План лекции:
1. Понятие неполного предложения.
2. Разновидности неполных предложений:
2.1. по соотношению структурных и семантических свойств (семантически неполные; структурно и семантически неполные; структурно неполные);
2.2. по условиям употребления (ситуативно-неполные; контекстуально-неполные);
2.3. по форме и виду речи (монологически неполные; диалогически неполные);
2.4. по принадлежности конструкций к определенному уровню синтаксической системы (парцелляты; эллиптические предложения);
Понятие неполного предложения
Неполными называются предложения, отличающиеся неполнотой грамматической структуры вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов предложения (главных или второстепенных). В традиционном языкознании неполное предложение определяется как вариант полных. Так, А.М. Пешковский в монографии «Русский синтаксис в научном освещении» отмечает: «Неполные предложения, хотя их в разговорной речи, несомненно, гораздо больше, чем полных, в сознании нашем всегда равняются на полные».
|
|
В разработке проблематики неполных предложений большую роль сыграла работа И.А. Поповой «Неполные предложения в современном русском языке», в которой неполные предложения не приравниваются к полным на том основании, что обладают особыми свойствами. Более того, вставка недостающих членов предложения не только не нужна, но часто бывает невозможна, поскольку меняет и структуру предложения, и его смысл. Например, Мелеховский двор – на краю хутора. И.А. Попова считает, что в этом случае даже термин неполное предложение неверен, поскольку в смысловом отношении предложения достаточно полны, у них есть свои преимущества – они более выразительны, кратки, придают речи естественность.
Таким образом налицо трудности трактовки неполных предложений. Они ведут к активным поискам путей их адекватного описания.
|
|
Разновидности неполных предложений
Неполные предложения представлены несколькими разновидностями по различным основаниям:
· по соотношению структурных и семантических свойств (семантически неполные; структурно и семантически неполные; структурно неполные);
· по условиям употребления (ситуативно-неполные; контекстуально-неполные);
· по форме и виду речи (монологически неполные; диалогически неполные);
· по принадлежности конструкций к определенному уровню синтаксической системы (парцелляты; эллиптические предложения).
По соотношению структурных и семантических свойств
По первому основанию выделяют три разновидности неполных предложений:
1. Семантически неполные, структурно полные: Я был там. Кто-то приехал. Потом вдруг как будто что-то вспомнилось ей – в плане лексической семантики здесь недостаточно полнозначны местоименные слова там, кто-то, что-то.
2. Структурно и семантически неполные: Онегин шкафы отворил: В одном нашёл тетрадь расхода, В другом наливок целый строй… (А.Пушкин) – в предикативной части В другом наливок целый строй отсутствует выражение обоих компонентов структурной схемы предложения, вне контекста не устанавливается ни деятель, ни его предикативный признак.
3. Структурно неполные, а семантически полные: Татьяна – в лес, медведь за нею (А.Пушкин). В эту группу относят предложения с так называемым “нулевым сказуемым”, иначе – эллиптические.
Если учесть, что семантическая неопределённость местоимений не является собственно синтаксическим фактором, то неполноту предложений с местоимениями следует рассматривать не в синтаксической, а в иной плоскости. Эллиптические предложения с “нулевым сказуемым” не могут рассматриваться как неполные, поскольку они не имеют соотносительных полных контекстуальных вариантов. Конкретное, словесно выраженное сказуемое в них не может быть восстановлено, так как каждое эллиптическое предложение нужно сопоставлять не с одним, а с несколькими глагольными предложениями. Ср.: Я – (бросился, устремился, кинулся, бежать и т.п.) домой. Ср.: – Ты куда? – Я домой. Ни в вопросе, ни в ответе нет никакого глагола вообще.
Поэтому с точки зрения В.В. Бабайцевой и Л.Ю. Максимова, к собственно неполным предложениям надо относить двусоставное или односоставное, распространённое или нераспространённое предложение с частичной реализацией его формально-синтаксической модели вследствие пропуска тех или иных формально обусловленных главных или второстепенных членов предложения, восстанавливающихся в их конкретном словесном виде из речевой ситуации или контекста, в которых функционирует данная синтаксическая единица, т.е. формально и (как следствие) семантически неполные предложения.