Для обобщения оценки работы лесовозного транспорта по результатам выполненных в данной главе расчетов составляем сводную ведомость по форме табл. 3.3.
Таблица 3.3.
Сводной ведомости использования лесовозного транспорта
Наименование показателей | Показатели хлыстов | Показатели щепы |
1) Объем вывозки всего, тыс. м3 | 103,4 | 6,6 |
2) Среднее расстояние вывозки, км | 41,78 | |
3) Расчетная полезная нагрузка на автопоезд, м3 | 81,38 | 19,4 |
4) Сменная производительность лесовозного автопоезда, м3 | 102,34 | 27,7 |
5) Потребное количество машиносмен для выполнения годового объема вывозки, маш-см | 1011 | 239 |
6) Требуемое количество линейных автопоездов, шт. | 1,94 | 0,92 |
7) Списочная потребность в автопоездах, шт. | 3 | 1 |
8) Годовая выработка на списочный автопоезд, м3 | 34467 | 6600 |
9) Расход топлива на вывозку древесины: а) всего на год, т б) в расчете на 1 м3 вывезенных лесоматериалов, л/м3 в) на 1 м3*км грузовой работы, л/м3*км |
147,065 1,34 0,032 |
Охрана окружающей среды
Основные источники загрязнения окружающей среды
|
|
Транспорт является необходимым условием функционирования общественного производства. Однако он весьма отрицательно воздействует на окружающую природную среду, включая сушу, атмосферу и водный бассейн. Так, сооружение одного километра автомобильной дороги требует изъятия из сельскохозяйственного или лесного фонда от 2,5 до 6,0 гектаров продуктивных земель.
Загрязнение почвы и водоемов происходит в результате деятельности асфальтобетонных заводов и битумохранилищ, гаражей и ремонтных мастерских, складов топливно-смазочных материалов и заправочных станций. Наиболее значительными загрязнителями воздушного бассейна являются различные виды транспортных средств. Установлено, что около 60% загрязнения атмосферы приходится на транспорт.
В отработавших газах автотранспорта присутствуют:
- продукты неполного сгорания виде оксида углерода, альдегиды, кетоны, углеводороды, в том числе канцерогенные, водород, перекисные соединения, сажа;
- продукты термической реакции азота с кислородом, за счет чего образуются оксиды азота;
- соединения неорганических веществ, которые входят в состав топлива (соединения свинца, диоксид серы и др.);
- избыточный кислород.
Всего в отработавших газах идентифицировано более 200 различных химических веществ. Количество и состав отработавших газов определяются конструктивными особенностями машин, режимом работы их двигателей, техническим состоянием, качеством дорожных покрытий, метеоусловиями.
В соответствии с инструкцией по охране окружающей природной среды все проекты на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог должны пройти экологическую экспертизу.
|
|
Разработка мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды
Каждое лесозаготовительное и лесохозяйственное предприятие имеет автотранспортный цех, объединяющий гараж, ремонтные мастерские, пункт заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами. Во многих случаях они построены без учета требований защиты окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами. В результате нередко разлитые на землю нефтепродукты смываются дождевыми потоками и вешними водами непосредственно в водоемы. Часто в гаражах отсутствуют оборудованные площадки для мойки машин, а в результате водители моют машины непосредственно у водоемов, что категорически запрещено.
Значительная протяженность лесных дорог имеет гравийное, щебеночное или грунтовое покрытия, которые подвержены интенсивному пылеобразованию при движении автотранспорта по ним в летний период. Это ведет к сильному загрязнению придорожной полосы. Особенно вредно это при прохождении дороги по населенным пунктам, садам, огородам и т. п.
Основными направлениями, уменьшающими вредное воздействие автомобильного транспорта на окружающую природную среду, являются:
1) проектирование и строительство дорожной сети оптимальной густоты с минимальным изъятием плодородной земли под нее;
2) хорошее качество выполнения дорожно-строительных работ с последующей рекультивацией нарушенных земель;
3) систематический уход за дорожным покрытием и дорожными сооружениями (обеспечение ровности покрытия и обочин, борьба с пылеобразованием, обеспечение надежной работы водоотводных и водопропускных сооружений);
4) повышение эффективности работы очистных сооружений транспортных предприятий (гаражей, ремонтных мастерских, складов топливно-смазочных материалов и др.);
5) повышение качества технического обслуживания и ремонта транспортных средств, обеспечивающих снижение количества ядовитых веществ в выхлопных газах;
6) повышение ответственности инженерно-технических работников дорожно-транспортных цехов в вопросах соблюдения действующих нормативов по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Список использованной литературы
1) Вырко Н. П. Сухопутный транспорт леса: Учебник для студентов вузов. Мн.: Высш. шк., 1987. – 438 с.
2) Ганьшин В. Н., Хренов Л. С. Таблицы для разбивки круговых и переходных кривых. М.: Недра, 1985. – 416 с.
3) Смирнов М. Ю., Грязин А. Д., Ширнин Ю. А. Новые способы заготовки и вывозки древесины: Учебное пособие. Йошкар-Ола: МарПИ, 1993. 104 с.
4) Смирнов М. Ю., Кирсанов А. Д. Транспортный цех лесозаготовительного предприятия: Учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. – 84 с.