторического процесса.

Поколение показывает преемственность исторического развития. Чем ближе к современности, тем – меньше показатель качественных изменений. С ускорением темпов развития исторического процесса возраст пришел на смену статусу.

Хронотоп (cronos – время, topos - место) [6] – введенное в теорию лит-ры и философию М. М. Бахтиным понятие (ранее оно употреблялось в матем. естествознании, биологии), подчеркивающее неразрывную слитность в структуре образа пространственных и временных характеристик. Из историков его активно использовали медиевисты Арон Гуревич и Жак Ле Гофф. Хронотоп – это единство пространства и времени.

8. Исторический факт и исторический источник. [7]

Исторические источники -весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.   

Существует несколько способов классификации исторических источников. Первым действительно научную, типологическую классификацию создал в начале ХХ в. А.С.Лаппо-Данилевский. В качестве основания для своей классификации он избрал степень близости источника к отраженному в нем событию. Согласно ей все исторические свидетельства он поделил на источники, изображающие факт и источники, обозначающие факт. Первые он назвал остатками культуры, вторые - историческими преданиями.

Остатки культуры – это остатки самого события. К ним А.С.Лаппо-Данилевский относил вещественные памятники и юридические акты. Исторические предания пересказывают событие. Описанное в предании событие преломляется сознанием его автора. К преданиям создатель классификации относил все словесные и письменные свидетельства. Исторические предания нуждаются в проверке достоверности. Остатки культуры достоверны. Но предварительно нужно доказать их подлинность. После чего можно смело полагаться на их показания.

Наибольшее признание получили классификационные схемы Л.Н.Пушкарева, обнародованные им в 1975 году. Все исторические источники он поделил на семь типов: 1) вещественные (археологические), 2) письменные, 3) устные (фольклорные), 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фото, - кинодокументы и 7) фонодокументы. Классификация имеет два основания: способ кодирования информации и принадлежность источника к той или иной гуманитарной науке. Это удобно. Но, с другой стороны, деление по двум признакам несомненный недостаток данной группировки, так как источник может одновременно принадлежать к двум типам.

Несколько позже, в 1981 году И.Д.Ковальченко представил усовершенствованный вариант типологической группировки, построенный только с учетом способа кодирования информации. Вся совокупность исторических источников была разделена им на 4 типа: 1) вещественные, 2) письменные, 3) изобразительные и 4) фонические.

Исторические источники также можно разделить на внутренние (то есть созданные внутри исследуемого региона) и внешние (когда описание создается людьми, выходящими за пределы данного исторического контекста, как например Арабские источники по истории Африки).

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус. Таким образом намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы.

Внутри видов, когда возникает необходимость, источники делят на разновидности. Так среди источников личного происхождения исследователи выделяют мемуары, дневники и переписку.

Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента:

 Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Исторический факт. В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт (от лат. «действияе», «событие», «сделанное» - это конкретные проявления действительности в ее прошедшем или текущем состоянии, т.е. объективная реальность) и научно-исторический факт (это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного. Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. Исключение сост. случаи, когда источник дает возможность непосредственно-чувственно воспринять прошлое).  

Исторические факты чрезвычайно многообразны по пространственно-временной протяженности (факты простые и сложные), по предметной содержательности (факты экономической, социальной, политической, культурно-идеологической жизни и т.д.) и по системе присущих им взаимосвязей. Любой исторический факт всегда находится в системе других фактов и взаимодействует с ними. Поэтому при инвариативности каждого отдельного выражения исторического факта система этих выражений является многозначной. Это служит объективной основой для разного «видения» исторических фатов познающим субъектом-историком.

Многообразие и сложность даже простых исторических фактов состоит в том, что они выражают историческую реальность и со стороны ее объективного содержания и со стороны ее субъективных восприятий современниками. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow