Вопрос об основныхединицах синтаксиса

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В СИНТАКСИС

План лекции:

1. Основные точки зрения на предмет синтаксиса.

2. Вопрос об основных единицах синтаксиса.

3. Синтаксические связи и отношения и средства выражения синтаксических отношений (форма слова, служебные слова, типизированные лексические элементы, порядок слов, интонация).

4. Основные этапы изучения синтаксиса (логико-грамматическое направление, психолого-грамматическое направление, формально-грамматическое направление). Современные направления в изучении синтаксиса (структурно-семантическое направление, коммуникативное направление).

Основные точки зрения на предмет синтаксиса.

Термин синтаксис происходит от греческого слова, в переводе на русский язык означающего ‟составлениеˮ, ‟соединениеˮ, ‟построениеˮ. Этот термин применяется для обозначения одного из уровней языковой системы. «Синтаксис языка – это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц». «Синтаксис как наука – это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц» (В.В. Бабайцева).

Несмотря на широкое развитие синтаксических исследований, синтаксис является одним из наименее изученных уровней, что связано с объективными трудностями его изучения: 1) необъятное множество конкретных предложений затрудняет их классификацию; 2) связь синтаксиса не только с морфологией, но и с лексикой усложняет исследование любого синтаксического явления.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений являются предметом синтаксиса.

Предмет синтаксиса определяется по-разному:

· раздел грамматики, изучающий строй связной речи (Н.С. Валгина). Речь синтаксически упорядоченная может и не быть связной. Оформилась и активно развивается особая наука о связной речи – лингвистика текста, в центре которой находится понятие ‟связность речиˮ;

· ‟ведающий построением речиˮ (Г.А. Золотова); ‟объективно существующая система синтаксических средств и правил их использования, находящаяся в распоряжении говорящего коллективаˮ, ‟синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и с процессом коммуникацииˮ;

· ‟способы соединения слов в словосочетании и предложении, их строение, функции и условия употребленияˮ (Академическая грамматика,60);

· ‟связи слов и те единицы, которые благодаря этим связям возникаютˮ (С.Г. Ильенко).

Вопрос об основныхединицах синтаксиса.

Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) был и остается предметом споров. В качестве единиц синтаксической системы языка в соответствии с общим направлением русской научной традиции и теми идеями, которые представлены в большинстве современных синтаксических теорий, рассматриваются: словосочетание и предложение.

Такоевыделение синтаксических единиц языка мы находим и в работах В.В.Виноградова, и в работах В.А. Белошапковой, и в Академических грамматиках.

Центральная единица синтаксиса – простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную предназначенную для передачи относительно законченной информации единицу. Предложение всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно придает сообщаемому ту или иную модальную и временную окраску:

Снег идет – сообщение о реальном факте, соотнесенном с моментом речи. Выпал бы снег – пожелание, отражающее ирреальную модальность.

Комплекс грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающий (время, модальность, лицо) Виноградов считал отличительной чертой предложения, его главным свойством, которое назвал предикативностью.

Простое предложение – предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких связанных синтаксической связью форм слов или из одной формы (Тепло!).

В предложении, состоящем более чем из одной словоформы, можно выделить сочетания слов (словоформ), связанных между собой грамматически и по смыслу: Мы зашли в книжный магазин за новым учебником. Эти сочетания слов подразделяются на: а) сочетания, которые возникают только в составе предложения (мы зашли); б) сочетания, которые можно образовать и вне предложения. Это словосочетания в строгом терминологическом значении.

Словосочетание – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются форма слова или несколько форм слов, связанные между собой синтаксической связью. Главное отличие словосочетания – отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, оценки говорящего – непредикативность (номинативная единица).

Наряду со словосочетанием и простым предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение. Сложное предложение в функциональном плане имеет много общего с простым предложением, но со стороны своей формальной устроенности оно является сочетанием предложений на основе определенной синтаксической связи. Его части обязательно обладают основным конституирующим признаком предложения – предикативностью. Для сложного предложения характерна полипредикативность.

Эти три единицы на сегодняшний день являются общепризнанными, что отражено и в Грамматике русского языка, 80 (В.А. Белошапкова: синтаксис – учение о трех единицах языка)

Остается спорным вопрос, включать ли слово, точнее словоформу, в состав собственно синтаксических единиц. Многие ученые (В.В. Виноградов, Л.Ю. Максимов, В.В. Бабайцева, В.А. Белошапкова) признают словоформу компонентом, строевым элементом синтаксической единицы, но не самой синтаксической единицей.

В учебнике «Современный русский язык. Анализ языковых единиц» (под редакцией Е.И. Дибровой) словоформа рассматривается как «минимальная синтаксическая единица, которая является структурно-смысловым компонентом словосочетания и предложения». Хотя признается, что словосочетание, простое предложение и сложное предложение – это единицы только синтаксиса, а словоформа – как синтаксиса, так и морфологии и лексики.

Ситуацию с введением в состав синтаксической единицы словоформы образно определила М.И. Черемисина как ‟флигель в три этажа с полуподваломˮ, где в образе полуподвала представлена словоформа.

В аспекте сопоставления языковых и речевых единиц синтаксиса построена работа С.Г. Ильенко «Синтаксические единицы в тексте». В этой работе выделяются языковые единицы синтаксиса:

1. Общепризнанные: словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Каждая из названных единиц является структурно-семантическим единством, выполняющим свою специфическую функцию и опирающимся на связь входящих в них различных по своей природе компонентов:

· Непредикативная связь слов;

· Предикативная связь главных членов предложения;

· Связь между предикативными частями.

2. С.Г. Ильенко синтаксические единицы языка считает необходимым пополнить еще одной: конструкцией с прямой речью типа: «Комаровский приехал, – упавшим хриплым голосом сказала вышедшая навстречу ему Лара» (Б.Пастернак).

Конструкция с прямой речью получила различную интерпретацию:

1. Разновидность сложного бессоюзного предложения (Н.С. Поспелов);

2. Предложение с вставным компонентом (А.Д. Руднев);

3. М.К. Милых отмечала синтаксическую специфичность, связанную с принципиальной установкой обозначить наличие двух линий сообщения: автора и не-автора и обладающую грамматическим своеобразием (обязательной конструктивной двучастностью, ритмико-интонационными особенностями).

Именно признание специфичности конструкции с прямой речью (КПР), вызванной ее двуголосием, дает возможность С.Г. Ильенко ввести ее в ранг специфической единицы языка. При этом к собственно языковой разновидности КПР следует отнести только такую, в которой используется в качестве вводящих прямую речь – глаголы собственно говорения (говорить, сказать, спросить, ответить).

Таким образом, С.Г. Ильенко выделяет четыре разновидности синтаксических единиц языка:

· Словосочетание,

· Простое предложение,

· Сложное предложение,

· Конструкцию с прямой речью.

Каждая из них может быть представлена в виде модели, где входящие в нее компоненты обобщены морфологическими формами, вступающими друг с другом в синтаксическую связь:

· Adj N (красивое зрелище)

· a) N1 – N1 (Дети – наша надежда)

б) N1 как N 1 (Дети как дети)

· N1 – V, если N1 – V (Люди всего достигнут, если захотят).

· Сказал> N1 – V (Брат сказал:«Дождь идет»).

В качестве синтаксических единиц речи ученый выделяет:

1. Соответствующие типы реализации единиц языка: синтагма, высказывание, сложное высказывание и речевая реализация конструкции с прямой речью.

Речевая реализация языковых единиц (первая группа) связана с конкретной коммуникацией, т.е.:

· Наполнением языковых конструкций конкретной лексикой;

· Установкой на интегрирование или расчленение синтаксической единицы, а применительно к высказыванию – в использовании средств актуального членения.

Например, словосочетание в речи может расчленяться (т.е. разрушается контактное расположение компонентов): Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить? (Л.Н. Толстой). Этот прием реализации словосочетания особенно характерен для поэзии: Мировое началось во мгле кочевье (М. Цветаева).

Примером интеграции на уровне высказывания может служить порождение специальных, диктуемых синтаксической моделью, лексических средств, отсутствующих в системе языка. Например:

Как живется вам – хлопочется –

Ежится? Встается – как?

С пошлиной бессмертной пошлости

Как справляетесь, бедняк? (М. Цветаева)

Возможность появления форм хлопочется, встаетсяобусловлена прежде всего структурой безличного предложения.

Расчлененность (делимитация) проявляется в факте парцелляции, т.е. интонационном обособлении одного из членов предложения с целью его актуализации: Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (Бродский).

Главным средством речевой реализации предложения является его актуальное членение. Актуальное членение – это членение высказывания на то, что в нем является при данном коммуникативном задании исходным пунктом (темой) и то, что о нем сообщается (ремой): «Гамлет находится в состоянии непрерывного поединка не только с Клавдием, но и собственными сомнениями» (Товстоногов «Беседы с коллегами»). С.Г. Ильенко отмечает, что в данном высказывании темой является подлежащее Гамлет, а вся последующая часть выполняет роль ремы.

Наконец, для конструкции с прямой речью (в силу их структурной и функциональной специфики) С.Г. Ильенко констатирует лишь один фактор речевой реализации: разнообразие лексических средств, обслуживающих вводящие слова: «Слышь, мать, – взвизгнул дед» (М. Горький).

2. Специфические, собственно речевые единицы. К ним относятся синтаксема и сложное синтаксическое целое.

Синтаксема (термин Г.А. Золотовой) – это минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица, выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и как конструктивный компонент бОльших синтаксических построений, характеризуемая определенным набором синтаксических функций.

Сложное синтаксическое целое – это текстовая единица. Она состоит из нескольких предложений, объединенных различными средствами связи и раскрывающих одну из микротем (подтем).

Таким образом, С.Г. Ильенко выделяет как синтаксические единицы языка, так и синтаксические единицы речи:

Язык Речь
  Синтаксема
Словосочетание Синтагма
Предложение Высказывание
Сложное предложение Сложное высказывание
Конструкция с прямой речью Реализация конструкции с прямой речью
  Сложное синтаксическое целое

В.В. Бабайцева не разграничивает синтаксические единицы языка и речи. Синтаксическими единицами она называет конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями. Основными синтаксическими единицами соответственно являются: словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое. Словоформы (как мы говорили ранее) рассматриваются как строевые элементы синтаксических единиц.

Анализ синтаксических единиц В.В. Бабайцева считает возможным производить как:

 

Словосочетание

 


Простое предложение

                                                                                                                                             Иерархия ‟снизуˮ

Сложное предложение

 

Сложное синтаксическое целое


Сложное синтаксическое целое


Сложное предложение и простое предложение                      Иерархия ‟сверхуˮ


словосочетание






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: