Гендерная история. История Повседневности

История повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах (домашний быт, воспитание детей, досуг, дружеские связи, круг общения, половые отношения; отношения, возникающие на рабочем месте; стратегия выживания и продвижения, формы активного и пассивного сопротивления режиму в экстремальных условиях; девиации и аномалии: повседневная жизнь преступников, проституток, психических больных).

Самое большое количество тем, затронутых историей повседневности, связано с медиевистикой и с тоталитарными режимами.

Свое развитие история повседневности получила в 60-е гг. ХХ века (сначала в США и Франции, а потом – почти по всей Западной Европе) Заложив основы социологии обыденной жизни или «этнометодологии», Г.Гарфинкель и А.Сикурель (США) сделали ее предметом изучение того, как «поступают народы, когда они живут обычной жизнью», точнее – как они преобразуют эту жизнь (т.е через микроконтекст). Параллельно во Франции Бродель (и в целом школа анналов) начинают изучение истории повседневности через ментальный макроконтекст событийной истории.  В современной российской исторической науке история повседневности возникла на волне очевидного самоисчерпания позитивистских приемов работы с источниками и устаревания прежних объяснительных парадигм марксизма в 1990-е г. Но, несмотря на это, она так и не смогла занять пока прочных позиций в университетах.

Среди работ по истории повседневности можно назвать серию исследований различных историков «повседневная жизнь человечества. Серия издается в России. 3 монографии Г.В. Андреевского: повседневная жизнь Москвы 1)в конце 19 – нач. 20 вв., 2)в 20-30-е гг., 3) в 30-40-е гг., Мартино – «повс. жизнь на острове Св. Елены при Наполеоне», Леонтор «Повс. жизнь Франции во время Вел. Фр. рев-ии» и т.д.

Методология.  Одним из основных методов является метод вчитывания в текст, размышлений об обстоятельствах высказывания запечатленных в нем идей и оценок, проникновения во внутренние смыслы сообщенного, учета недоговоренного и случайно прорвавшегося. Специалист по истории повседневности XX в. имеет возможность расширить свою источниковую базу за счет свидетельств еще живущих информантов – то есть использовать метод сбора и записи «жизненных историй» – интервью всех видов

Исследователи, не располагающие возможностями лично и вслух «задать вопрос прошлому», работают с традиционными письменными памятниками. Среди них они выделяют прежде всего эго-документы – биографии, мемуары, дневники и письма. Именно они позволяют понять человека и его поступки в конкретной ситуации, то, что отличает его повседневность – от жизни и поведения других, находящихся в тех же обстоятельствах.

Но у медиевистов и специалистов по более ранней истории, изучающих человека в его «серой обыденности», зачастую нет и эго-документов. Им на помощь приходит этнология, выработавшая приемы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических форм. Для определения степени типичности ситуации или реакции применяется контент-анализ.  

«+» 1) История повседневности стала реконструкцией «жизни незамечательных людей», которая не менее важна исследователю прошлого, чем жизнь людей «замечательных». 2) Она поставила своей задачей исследование вопроса о способах жизни и экстремального выживания в условиях войн, революций, террора, голода.

«-» Возможность «сползания» к истории быта или к простой описательности.

Гендерная история – это междисциплинарное направление, предметом изучения которой является историческая ретроспектива изучения гендерных отношений. Понятие «гендерная история» возникло в начале 80-х гг. XX века вместе с появлением термина гендер, его теоретическую базу впервые обеспечила Джоан Скотт. Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

 Появление гендерной истории стало реакцией на развитие женских исследований и истории женщин (исторической феминологии), которые в конце 70-х гг. зашли в тупик, как в плане методологии, так и в плане определяющих познавательных концепций. 

Гендерная история включает в себя историю женщин, историю мужчин, историю полов и их взаимоотношений, проблему социального конструирования пола и, самое главное, взаимосвязь и влияние вышеуказанных процессов на общую картину истор. развития человечества.

Методологические особенности. Важнейший вклад в становлении гендерной методологии заложили историки США (Б.Андерсон, П.Бергер, Дж.Скотт и др.). Так, уже упомянутая выше Джоан Скотт предложила весьма продуктивную схему анализа исторического материала сквозь призму гендерного подхода. Она наметила четыре основных смысловых «комплекса» гендерной методологии: 1) культурно-символический, 2) нормативно-интерпретационный, 3) социально-институциональный, 4) индивидуально-психологический.

 Культурно-символический комплекс включает в себя работу с системами культурных символов, бытующими в тот или иной исторический период. Это могут быть различные символические женские образы (Ева, Мария) и мифологические представления о невинности, порочности, осквернении и пр. Историка здесь будут интересовать формы репрезентации этих символических смыслов и их трансформации в раз-х истор. контекстах.

Нормативно-интерпретационный комплекс - это работа со сложившимися в культуре нормативными утверждениями, закрепленными в религиозных, педагогических, научных, правовых и политических доктринах, причем очень важно показать, как то, что фиксируется в качестве «извечного», «правильного» или «единственно-возможного» возникает и утверждается в борьбе с альтернативными концепциями.

Социально-институциональный комплекс предполагает анализ роли полового различения в структуре и функционировании социальных институтов и организаций. Историков должно интересовать, как происходит воспроизводство социального порядка, основанного на половых различиях, как в этой связи функционируют институты социального контроля и за счет чего осуществляется распределение и перераспределение власти.

Индивидуально-психологический комплекс - рассмотрение самоидентификации личности в различные исторические периоды, то есть в чем «субъективная гендерная идентичность» совпадает, а в чем не совпадает с культурно-предписанными и социально-заданными образами «идеальных» мужчин и женщин.

Достоинства гендерной истории: 1) Применение гендера как категории анализа позволяет раскрыть исторический процесс во всем его многообразии и функциональности. 2) Гендерная история помогает выявить роль фактора пола в складывании и функционировании важнейших институтов общества (семья, государство, армия, религиозная община и т. д.), регулировании распределения материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества, класса или этнической группы. 3) Она анализирует роли гендерных представлений в межличностном взаимодействии, выявляет исторический характер гендерных отношений на межличностном уровне и их динамику.

Проблемы гендерной истории: 1) Она часто подменяется историей быта. 2) Гендерные исследования на настоящий момент продолжают страдать некоторой однобокостью: постоянно и интенсивно исследуется лишь «женская составляющая» исторических процессов и трансфорсмаций, тогда как «история мужчин» и «квир-исследования» (гомосексуальность, трансвестизм и др.) продолжают оставаться для историков темами редкими.3) Историки, работающие в этом направлении не всегда учитывают расширение методологического горизонта, потому их работы носят по большей части описательный характер. 

Число историков, решивших связать свою научную биографию с новым направлением пока сравнительно невелико, хотя уже можно констатировать наличие перемен. В 2002 г. в Иваново был создан Российский комитет Международной федерации исследователей в области женской истории, что говорит о росте числа специалистов в этой области. Активно разрабатывает новую область исторического знания Н.Л. Пушкарева (более 100 статей + монографии), Л.П. Репина, Т.Л. Лабутина. Т.Б. Рябова. В Москве издается журнал «Адам и Ева», в Санкт-Петербурге – «Гендерная история: Pro et Contra, аналогичные журналы есть в Украине и Белоруссии.

Тематика исследований различна: история моды, биографии феминисток, положение в семье женщины, женское здоровье, воздействие войны на мужчин и на женщин, изучение границ приватного и публичного (коммунальный быт), женщина и политика, женщина и бизнес и т.д. Среди трудов назовем крупнейшее исследование французских историков (75 человек) «История женщин на Западе. В 5 томах / Под редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро. – М., 2009.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: