II. Методы, заимствованные из психологии

- метод социально-психологической интерпретации. Предполагает описание психологических особенностей с целью выявления социально-психологической обусловленности поведения людей.

- метод психологического конструирования (переживания). Интерпретация исторических текстов путем воссоздания внутреннего мира их автора, проникновение в ту историческую атмосферу, в которой находился автор. Например, этот метод активно применяли Хастингс в монографии «Оверлод», Сенявская «Психология войны в ХХ веке исторический опыт России».   

III. Методы, заимствованные из филологии. [27]

- семиотика (от греч. «знак») – метод (или дисциплина), заключающийся в сравнительном изучении знаковых систем. В 1960-х гг. возникла Московско-Тарутинская научная школа – родоначальник семиотики. Метод означает реконструкцию кода, которым пользовался создатель текста

IV. Методы математической статистики.   

Возникновение статистики относится ко второй половине 18 в. термин появился в Англии и стал применяться в науке в 19 в. Все сведения, подвергаемые методу статистического анализа должны быть однородными.

Статистика может использовать 1) описательный анализ; 2) выборочный анализ (в этом случае делается вероятностное заключение).

V. Метод моделирования. В истории оно сложноприменимо, но возможно. Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.   

VI. Дискурсивный анализ. Допускает наличие подходов, различающихся по характеру исследовательских вопросов и выбору средств ответа на них.

VII. Метод плотного описания – метод, использующийся для аналитического описания объекта исследования (человека, группы, события), в котором, кроме описания самого факта, фиксируются условия его протекания и субъективные последствия для участников.

VIII. Кейс-стади – метод, предполагающий глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Цель - изучить его уникальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупность его взаимосвязей как системы или динамику его развития.  

25. История и компьютер.

Клиометрика (или клиометрия; или новая экономическая история) – это междисциплинарное направление, связанное с применением экономической теории и количественных методов для описания и объяснения исторических процессов и явлений в сфере экономического развития. 

Впервые термин клиометрика появился в печати в декабре 1960 года в статье американцев Дж.Хьюгса, Л.Дэвиса и С.Рейтера «Аспекты квантитативного исследования в экономической истории». «Клиометрическая революция» произошла в 60-е гг. прошлого века. Особую роль здесь сыграло то обстоятельство, что в 1960 г. редакторами «Journal of Economic History» стали сторонники клиометрического подхода Дуглас Норт и Уильям Паркер. Тогда же в США стали регулярно проводиться клиометрические конференции.

С 1970-х гг. клиометрический подход расширяет свое влияние в исследованиях по экономической истории в Великобритании, скандинавских странах, Испании, Бельгии, Голландии и др. странах. В более широком плане применение количественных методов в исторических исследованиях (квантитативная история) получило распространение также во Франции (преимущественно в рамках школы "Анналов"), Германии (основную роль здесь играет Центр историко-социальных исследований Кельнского университета) и других странах.

В России/СССР клиометрическая школа складывается в 60-е — 70-е гг. прошлого века вокруг И. Д. Ковальченко (Л.В.Милов, Л.И.Бородкин и др.). Развитие клиометрики в нашей стране шло в русле более широкого направления - квантитативной истории, включающего приложения в различных областях исторического знания.

Тематика исследований: изучение финансовых институтов, рынка труда, уровня жизни, здоровья и благосостояния людей, миграций и иммиграции, философии тарифной политики и ее влияния на регионы и промышленное развитие. Изучение структурных изменений в промышленности и финансах определенного периода, развитие и рост финансового рынка и т.д.

В клиометрии используются количественные методы. Информация, получаемая в результате применения количественных методов, всегда обрабатывается с использованием статистических методов анализа. Типичный результат использования количественных методов сбора информации – получение процентного распределения.

«+» 1) Клиометристы часто используют обширные массивы данных, которые историки считают непригодными к использованию, неинтересными или не относящимися к описанию прошлого. Например, чтобы понять, был ли Юг США самодостаточным в отношении продовольствия в послевоенный период (после Гражданской войны), необходимо было знать, при каком весе забивались свиньи. Поскольку записей о весе не было в распоряжении, информация о стандартном корме была использована для того, чтобы оценить, сколько свиньи могли весить.

2)Вместо комментариев типа «жизненно важные факторы» или «сложно преувеличить важность...», клиометристы сокращали метафоры до заявлений наподобие тех, что было точно 1945 пароходов или прибыль была от 8 до 12 %. Это лишало историю романтики, однако давало конкретные и почти научные ответы.

3) Клиометристы стали мастерами контрфактических гипотез. Контрфактической является попытка измерить значимость события путем предположения того, что оно никогда не случалось и задавания вопроса, насколько бы отличался мир (изучаемая система) в этом случае. Клиометрист Роберт Фогель проделал именно это с железными дорогами в США и пришел к выводу, что при использовании каналов и повозок экономика была бы отброшена назад только на пару лет. (Монография: «Железные дороги и экономический рост») (1964). Другие использовали этот метод, чтобы оценить стоимость Гражданской войны, стоимость и прибыли для американских колоний оставшейся части Британской империи и влияния финансово-налоговой политики Нового курса.

4) Клиометристы начали использовать экономическую и бухгалтерскую теории для смещения фокуса в спорах, которые бушевали в истории годами. Так, Клиометристы выдвинули концепцию о динамичном развитии рабовладельческого Юга в десятилетия перед Гражданской войной. С. Энгерман и Фогель в двухтомном исследовании о плантационном рабстве «Время на кресте. Экономические проблемы американского негритянского рабства» (1974) сделали четыре новых утверждения: американское рабство было высоко продуктивной и прибыльной экономической системой, достигшей в канун Гражданской войны процветания как в старых приатлантических, так и в новых западных штатах; рабский труд на крупных рабовладельческих плантациях был более производительным, чем свободный труд белых фермеров и сельскохозяйственных рабочих; плантационное рабство обеспечивало неграм-рабам более высокий уровень жизни, нежели тот, который гарантировал промышленный капитализм наемному рабочему или тот, которого достигли черные американцы после освобождения; плантационное рабство не подавляло духовные, умственные и физические возможности афроамериканцев, кот-е перешли к моногамной семье, хр-ой религии и т. п.

5) Клиометристы склонны к дедуктивному анализу, почему то или иное экономическое событие имело место, тогда как более традиционных экономических историков больше занимает описание того, что случилось.

«-» 1)Далеко не все исторические явления могут быть измерены и описаны комплексом числовых показателей.

2) Методы клиометрии применимы лишь к периоду существования статистики (т. е. главным образом, к XIX и XX векам).

3) Статистика не всегда точна, она может содержать произвольные допущения и неточности. 

4) Высокая формализованность, т.е. используемый инструментарий клиометрии состоит из переменных, заданных исследователем заранее, он достаточно «жесткий» и практически не может меняться в рамках уже запущенного исследования.

 

26. Характеристика научной деятельности. [28]

 

Необходимо различать индивидуальную научную деятельность – как процесс научной работы отдельного исследователя – и коллективную научную деятельность – как деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, или как работу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных школ и т.д.

Особенности индивидуальной научной деятельности:

1. Научный работник должен четко ограничивать рамки своей деятельности и определять цели своей научной работы. Научный работник не может заниматься «наукой вообще», а должен вычленить четкое направление работы, поставить конкретную цель и последовательно идти к ее достижению.

2. Научная работа строится «на плечах предшественников». Прежде чем приступать к любой научной работе по какой-либо проблеме, необходимо изучить в научной литературе то, что было сделано в данной области предшественниками.

3. Научный работник должен освоить научную терминологию и строго выстроить свой понятийный аппарат. Достоинством настоящего ученого является то, что он пишет говорит о самых сложных вещах простым языком. При этом исследователь должен провести четкую грань между обыденным и научным языком.        

4. Результат любой научной работы, любого исследователя должен быть оформлен в письменном виде (печатном или электронном) – в виде научного отчета, научного доклада, реферата, статьи, книги и т.д.

Особенности коллективной научной деятельности:

1. Плюрализм научного мнения. Каждый исследователь, если он достаточно грамотен, имеет право на свою точку зрения, свое мнение, которые должны, безусловно, уважаться. Любые попытки диктата, навязывание всем общей единой точки зрения никогда не приводило к положительному результату. А жизнь и практика потом подтверждают или опровергают различные теории, или же примиряют их.

2. Коммуникации в науке. Любые научные исследования могут проводиться только в определенном сообществе ученых. Даже самому квалифицированному исследователю необходимо обговаривать и обсуждать с коллегами свои идеи, полученные факты, теоретические построения – чтобы избежать ошибок и заблуждений. Еще одним условием научного общения для любого исследователя является его непосредственное (научно-практические конференции, семинары, симпозиумы) и опосредованное (научная литература, статьи в журналах, сборниках и т.д.) общение со своими коллегами, работающими в данной отрасли науки.  

3. Внедрение результатов исследования – важнейший момент научной деятельности, поскольку конечной целью науки является внедрение полученных результатов в практику. Но далеко не все исследования могут быть внедрены. Зачастую исследования проводятся для обогащения самой науки, арсенала ее фактов, развития ее теории.

Нормы научной этики. Они официально не утверждены, однако они существуют и могут рассматриваться в двух аспектах – как внутренние (в сообществе ученых) этические нормы и как внешние – как социальная ответственность ученых за свои действия и их последствия.

Этические нормы научного сообщества были описаны Р.Мертоном в 1942 г. как совокупность четырех основных ценностей:

- универсализм: истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от расы, пола, возраста, авторитета и званий тех, кто их формулирует;

- общность: научное знание должно свободно становиться общим достоянием;

- незаинтересованность, беспристрастность: ученый должен искать истину бескорыстно. Вознаграждение и признание необходимо рассматривать лишь как возможное следствие научных достижений, а не как самоцель.

- рациональный скептицизм: каждый исследователь несет ответственность за оценку качества того, что сделано его коллегами, он не освобождается от ответственности за использование в своей работе данных, полученных другими исследователями, если он сам не проверил точность их данных.   

Проблема же внешней этики практически не стояла перед учеными до середины ХХ века – до появления ракетно-ядерного оружия, генной инженерии, гигантских экологических катастроф и других явлений, сопровождающих научно-технический прогресс. Сегодня ответственность ученого за последствия этих явлений возрастает и возрастает.    

Принципы научного познания. [29]

Современная наука руководствуется тремя основными принципами познания:

- принцип детерминизма организует построение знания в конкретных науках. Он позволяет связать явления и процессы: когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление, процесс (следствие).

-  принцип соответствия означает преемственность научных теорий.

- принцип дополнительности помогает установить эквивалентность между классами понятий, комплексно описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания. 

 


[1] На этом месте закончилась лекция.

[2] Абзац взят из интернета - http://www.all-russia-history.ru/t1r1part5.html

[3] Последние три абзаца добавлены с сайта http://www.ec-dejavu.net/l/Language.html

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/Исторический_процесс

[5] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. – М.: Наука, 2003., с.112. В целом ответ не очень удачный, так как в интернете почти нет материала.  

[6] Понятие хронотопа не разъяснено в лекциях.

[7]  Ответ на вопрос дан на основании материалов интернет ресурсов (исторические источники) и материалов И.Д. Ковальченко (исторический факт). 

[8]  Также не очень удачный ответ. Дисскусий о проблемах познания не найдено. Пришлось прибегнуть к замене данной части вопроса проблемой объективности исторического познания. В лекциях даны лишь особенности исторического познания (т.е. три фразы). 

[9] Последние два условия взяты из Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2003. Это связано с небольшим размером лекции. 

[10] Материал из новейшего философского словаря.

[11] К сожалению, в интернет напрочь отсутствует информация об интеллектуальной истории и о культурной истории. Поэтому приходится ограничиться двумя абзацами лекции.

[12] И.М.Виельгорский (1817-1839) – выходец из аристократической семьи музыкантов и меценатов, воспитанник В.А.Жуковского.

[13] Точное название, к сожалению, не записал.

[14] Представляется, что под локальной историей Марина Николаевна подразумевала Краеведение. Вопрос составлен на основе ее лекций.   

[15] Фамилия возможно неточна.  

[16] Фактически синонимичным демографии является понятие демологии, введенное немецким статистиком Энгелем в 1871 г. Он пытался развести демологию и демографию, но из этого ничего не получилось.

[17] В качестве лести можно добавить к списку монографию Потемкиной М.Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны на Урале: люди и судьбы. Магнитогорск, 2002.

[18] К сожалению, говорить о методологических особенностях экоистории, а также о положительных и отрицательных моментах экоистории и демографической истории в силу ограниченности информации не приходится. 

[19] О психоистории говорилось на семинаре; историческая же психология не была разобрана (в лекция дано определение исторической психологии, после которого сразу же следует переход к имагологии).

[20] Материал из методического пособия Черновой Н.В.

[21] Основной материал для ответа на вопрос был взят из методического пособия Н.В. Черновой.

[22] При этом Марина Николаевна указала, что можно не делить работу на параграфы. 

[23] Никаких проблем в классификации не обнаружено.

[24] Далее классификация не разъяснена. 

[25] Эти методы также называют основными методами исторического исследования (или общеисторическими). Материал о них взят из монографии Ковальченко «Методы исторического исследования». – М., 2003., с.185 - 200.  

[26] Т.е. подвижный.

[27] Методы устной истории описаны в 19 вопросе.

[28] Источник: А.М. Новиков, Д.А. Новиков. Методология. – М., 2007.

[29] Они даются автором на примере физики, поэтому приведем лишь их краткую общенаучную характеристику



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: