Локальная история и микроистория. Биографика

Микроистория. Главная цель – изучение эволюции частных явлений. Сторонники микроистории исследуют исторический процесс через всестороннее воссоздание жизни одного из рядовых представителей общества. Микроистория возникла в 70-е гг. ХХ века. Ее зачинателями были итальянцы - Карло Гинзбург, Эдоардо Гренди и Джованни Леви. Труды по микроисториии отличаются литературным стилем.    

Работы историков: Гинзбург «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в.»; Хауберт и Шаффер «Молодежь между крестом и свастикой. Реконструкция биографии как история повседневности фашизма»; Е. Э. Лямина, Н. В. Самовер «Бедный Жозеф. Жизнь и смерть Иосифа Виельгорского. Опыт биографии человека 1830-х гг.»[12]

Некие общие принципы микроистории, безусловно, существуют. В первую очередь следует сказать об экспериментальном характере этого направления: историки экспериментируют и с методами исследования, и с формой изложения материала. Но самой заметной частью эксперимента, давшей название и всему направлению, является изменение масштаба изучения: исследователи прибегают к микроанализу, чтобы, словно под увеличительным стеклом, разглядеть существенные особенности изучаемого явления, которые обычно ускользают от внимания историков.

Тематика макро и микро истории в основном совпадает, но вторая уделяет меньше вниманию внешней политике, а больше – обычаям и традициям.

Причины появления микроистории:

1.Стали видны пределы макроисторчисеких исследований.

2.Противоречия между жизнью человечества как объектом познания и наукой как средством познания.

Недостатки микроистории:

1)Соблазн сползания ученого в простую описательность объекта.

2)Проблема репрезентативности изучаемого объекта (т.е. нельзя быть уверенным в том, что тот или иной человек является типичным представителем эпохи). 

Биографика. Включает в себя исторический процесс, описание жизни и карьеры социальных лидеров эпохи. Используется пропосографический метод. Биографика сформировалась в 20-30-х гг. ХХ века. Она была представлена двумя школами: 1) по изучению элит (Беард) и 2) Школа изучения масс (Ньютон, написавший работу об идее американской мечты; берутся маленькие группы).

Недостатки жанра:

1.На человеческую судьбу оказывает влияние огромное количество факторов. Невозможно классифицировать и структурировать материал.

2.Часто смешивают различных людей.

3.Недостаток информации (чем дальше хронологически, тем – сложнее применить методы биографики).

4.Проблема репрезентативности.

Иероним Грааля (о В.М.Висковатом)[13], Степанов В.Л. –«Бунге. Судьба реформатора».

Краеведение. [14] В специальной литературе содержатся разные точки зрения относительно краеведения. Термин «краеведение» был введен в 1914 г. Улановым. Под ним предполагалось изучение родного уезда. Академик Шмидт предложил следующее определение: краеведение – это наука и научно-популярная деятельность, изучающие прошлое и настоящее какого-либо края от сравнительно крупного региона до отдельного села, улицы, завода, семьи. Труд Шмидта – «Краеведение и документальные памятники» (1992 г.)   

Краеведение подразделяется на три уровня:

1.Региональный

2.Локальный

3.Микро-краеведение

Актуальность краеведения – в том, что оно представляет собой новый взгляд на события истории снизу, словами рядового человека. Оно вводит в научный оборот массив новых документов (например, материалы устной истории); дает возможность объединить достижения смежных наук; способствует формированию гражданско-патриотического сознания. Однако, ВАЖНО НЕ ОПУСТИТЬ ДО ПРОСТОЙ ОПИСАТЕЛЬНОСТИ!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: