Интеллектуальная история. «Культурная история». История ментальностей

Интеллектуальная история. Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи, так и историю самих идей. В отличие от чистой истории философии и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.

Культурная история. [11] Не следует путать культурную историю с историей культуры! История культуры – это изучение высших достижений человеческой культуры; а предметом культурной истории является то, как жили и перерабатывали свою материальную реальность в культуру, создавая вторую реальность, простые люди.

Вторая реальность – это ментальные представления, стереотипы поведения, обычаи, ценности, модели мышления, символические системы.  

История ментальностей – это наиболее влиятельное междисциплинарное направление современной науки, предметом изучения которого являются ментальности. Ментальность - это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли - диктуются культурой, а эмоции - реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида. Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта. Таким образом ментальность - это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах.

История ментальностей (менталитета) — неотъемлемая часть!новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. "историко-антропологического поворота" — интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе — «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).

Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала "Анналы", заставили потесниться "историю высказываний" философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительных структур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.

Круг тем и проблем "историка ментальностей" — это восприятие географической среды, отношения к природе, пространства и времени в самом широком смысле, позволяющее понять восприятие людьми того времени самой истории — ее поступательного развития или ее "круговой" повторяемости, регресса, статики, движения. Он включает также весь спектр проблем, связаных с системой верований, отношениями мира земного и мира потустороннего, восприятием и переживанием смерти, разграничением естественного и сверхествественного, духовного и материального. В некоторых аспектах историки ментальностей близки специалистам по истории повседневности — когда изучают установки людей, касающиеся восприятия труда в доме и вне дома, брака, сексуальной культуры, воспитания детей и отношения к ним, гендерных стереотипов, болезней, уродств, инвалидности, старости, семьи, когда исследуют ориентацию на новое или на традиционное. Через историю ментальностей в "новую социальную историю" вернулось изучение права, которое Ж.Ле Гофф называл "пугалом историка" — но это не традиционное описание норм и предписаний, а реконструкция их восприятия рядовыми людьми в праве писаном и обычном, воссоздание правосознания определенной эпохи. В центре внимания историка ментальностей всегда присутствуют и социально-политические аспекты духовной жизни и коллективных умонастроений людей

Методы изучения ментальностей очень разнообразны. Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения, историку приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название "историко-этнографического". Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм — слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям.

 Исследования: Й.Хейзинга «осень средневековья», Ф.Арьес, Ж.Ле Гофф («Цивилизация средневекового запада», Ж.Дюби, Э. Леруа Лядюри  в России — М.М.Бахтин, А.Я.Гуревич, Н.Л.Пушкарева, Г.Гачев «Ментальности народов мира».

Значение истории ментальностей в науке определяется стремлением сломать невидимый барьер, разделяющий социально-экономическую или политическую историю и историю духовной жизни, объединить развивающиеся автономно исторические дисциплины, проникнув в глубины духовной жизни людей прошлого. Возникшая как "испытательный полигон" новых исследовательских практик медиевистов и специалистов по западноевропейской истории раннего Нового времени, история ментальностей быстро нашла себе место и в исследованиях более поздних эпох и способствовала написанию и их истории как наразрывного единства материальной и духовной жизни, общества и культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: