Устная история. Методика и техника интервьирования

Устная история – это практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами (по определению Сигурда Шмидта).

Концепт устной истории был популяризирован в США в 1940-е годы в связи с деятельностью американского журналиста Джо Гулда, заявлявшего о своей работе над огромной книгой «Устная история нашего времени», полностью составленной из записи рассказов разных людей. В 1948 г. центр устной истории был открыт при Колумбийском университете. В 1967 г. была создана Ассоциация устной истории США, двумя годами позже аналогичная организация появилась в Великобритании.

Значительную роль в развитии и пропаганде метода устной истории сыграла книга английского историка Пола Томпсона «Голос прошлого».

В России одним из первых устных историков можно считать доцента филологического факультета МГУ В. Д. Дувакина (1909—1982), который делал свои записи, беседуя с людьми, знавшими поэта В. В. Маяковского. Впоследствии тематика записей значительно расширилась: он записал на магнитную плёнку беседы с более чем 800 респондентами о профессорах МГУ, их работе в университете, научной жизни. В 1991 году на основе его коллекций в структуре Научной библиотеки МГУ был создан раздел устной истории. В 2001 г. был открыт Центр устной истории (в европейском университете в СПб), а в 2004 г. в Петрозаводске был создан центр по изучению послевоенного советского общества.

Примером научно-исследовательской работы в области устной истории является создание коллекции интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках интернет-проекта А. В. Драбкина «Я помню» и серии книг «Я дрался…».

«+» 1) Устная история не только ценным источником новых знаний о прошлом, но и открывает новые перспективы интерпретации известных событий. Она обогащает социальную историю, давая представление о повседневной жизни, ментальности так называемых «простых людей», которое не доступно в «традиционных» источниках. Таким образом, создается новый пласт знаний, где каждый человек действует осознанно, на своем уровне принимая «исторические» решения. 2) Интервью с политиками и их сподвижниками, крупными бизнесменами и культурной элитой позволяют открыть подноготную произошедших событий, раскрывают механизмы и мотивы принятия решений, персональное участие информанта в исторических процессах; 3) Устная история обладает мощным потенциалом гражданственности. В ходе интервью происходит встреча двух поколений.  

«-» 1) Интервью – это акт памяти, наполненной неточной информацией. Это не удивительно, учитывая, что рассказчики сжимают годы жизни в часы рассказа о ней. Они часто получают названия и даты неправильно, соединяют разные события в единый случай и т.д. 2) Восприятие рассказываемых историй буквально достойно критики, поскольку интервью, как и любой источник информации, должен быть взвешен – не обязательно то, что красочно рассказывается является таким на самом деле. Таким образом, использование интервью как источника лимитировано его субъективностью и неточностью, однако в сочетании с другими источниками расширяет картину исторических событий, внося в нее личностный оттенок.

Положений, характеризующих технику интервью довольно много, приведем основные из них:

1)Время начала и время окончания каждого интервью обязательно фиксируется в бланке интервью.

2) Чтобы установилась атмосфера доверия, надо стараться смотреть в глаза респонденту.

3) Фиксировать ответы следует как можно более незаметно для респондента.

4) Интервьюеру следует самому читать и фиксировать все ответы. Нельзя разрешать заполнять опросный лист самому респонденту, как это бывает при анкетировании.

5) Никогда не надо пытаться интервьюировать одновременно более одного человека.

6) Интервью надо стараться проводить в обстановке с глазу на глаз с респондентом.

7) Следует фиксировать только первоначальные ответы. Не надо менять зафиксированный ответ, если респондент попросит об этом, после того как услышит следующий вопрос.

8) Когда респондент отвечает «Я не знаю...», не нужно торопиться задавать ему сразу следующий вопрос, потому что эта фраза иногда бывает вводной для ответа по существу (“Ну, я не знаю... мне кажется, что...”).

9) Никогда не надо сообщать респонденту (даже если он просит об этом) того, что ответили на данный вопрос другие респонденты.

10) По окончании интервью, прежде чем отпустить респондента, нужно еще раз проглядеть весь бланк, чтобы убедиться, что были заданы все вопросы и зафиксированы все ответы.

Методика интервьюирования (интерпретация текстов интервью). Исследователь Щепаньский выделил следующие методы:

1. Конструирующий

2. Иллюстрационный (приведение фрагмента интервью для характеристики какого-либо утверждения).

3. Типологический анализ (материал интервью подвергается классификации и каталогизации для выявления определенных типов личностей, типов поведения; например, стратегия выживания человека в условиях массовых репрессий 1937-1938 гг. в СССР).

4. Статистическая обработка (вид анализа, направленный на установление зависимости различных характеристик авторов интервью, их позиций).

5. Контент-анализ – метод более широкий для применения. Это – анализ анкет, СМИ, жалоб, личных или судебных дел, биографий, переписи населения с целью выявления каких-либо тенденций путем подсчета частоты повторяемости характеристик.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: