Собственно-назывные предложения

К собственно-назывным предложения относят:

1. Названия литературных, музыкальных произведений. Например, ‟Капитанская дочкаˮ. Название глав: например, названия глав в "Капитанской дочке": 1. Сержант гвардии. 2. Вожатый. 3. Крепость. 4. Поединок. 5. Любовь. 6. Пугачевщина. 7. Приступ. 8. Незваный гость. 9. Разлука. 10. Осада города. 11. Мятежная слобода. 12. Арест. 14. Суд.

2. Названия учреждений, например: Библиотека. Парикмахерская.

Основная функция этого типа предложений – называние. Употребление этого типа предложений связано в основном с письменной речью. В некоторых работах собственно-назывные предложения исключаются из состава номинативных предложений. В защиту собственно назывных предложений выступают многие ученые. Так, А.М. Пешковский писал: «Приступая к чтению книги, читатель интересуется содержанием и в заглавии видит намек на это содержание или даже сжатое выражение его. Это отношение читателя знает, конечно, и писатель. Значит, название книги всегда есть нечто большее, чем название». Идею А.М. Пешковского позднее поддержал А.Г. Руднев: «Этого рода предложения не входят в развернутую речь. Они не являются выражением высказывания, но они являются средством письменного сообщения. Идя по коридору, вы видите надпись ‟Библиотечный пунктˮ, который вы разыскиваете, и входите в него. Следовательно, надпись содержала нужное для вас сообщение».

В.В. Бабайцева в работе «Односоставные предложения в современном русском языке» отмечает: «Название книг, журналов, картин и т.д., состоящие из слова или словосочетания с номинативным значением, выражают суждение существования и употребляются для того, чтобы обозначить, выделить какой-либо предмет или явление, указать на него, раскрыв его назначение наименованием. Следовательно, это не просто слова, а предложения».

Именительный представления

А.Г. Руднев под именительным представления понимает такого рода номинативное предложение, в котором нет высказывания, а есть только постановка вопроса о лице, предмете, явлении для размышления, для суждения с представлением их себе:

Москва... Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! (А.С. Пушкин).

Во многих вузовских учебных пособиях в связи с номинативными предложениями отмечается, что именительный представления не является номинативным предложением. В именительном представления не выражается ни суждения, ни понятия, а вспоминается ранее познанное явление. Причем в нем только указывается название этого вспоминаемого явления, а мысль или чувство, которые возникают, выражаются в следующем за ним предложением. Однако В.В. Бабайцева выделяет несколько признаков, позволяющих отнести именительный представления к номинативным предложениям:

1. Морфологическая природа главного члена - именительный падеж имени существительного или количественно именное словосочетание.

2. Представляет собой интонационно самостоятельную коммуникативную единицу - посредством ее говорящий сообщает о наличии в сознании представления и вызывает аналогичное представление в сознании собеседника.

Отличие именительного представления от других разновидностей номинативных предложений В.В. Бабайцева видит в следующем: в именительном представлении сообщается о наличии представления о предмете или явлении в сознании говорящего, а в типичных разновидностях номинативных предложений утверждается бытие предмета или явления в реальной действительности. Ср.: Поезд остановился. Москва. Казанский вокзал. – Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын (М.Ю.Лермонтов).

Таким образом, именительный представления – это имя существительное в именительном падеже (или количественно именное словосочетание), имеющее специфическую интонацию и называющее предмет мысли для того, чтобы сообщить о наличии представления о нем в сознании говорящего.

Содержание именительного представления нельзя свести только к обозначению темы последующего высказывания. На первый план выступает стремление вызвать наглядно-чувственный образ, становится важен эмоциональный подтекст: Долина роз! Самые эти слова меня волновали (К. Паустовский).

Разную степень наглядно чувственной основы одного и того же слова В.В. Бабайцева показывает, сопоставляя следующие примеры: Семья важна в человеческой жизни – Семья! Ах, как это важно в человеческой жизни!

Специфика содержания именительного представления определяет его стилистическую роль. Данная синтаксическая конструкция является одним из выразительных средств художественной речи: она позволяет воссоздать чувственную основу слова.

Вокативные предложения

Вокативные предложения, или предложения-обращения, получили различное толкование в лингвистической традиции:

1. А.А. Шахматов, А.М. пешковский выделяли в особый тип односоставных предложений.

2. В.В. Виноградов рассматривал их как разновидность номинативных предложений.

3. М.В. Панов характеризует как нечленимые предложения.

В.В. Бабайцева определяет вокативные предложения следующим образом: «Вокативные предложения – это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления». Например:

- Но вы меня любите, Лиза? (Лиза – это обращение)

- Лиза! – произнес Лаврецкий. – Лиза, – повторил он и склонился к ее ногам (И.С. Тургенев).

Вокативные предложения отличаются и семантической и интонационной самостоятельностью. Они содержат имя существительное в именительном падеже, произносимое с особой интонацией, передающей призыв, побуждение, негодование, укор и т.п. Могут быть осложнены эмоциональными частицами.

По семантике выделяется два типа вокативных предложений:

1. Предложения-призывы: Часовой! – строго окликнул Никитин.

2. Эмоциональные предложения (выражающие эмоциональную реакцию на слова, поступки, действия собеседника): Мама! – с укором ответила Лиза.

Главный член вокативного предложения нельзя квалифицировать ни как подлежащее, ни как сказуемое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: