Историческая память. Имагология

 

Историческая память – это набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Проявляется в привычках, быту, культуре, отношении к другим народам, политических предпочтениях, стремлении к независимости. Может содержать цивилизационные архетипы (т.е. первичные образы) и архетипы, свойственные только этому данному этносу.

Носителем исторической памяти может быть общество в целом, социальный институт (наука, искусство, школа, СМИ...), социальная группа, в определенном смысле и индивид - в меру своей осведомленности о прошлом мира, страны, края, “малой родины”.

Новое междисциплинарное направление – имагология помогает исследовать историческую память. Она занимается изучением взаимовосприятия социумов, народов, культур. Процесс взаимодействия людей предполагает взаимовосприятие дружественного или враждебного объекта.

Имагология связана с деятельностью школы анналов. Центральные понятия – национальный образ и национальный стереотип. Объектом имагологии является то, как в национальных культурах формируются образы «своего» и «чужого». Однако, универсального определения понятия «образ» нет.  

Образ  – это результат отражения объекта в сознании человека (философия);

Образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий (психология);

Образ– это мысленный и вещественный конструкт, представляющий какой-либо объект (социология – 1); Образ – это целостное, но неполное представление о каком-либо объекте (социология -2).

Роль стереотипов в обществе противоречива:

«+» - стереотип – это путеводитель человека в мире информации, который позволяет индивиду выходить за рамки собственной ограниченности, использовать знания, накопленные обществом.

«-» чрезмерное упрощение реальности, иногда ведущее к ее искажению. Главная черта стереотипов – устойчивость.

Термин «стереотип» введен в научный оборот американцем Липпманом в 20-е гг. ХХ века. Он считал, что стереотип – это упорядоченная, схематичная картина мира в голове человека.

Этнический стереотип (комплекс представлений одной этнической группы о другой.) всегда соотносится с автостереотипом, т.е. – с собственной самооценкой. Важным фактором является предыдущий опыт взаимоотношений.    

Еще один важный термин – восприятие. Это – познание чувственного (эмпирического) уровня. Восприятие определяется во-первых, диапазоном источников, которые субъект может использовать при ознакомлении с объектом, а во-вторых – степенью достоверности этих источников.

Каналы информации: СМИ, личные контакты, дневники, мемуары тех, кто был свидетелем контактов, произведения культуры, официальные документы. Немаловажную роль играют слухи, доносы, сплетни. Обычно человеку не предоставляется возможность использовать все каналы информации.

Методологическая особенность имагологии. При исследовании восприятия нужно учитывать два основных положения: 1)окружающий мир амбивалентен, т.е. способен вызывать у человека различную реакцию в различных обстоятельствах; 2) Внешний мир разделен по принципу «я-другой» (или «свой-чужой»). Дифференциация свой-чужой идет по нескольким линиям: в зависимости от внешних признаков и от историко-культурных взаимоотношений и от генедрного аспекта. Динамика проявляется как в вертикальном (временном), так и в горизонтальном (пространственном) диапазоне.   

Тематика образов в контексте международных отношений.

Сама дипломатия занимается созданием образа чужого. Любые взаимоотношения должны рассматриваться с исторической точки зрения. Концепция Лейн[15]: каждая держава через представляющих ее на международной арене политических лидеров приобретают определенную я-концепцию (например, лучшая в мире страна, сверхдержава).

Политико-географический образ (ПГО). Концентрация основных знаков, символов и черт. Включает в себя экономические, географические, политические и культурные характеристики в ментальности. Функции ПГО:

- Отражение и укрепление территориальной идентичности;

- Обоснование закономерности политической линии государства.

- Ориентация на перспективу в плане манипуляции общественным мнением.  

Е.С. Синявская выделяет глобальный и бытовой виды образов, Голубев – реальный и насаждаемый.      

Основные труды: Нойман «Использование другого», М.,2004; «Мир глазами россиян. Мифы и внешняя политика», М., 2003. Гачев «Национальные образы мира», Сенявская Е.С. «Психология войны в XX веке. Исторический опыт России». – М., 1999; Поздеева Л.В. «Лондон-Москва. Британское общественное мнение и СССР. 1939 – 1945 гг.». – М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: