Демографическая и экологическая история. Историческая синергетика

Историческая демография [16] - научная дисциплина, объектом исследования которой являются демографическая история, которая находится на стыке истории и демографии. Историческая демография изучает демографические явления и процессы в их исторической ретроспективе. В 60-70-е гг. ХХ в. — Ф. Бродель взглянул на историческую демографию со стороны истории: динамика населения свидетельствует о прогрессе в обществе (или его отсутствии). Исторический перелом ХVI-XVII вв.- становление промышленности и разложение с/х, изменение численности населения — результат экономического прогресса. Условно выделяют 3 направления историко-демографических исследований:

1. Реконструкция исторической динамики населения (расселения, демографии, миграции);

2. Анализ исторической эволюции демографического процесса (история рождаемости, смертности, брачности и т.д.) — исторической смены типов воспроизводства населения;

3. Изучение роли демографического фактора в истории (социальная регуляция воспроизводства населения с древнейших времен до современной демографической политики).

Термин «историческая демография» был впервые употреблен в 90-е гг. XIX в. во Франции Одна из первых публикаций по исторической демографии относится к началу XIX в. в 1908 г. — Лергберг попытался установить численность населения при Петре I. Ковалевский, Милюков, Покровский (XIX-ХХ вв.) — исторические демографы России. Исследовали различные факторы: пертурбационные — эпидемии, воины; проблемы расселения населения (Семевский, Любавский).

Методологической особенностью данного направления является сочетание исторических методов со специальными методами демографии: Например: 1) метод когорт (применяется при изучении изменения того или иного демографического признака — рождения или смертности - в пределах жизни одного поколения). Когорты- группы населения, объединенные одним демографическим признаком. 2) Метод продольного и поперечного анализа (сравнение особенностей воспроизводства нескольких поколений). 3) Метод потенциальной демографии (демографические процессы выражаются не численными показателями, а демографическими потенциалами).

Исследования по исторической демографии: Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века: Очерки демографической истории Франции. М., 1991; Кузьмин А. И. Семья на Урале: демографические аспекты выбора жизненного пути. Екатеринбург, 1993, Баженова Е. С. Китай в демографическом измерении и др.[17]

Экологическая история – относительно новое, быстро развивающееся направления современных исторических исследований, изучающего историю взаимоотношений человека и природы. Экологическая история возникла в 1970-е годы на волне общественного интереса к проблемам окружающей среды и охраны природы; с тех пор экологические историки питают надежду помочь экологам, вскрывая исторические причины современных экологических проблем. Именно в 70-е гг. открылось Американское общество истории окружающей среды и Европейское общество истории окружающей среды. Научные общества издают специализированные журналы.

Цель нового направления - формирование глобального экологического сознания, развитие исторического представления о человеке как части природы и невозможности дальнейшего существования человечества без сохранения окружающей его среды, введении основных естественнонаучных понятий в историческую науку, способствующих созданию более глубоких представлений о биосфере.

Наиболее разработано направление, рассматривающее взаимодействие технологии и окружающей среды в контексте городской истории. Сильнейшие воздушные загрязнения в крупных городах мира, топливный кризис начала 1970-х годов и другие события пробудили интерес к исторической составляющей данной проблемы. В частности, в исследовании С. Хипкинса и С.Ф. Уотса «Оценка воздушного загрязнения в Йорке: 1381—1891» было доказано, что проблемы окружающей среды в средневековье и новое время отличались от современных главным образом лишь по «масштабу и степени».

Значителен интерес зарубежных исследователей к истории природоохранных мероприятий нашел свое отражение в работах Р. Хоуса «Муниципальное регулирование загрязнения воздуха в Ливерпуле, 1853—1866», П. Матаня «Природоохранная политика во Франции в XIX веке, П. Торшейма «Парадокс бездымного топлива: газ, кокс и окружающая среда в Англии, 1813—1949».

В контексте истощения природных ресурсов заметное место заняли работы Г. Кибреба, Р.П. Такера, характеризующие эксплуатацию экономически отсталых стран Африки, Латинской Америки, Азии, результатом которой стало уменьшение лесных угодий, некоторых видов полезных ископаемых и т.д. К. Кулл доказал, что низкий уровень развития производительных сил отдельных народов также становился причиной растущего антропогенного воздействия на природную среду. Отсутствие иных средств к существованию заставляло многие народы усиливать эксплуатацию дикой природы — истощать почву, вырубать леса, истреблять целые виды представителей животного мира.

Одна из самых сложных областей — история использования водных ресурсов, техническое воздействие на которые неизбежно влекло природоохранные проблемы. Интересны работы С. Велэйтама, Г.Ф. Байта, показавших, как перемещение огромных масс воды для водоснабжения, ирригации или производства энергии неизбежно влечет за собой существенные изменения в окружающей среде.

Заметным явлением в российской исторической науке стал фундаментальный труд Л.В. Милова «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», появление которого ознаменовало попытку скорректировать один из серьезнейших перекосов в отечественной историографии, а именно — отсутствие должного внимания к роли природно-географического фактора в истории России. Важным с точки зрения постановки проблемы, представляется вывод Милова: «природно-климатический фактор имел важнейшее влияние на характер и темпы развития человеческого общества вообще и на характер и темпы развития тех или иных его социальных формирований, охватывающих племена или народы, или целостные государственные образования и государства» Перед российскими исследователями стоят непростые задачи обобщения исторического опыта экономического развития России — как положительного, так и отрицательного — с цепью повышения его эффективности.[18]

Историческая синергетика (от греч. «совместно действующий») — междисциплинарный подход к истории, предложенный немецким физиком Хакеном. Истоки подхода лежат в Кибернетике. Синергетика изучает общие принципы и механизмы самоорганизации, присущие как живым, так и не живым формам материи. Всякая система рассматривается одновременно и на макро и на микро уровнях. Порядок – это организованный хаос. Аттракта – это состояние, к которому эволюционирует система. В ходе эволюции и взаимодействия появляются новые качественные черты.

Теория Бифуркации. Бифуркация – это такая критическая точка, при которой дальнейшие процессы становятся непредсказуемыми и достаточно малейшей случайности, чтобы изменить траекторию движения. Синергический подход дает методологическую основу и инструментарий для изучения революций, альтернативных развилок и других процессов в периоды надлома цивилизации (1917 г. – точка бифуркации).

Вблизи точек бифуркации включается аппарат флуктуации, т.е. происходит отсечение одних вариантов и выбор других. В мире истории флуктуация осуществляется человеком в зависимости от его мировоззрения и принадлежности к той или иной политической или культурной традиции.   

 

18. Психоистория и историческая психология. [19]

 

Психоистория – это историческая школа, предметом которой является ориентированный на психонализ подход в историческом исследовании. Становление психоистории шло под стойким влиянием фрейдизма, хотя уже в XIX – начале ХХ века начали появляться исследования близкие по содержанию и частично по методологии современным психоисторическим монографиям (США). Психоистория изучает психологическую подоплеку исторических событий. Сочетает в себе психотерапевтическое погружение с исследовательской методологией социальных наук, для понимания эмоциональной природы социального и политического поведения групп и наций, в прошлом и настоящем.

В 1930-х гг. первенство в этом направлении принадлежит Германии и Австрии, но с 1940-х гг. центрами вновь становится Британия и США. Окончательное оформление данного направления в исторической науке имело место в 1950-е годы. В это время выходит книги Эрика Эриксона «Детство и общество» (1950 г.), «Молодой Лютер» (1958 г.). Именно Эриксона можно назвать основоположником психоистории как независимой научной дисциплины. В дальнейшем распространение получают темы о соотношение психического состояния с политическими, главным образом, недемократическими, авторитарными, политическими режимами. Помимо этого, психоисторики активизируют свои изыскания в области истории революций (американцы Л. Фойэр, Р. Уэлдэр). Е. Вебер и Б. Смит (Смис) сосредотачивают свои усилия по формированию психоисторической концепции истории германского варианта фашизма – национал-социализма.

В 1972 г. в США начинает выходит специальный журнал «Психоистория» (редактор Де Моз). В это же время на Западе открывается Международная психоисторическая ассоциацию.

Методологические особенности направления были заложены Ллойдом Де Мозом. В качестве методологической основы психоистории он определяет психоанализ. При этом Де Моз считает, что психоисторики могут использовать методы других наук для «установления реальной последовательности исторических событий». Рассматривая методы психоисториков, ученый отмечает, что они состоят в следующем: на первом месте, бесспорно, стоит изучение исторических источников, во – вторых, психоисторик должен использовать опыт своей «клинической практики». В заключении следует принимать во внимание «собственный эмоциональный опыт». Де Моз пишет: “невозможно что – то открыть “вне”, пока не прочувствуешь это “внутри”    

Выдержки из трудов. В. Блэнчард предположил, что влияние на ход Великой французской революции идей Руссо следует объяснять его детскими годами, когда у будущего философа якобы сформировался садо-мазохистский комплекс. Г. Быковски, применяя психоисторические методы, объяснял политическую деятельность Робеспьера так: все репрессии, которые обрушили на своих врагов якобинцы – это результата ненависти Робеспьера к своему отцу и детства, полного различных лишений.

Ч. Клигермэн пошел еще дальше: в одной из его работ Руссо – это параноик, отличительной чертой которого была психическая слабость, определявшая при этом характер всей его деятельности. В. Волфэнстэйн попытался показать революцию в России как последствие личностного конфликта между В.И. Лениным и его отцом. Причем образ последнего он видел, якобы, в царе, на которого проецировал все свои негативные фантазии.

В последние годы интерес к психоистории возник в России. появились переводы работ классиков западной психоистории – Эрика Эриксона и Ллойда Де Моза. Стали вестись поиски отечественных предшественников психоистории. В качестве первого русского психоисторика называют М.М. Ковалевского – известного российского психиатра (т.е. позиции психоистории в нашей науке еще очень слабы).  

«+»: 1) психоистория дает новое объяснение исторических явлений (почему то или иной событие произошло именно тогда, а не в другое время); 2) Возможность сделать акцент на индивидуума, а не на группу; 3) устранение пробел в изучение иррациональных явлений (например, в изучении религиозных движений).

«-»: 1)Зачастую преувеличивается роль личности в истории; 2) Из характеристики человека извлекаются только черты, которые можно подвергнуть психоанализу; 3) Психоистория – это не наука, а – просто новый подход (амер. историк Стирз).      

Историческая психология – это междисциплинарное направление, предметом которого является изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменение психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом – история. История изучает людей во времени и в пространстве, а психология – внутренне состояние человека, влияние его психики на действия и эмоции. Становление исторической психологии как дисциплины связано с деятельностью школы анналов.  

Методология. Основополагающим принципом исторической психологии, выдвинутым французскими историками школы "Анналов", является осознание и понимание эпохи, исходя из нее самой, без оценок и мерок чуждого ей по духу времени. Это идея непосредственного проникновения в историческое прошлое, согласно которой "понимание" как метод познания духовных явлений характеризуется способностью исследователя "вживаться" в изучаемую эпоху, поставить себя на место создателя источника и таким образом понять смысл исторического явления. На основе данной идеи строится метод психологического реконструирования (переживания), то есть интерпретация исторических текстов путем воссоздания внутреннего мира их автора, проникновения в ту историческую атмосферу, в которой они возникали, с максимальным приближением к конкретной психологической ситуации. Позднее под методом психологической реконструкции стали понимать восстановление определенных исторических типов поведения, мышления, восприятия и т. д., основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры; своего рода "психологическую палеонтологию", и признали этот метод как основной для психолого-исторического исследования.

Любопытен пример английского исследователя Макса Хастингса, который в своем труде "Оверлорд", посвященном открытию второго фронта во Второй мировой войне, прямо признается в том, что "пытался мысленно совершить прыжок в то далекое время". Он даже намеренно смоделировал сходную ситуацию, приняв участие в учениях английского военно-морского флота, и считает, что полученный при этом опыт раскрыл ему "нечто новое о природе сражения и о том, как ведут себя солдаты в бою". Не менее интересной является попытка автора мысленно поставить себя на место противника и взглянуть на войну с "чужой стороны".

«+»1) Историческая психология связывает настоящее человека с его прошлым и будущим; 2) Она также связывает циклы большого социального времени с индивидуальным временем.  

«-»1) отсутствие испытанной методики и наработанного опытом многочисленных предшественников научного инструментария; 2) историческая психология разбита на много течений и школ;3) огромной проблемой для исторической психологии является разница в исследованиях историков и психологов в рамках этой науки.

Следует отметить, что к области исторической психологии относится также история ментальностей и имагология. Поэтому помимо Хастингса и В.А. Шкуратова («Историческая психология». – М., 1997) можно назвать фамилии следующих историков: Е.С. Сенявская, Жак Ле Гофф, Л.В. Поздеева, А.В. Голубев, А.Я. Гуревич, Л.Февр, М.Блок и др.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: