Понятие исторического процесса. Теории исторического процесса

Исторический процесс — это процесс смены явлений, состояний в развитии человечества. Появляются человеческие общества, которые развиваются и гибнут. Возникают различные формы человеческой жизнедеятельности, определённые формы (способы) производства, формы семьи, политического устройства, которые также сменяются другими. Формируется ценностно-нормативная система, верования, культурные ценности. Всё это и есть составляющие исторического процесса. [4]

В средние века религиозная парадигма трактовала историю как процесс, приобретающий смысл лишь в контексте осуществления божественного замысла. Главная черта религиозных концепций – провиденциализм – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека. Эта черта присуща всем мировым религиям. Основатель христианской концепции Евсевий Памфил (4 в. до н.э.). Законченный вид она приобрела в «Учении о граде божьем» А.Блаженного.

Еще одна черта – дуализм – противопоставление всего земного - небесному. Вся история – это результат деятельности различных личностей, в которую вмешивались потусторонние силы.

В эпоху Возрождения и Просвещения начинает развиваться рационалистический взгляд на историю. История – это имманентный процесс реализации разума (естественного закона).

В 1840-е г. Марксом был разработан формационный подход. Основной единицей классификации общественного процесса являются общественно-экономические формации:

Первобытнообщинная

Рабовладельческая

Феодальная

Капиталистическая

Коммунистическая.

Формация – это исторический взгляд, основанный на способах производства. Формация состоит из базиса и надстройки.

Надстройка – это совокупность идеологических взглядов.

Идея прогресса и перехода от одной формации к другой заложена в основу формационного подхода. Противоречия в развитии приводят к революции и к переходу к другой формации. Движущая сила истории – классовая борьба.

Достоинства формационного подхода: 1) он показывает поэтапность развития цивилизации и общества; 2)экономический детерминизм.

Слабые стороны подхода Маркса: 1)Излишняя запрограммированность, т.е наличие жестких рамок. (например, история востока не вписывается в формационную концепцию); 2) только буржуазная форма имела универсальный характер; 3)недооценка духовных факторов.

В основе цивилизационного подхода (концепции) лежит причастность к той или иной цивилизации.

Есть более 100 определений термина цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный). В этом уже – минус подхода.

Цивилизация это – синоним культуры.

Цивилизация это – уровень, ступень общественного развития.

Цивилизация это – определенная стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством.

Понятие цивилизация появилось в XIX в. и первоначально было простым синонимом слова культура. Французские философы и просветители рассматривали цивилизованное то общество, которое основано на началах разума и справедливости. В ХХ веке цивилизованное общество – это капиталистическое.

Единой классификации цивилизации не сложилось. Каждый автор представляет цивилизационный подход по своим критериям. Широкое распространение в ХХ веке получила теория локальных цивилизаций. Идеи единого прогресса отвергались. Эта теория связана с именем А.Тойнби.

Цивилизация (по Тойнби) – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. Данилевский, например, считал, что каждая культура имеет индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О.Шпенглера цивилизация – это заключительная стадия развития любой культуры.        

Достоинства цивилизационной типологии: 1) факторы культуры выделены как существенные; 2) цивилизационный подход дает возможность показать индивидуальные черты и обратить внимание на человека.

Слабые стороны типологии: 1) расплывчатость и множественность понятия цивилизация; 2)изначальная направленность на характеристику высокоразвитых обществ.

Новая историческая наука (школа Анналов) – научное направление, возникшее во Франции в конце 1920-х-1930-е гг. С 1929 по 1939 гг. выходит журнал «Анналы» (затем с 1941 г. он стал выходить под другим названием). Основатели направления: М.Блок и Л.Февр. Сторонники этой школы предлагают изменить «историю-повествование» - «историей-проблемой». Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описания событий, а – общество в целом, пытаясь вскрыть его глубинные структуры. Историческая наука стал растворяться в смежных науках: социологии, географии, этнографии. Произошло расширение круга исторических источников. Возникло отрицание исторического прошлого как объективно существующего: есть только субъективно существующий исторический источник. Главный подход –диалог с прошлым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: