Процесс написания и защиты выпускной квалификационной работы

Можно выделить 5 этапов  процесса написания работы:

1. Выбор и утверждение темы. Желательно выбрать «узкую» тему.

2. Определение проблемы исследования, составление библиографии и сбор материала. Тема задает область исследования. Задача – сформулировать проблему (т.е. формулировка вопроса, на который студент намерен ответить в заключении). Полезно смотреть ссылки авторов, которые уже занимались данной темой. Рекомендуется делать выписки в виде цитат. Найденную информацию нужно разделить на релевантную и нерелевантную.  

3. Создание концепции изучаемого вопроса и разработка плана исследования. План должен содержать весь материал, и не отражать оценочных суждений. Главы должны быть приблизительно одинаковыми по объему.

4. Анализ и систематизация материала.

5. Оформление работы и написание текста. На этом этапе может возникнуть проблема плагиата. Плагиат – это использование чужого произведения под своим именем без указания источников заимствования. Допускается цитирование материала в уместном для исследования объеме.

Защита дипломной работы. За несколько недель до назначенной даты защиты дипломных работ заведующий и преподаватели выпускающей кафедры проводят предзащиту. В ходе этой процедуры студенты получают возможность получить обратную связь, проанализировать и устранить недостатки своего исследования. Работы, выполненные недостаточно квалифицированно, кафедра к защите не допускает.

К дипломной работе прилагаются два документа, которые должны быть готовы за неделю до ее защиты. Это отзыв научного руководителя и рецензия официально назначенного вашим заведующим кафедрой рецензента. В отзыве руководитель обычно оценивает личные и профессиональные качества студента, а также его активность и степень самостоятельности в ходе дипломного проектирования. Рецензент оценивает дипломную работу по значимости поставленной проблемы и профессиональному уровню, на котором она была решена

Окончательную оценку дипломной работе выносит, по результатам защиты, Государственная аттестационная комиссия. Она состоит из преподавателей факультета, а ее председатель — независимый эксперт, не работающий в данном вузе. Членам комиссии предъявляют саму работу, отзыв и рецензию.

Защита дипломной работы происходит с соблюдением следующей процедуры:

· краткое (5—7 мин.) сообщение студента об основном содержании работы, своих выводах и предложениях. Студент должен: 1) обратиться к членам ГАК: «Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа по теме …» 2) осветить актуальность темы, цели, задачи, теоретико-методологический подход, источниковую базу исследования, раскрыть степень изученности проблемы и сделать выводы.

· вопросы студенту со стороны членов ГАК, других присутствующих на защите лиц и ответы на вопросы;

· выступление рецензента или заслушивание его рецензии;

· выступление других лиц, пожелавших высказаться по существу вопроса;

· заключительное слово студента, в котором он определяет свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и может кратко высказаться по другим вопросам. Студент также благодарит членов комиссии и всех, кто оказывал ему помощь в выполнении дипломного исследования.

Помимо традиционных схем, итоговых таблиц, графиков, во время защиты дипломного проекта желательно использовать современные технические средства – проекторы, аудио- и видеозаписи, компьютерные средства презентации. Например, очень профессионально и выигрышно выглядит иллюстративный материал (например, слайд-фильм), представленный с помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint.

Рекомендации к оформлению презентации:

Ø Заранее договориться с научным руководителем о возможности предоставления специальной аудитории;

Ø 1-й слайд – это титульный лист работы;

Ø 1 слайд примерно равен 1 минуте доклада.

Ø Текст на слайде не должен совпадать с устным текстом.

Ø На 1-м слайде должно быть не более 10 строк текста.

Ø Нужно максимально использовать графические возможности программы (различные виды шрифта, нумерацию, анимацию).

Ø Нужно обратить внимание на цветовое решение слайдов (информация должна быть читаемой).

Ø Слайды должны быть распечатаны и находиться перед студентом.

Защита дипломной работы (т.е. получение положительной оценки) является заключительным этапом государственной итоговой аттестации студентов.

 

 

22. Структура письменной работы по специальности «История». [21]

 

Дипломная работа должна включать в себя следующие компоненты: введение, основная часть, заключение, список источников и литературы, а также приложение (последнее – не обязательно).

ВВЕДЕНИЕ включает в себя:

1. Актуальность темы (т.е. ее степень разработанности и значимости в настоящее время).

2. Цель: одна, начинается с глагола (обычно глагол + тема)

3. Задачи: несколько (3-6), начинаются с глагола (рассмотреть. Проанализировать, исследовать, проследить, охарактеризовать и т.д.).

4. Хронологические рамки: называются хронологические границы: с … по … гг., объясняется нижняя и верхняя хронологическая рамка.

5. Территориальные рамки: отдельный абзац, в котором указываются все территории, которые встречаются в работе.

6. Источниковая база: анализ источников. Для этого нужно выбрать и указать в тексте одну из классификаций источников. Например, деление источников на делопроизводственную документацию, источники личного происхождения, периодику, художественную литературу и т.д. После этого – охарактеризовать каждый из источников. Для опубликованных источников указывается название сборника, книги. Газеты, журнала (ссылка), для неопубликованных – название архива. Далее – проясняется для решения каких задач и вопросов данные источники применялись.

7. Историографический обзор: анализ литературы по теме. Обозначение историографических периодов. Их границей обычно служит корректировка в трактовке темы, связанная с изменением идеологии, публикацией новых источников, юбилеем события и т.д.  После – описать каждый период, назвать авторов и их работы (сноски), выделить наиболее яркие и часть разбираемые проблемы, отметить особенное в каждом периоде.

Цель историографии – показать преемственность научной мысли и поступательный характер ее развития. При написании историографического обзора выдерживается хронология (по дате выхода трудов). А завершается раздел – выводами (триединой исторической задачей): проблемы, изученные предшественниками успешно; вопросы поставленные, но изученные недостаточно или с ошибочных позиций; темы вовсе неизученные. Не нужно быть категоричным и резким в выводах!

8. Методология: совокупность принципов, общенаучных и специальных, исторических методов, используемых для написания работы. Могут привлекаться методы других дисциплин, если работа междисциплинарная. В данном разделе называются принципы (например, объективности, историзма), они характеризуются применительно к теме. Далее – дается характеристика всем применяемым методам применительно к теме исследования. В методологическом разделе можно также объяснить ключевую для исследования терминологию.    

9. Научная новизна (чем работа дипломная работа принципиально отличается от других исследований). Например, разработана новая типология, рассмотрены малоизученные или неизученные аспекты, проанализированы неизвестные источники и т.д.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Состоит из 2-4-х глав, разделенных на параграфы.[22] Материал разбивается либо по хронологическому, либо по проблемному принципу.  

Любой параграф должен начинаться с вступления – постановки проблемы (о чем пойдет речь в параграфе). Его основная часть должна быть логично выстроена. Тезисы нужно подтверждать фактам. Ссылки необходимы если: 1) в случае с цитированием, 2) с цифровыми данными; 3) ранее не публиковавшиеся факты; 4) формулировка чьих-либо концепций. Ссылка не обязательна, если говорится о широко известном факте (например, пакт Молотова-Риббентропа заключен 23.08.1939).

В конце параграфа должен быть вывод, который пишется самостоятельно (за редким исключением в нем не должно быть цитат и сносок). Также самостоятельным должно быть заключение по главе – это обобщающие выводы по всем задачам, раскрываемым в параграфах главы. При этом ненужно делать выводы на целую страницу (4-5 предложений). 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение – это ответ на поставленные задачи. Оно пишется самостоятельно. Цитаты (за редким исключением) и сноски не допускаются. В заключении должны быть раскрыты все задачи. Заключение должно составлять не более 3-4страниц.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.   

Источники делятся на те группы, которые присутствуют во введении в источниковой базе; литература выстраивается по алфавиту; нумерация продолжается на протяжении всего списка; литература оформляется согласно ГОСТУ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Это – необязательная часть работы. Оно может содержать фотографии, карты, таблицы, документы и т.д. Они не нумеруются постранично (нумерация следующая: ПРИЛОЖЕНИЕ №1, №2 и т.д.). Каждое приложение должно быть подписано и должно содержать сноски (если информация заимствована у другого исследователя).  

 

23. Методы научного познания: проблемы классификации. [23]

Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами. Понятие метод (от греч. "методос" - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намечен­ной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Так, видный философ, ученый XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией ("учение о методах"). Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.            

М.Н. Потемкина предложила следующую классификацию: 1) общенаучные методы; 2) специальные методы; 3) исторические методы. А также классификация по методу добывания информации (поиск в архивах, краеведческая информация). [24]

Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования.

Различают всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.

Всеобщих методов в истории познания два: диалектический и метафизический. Метафизический метод с середины ХIХ в. начал все больше вытесняться диалектическим.

Общенаучные методы используются в самых различных областях науки (имеет междисциплинарный спектр применения). Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология) имеет свои специфические методы исследования.

Однако частнонаучные методы содержат черты как общенаучных методов, так и всеобщих. Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения.

Дадим определение основным общенаучным методам.

Эксперемент – метод эмпирического познания, предполагающий активное, целенаправленное и контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект.

Наблюдение – это метод эмпирического познания, характеризующийся чувственным отражением предметов и явлений внешнего мира.

Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явлений с помощью специальных технических устройств.

Абстрагирование – это метод теоретического познания, характеризующийся в мысленном отвлечении от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением существенных признаков, сторон этого объекта.

Идеализаация – особый вид абстрагирования. Она представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.

   Индукция – это метод теоретического познания; движение мышления от частного, единичного к общему.

Дедукция – это метод теоретического познания; движение мышления от общего к частному, единичному.

Анализ – разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: