Проблема объективности исторического знания

Проблема объективности исторического знания

Задача исторической науки - выработка и систематизация истинного знания о действительности. С Нового времени синонимом истинности становится понятие объективности: истинное знание – это объективное знание.

Объективность включает в себя:

1) Признание, присутствие личностной и социально-обусловленной позиции исследователя.

2)Отрицание монополии на истину любой точки зрения.

3)Отрицание безбрежного плюрализма.

Для достижения объективности знаний в историческом исследовании необходимо:

А) Использовать максимальное количество разнотипных источников.

Б) Выбрать адекватные методики исследования.

В) Соблюдение логики исследования и обязательное прохождение уровней познаний.

Г) Профессиональная добросовестность и независимость исследователей.

Д) Исследовательский процесс должен опираться на существующее знание, с одной стороны, и быть активно творческим, с другой. Т.е. опираясь на достигнутые знания, не игнорируя и не довольствуясь ими, исследователь должен искать пути и методы движения вперед, исходя из задач, выдвигаемых общественной практикой.   

Е) Должна быть обеспечена возможность всестороннего подхода к объекту познания. Только при таком подходе может быть учтено все многообразие явлений, отражающих внутреннюю сущность объекта познания.[9]

Возможные ошибки:

Заблуждения.

Фальсификация. Например, Фоменко и Носовский привели заведомо ложную периодизацию (история России укладывается в 300 лет). 

Некоторые положения математика Фоменко (материал интернета):

История человечества с приемлемой достоверностью известна лишь начиная с XVIII века.

Основные события в истории человечества дублировались на страницах хроник в результате переводов, переложений, изложения одних и тех же событий разными летописцами и т. д.   

Неевропейские цивилизации не настолько древние, как полагает «традиционная хронология». История таких государств как Япония и Китай насчитывает не более 1000 лет.

«Традиционная хронология», помимо добросовестных ошибок её «авторов», не соответствует реальности из-за преднамеренных фальсификаций истории, которые постоянно проводились по заказу или при одобрении различных политических сил.

 

Классический историцизм и постмодернистские концепции.

Историцизмэто стратегия исторического познания, предполагающая постижение истории с парадигмальной позиции, основанная на идее единства исторического бытия и исторического познания. Складывается на рубеже 19—20 вв. Но, по мнению британского философа и социолога Поппера, «по основаниям строго логического характера предсказать течение событий невозможно». В своей работе «нищета историцизма»(1945) он доказывал следующее:

1)Значительное воздействие на историю оказывает развитие человеческого знания.

2)Рациональные или научные способы не позволяют предсказать развитие научного знания.

3)Ход человеческой истории предсказать невозможно.

4)Теоретическая история невозможна, т.е. невозможна историческая социальная наука, похожая на теоретическую физику. Невозможна теория исторического развития, на основе которой можно предсказывать. [10]

Однако лишь в 1970-е гг. происходит культурный поворот гуманитарных наук (или антропологический поворот). Его осуществили историки США, Франиции и др стран: Берг, Гирдс, Бордье, Хобсбаум, Поппер. Предпосылки переворота: Вторая мировая война, процесс деколонизации, демократизации, информатизации, возникновение общества массового потребления. В следствии этих процессов возникло неприятие глобальных объяснительных схем. Очень сильное влияние на историческую науку в этом плане оказали философы (теория Мишеля Фуко), лингвисты и антропологи.

В отечественной науке этот переворот связан с перестройкой, распадом СССР, с отказом от марксисткой идеологии. Ко всем вышеперечисленным веяниям часто употребляют термин постмодернизм.

Основная идея постмодернистской концепции – мы можем знать об идеях и фактах лишь опосредовано - из сообщений о них. Прошлое – реальность, история – это конструкция. В острых дискуссиях историков звучит призыв к созданию такой истории, которая отражала бы опыт людей, долгое время «спрятанных» от исследовательского интереса (т.е. – простых людей).

Классический историцизм Постмодернизм
Цель – воссоздать объективную картину прошлого Объективность в исторических исследованиях невозможна, так как нет самого объекта в истории
Признание линейной временной последовательности исторического процесса (принятие идей прогресса) Мир – это набор различных культур и интерпретаций
Рационализм и структурализм Мир многоуровневый и дискретный.

С точки зрения постмодернистов история – это то, что мы представляем себе о том, что случилось в прошлом, а также о том, что написали наши предшественники.

Для современных методологических подходов характерно:

1)Междисциплинарность (не только заимствование, но и появление новых конструкций);

2)Антропологический подход – акцент переносится на самого человека (причем, не на столько на непосредственно созданные им структуры, сколько на его непосредственный опыт в историческом процессе; идет персонификация истории). 

3)Постструктурализм – критикует деление на структуры, переносит акценты на все нестабильное, случайное и фрагментарное. Полем изучения наряду с государствами, классами и нациями становится семья, община.

4)Деконструктивизм – поиск в тексте скрытых смыслов, следов прошлых языковых практик. Становится возможным изучение обыденного сознания и моделей поведения людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: