Организация ресторанного бизнеса и предприятий общественного питания некоммерческого типа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«уФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

ФГБОУ ВПО «УГАЭС»

 

Кафедра-разработчик «Туризм и гостеприимство»

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме»

 

 

Специальность 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

 

 

Уфа 2011

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Тематика лекций

 

Тема 1. Предмет и задачи курса экономики СКСТ

Предмет экономики туризма и гостеприимства. Задачи курса. Концепция экономики СКСТ. Основные понятия и определения СКСТ как сферы деятельности. Экономическое пространство СКСТ. Туристский продукт как экономическая категория. Место экономики СКСТ в цикле дисциплин социально-культурного сервиса. Экономика СКСТ и маркетинг. Взаимодействие экономической теории и экономики СКСТ.

 

Тема 2. Предпринимательская деятельность в СКСТ

Понятие предпринимательской способности и предпринимательства в экономической литературе. Роль предпринимательства в экономике. Предприниматели-новаторы и предприниматели-консерваторы. Понятия предприятия и фирмы в литературе. Цели фирмы. Основные особенности предпринимательской деятельности в СКСТ. Роль мелкого, среднего и крупного бизнеса в экономике. Место и роль мелких, средних и крупных фирм в туристском, ресторанном и гостиничном бизнесе.

 

Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательства в СКСТ

Индивидуальное (частное) предприятие, товарищество (партнерство) и акционерное общество (корпорация) как формы организации бизнеса. Место и роль индивидуальных предприятий, товариществ и обществ в туристском, ресторанном и гостиничном бизнесе.

 

Тема 4. Рыночные структуры и конкуренция в СКСТ. (2ч.)

Понятие рыночной структуры. Свободная конкуренция и монополия. Степень монополизации рынка туристского продукта. Степень контроля над ценами на туристском рынке. Понятие ценовой и неценовой конкуренции. Формы ценовой и неценовой конкуренции в СКСТ. Тенденции развития конкурентной среды СКСТ.

Тема 5. Факторы производства и факторные доходы в СКСТ

Понятие факторов производства и факторных доходов. Земля (природные ресурсы) как фактор производства туристского продукта. Рентные доходы в туристском, ресторанном и гостиничном бизнесе. Роль капитала и процента в СКСТ. Труд и заработная плата в СКСТ. Особенности использования трудовых ресурсов и организация труда в СКСТ.

 

Тема 6. Основной и оборотный капитал в СКСТ

Понятия основного и оборотного капитала. Физический и моральный износ капитала. Амортизация и амортизационные отчисления. Основной капитал в СКСТ, классификация основных фондов. Основной капитал в СКСТ, классификация оборотных средств.

Тема 7. Информация, неопределенность и риски в СКСТ

Роль информации в экономике. Источники информации; информация о прошлых, настоящих и будущих событиях в СКСТ. Роль прогнозирования в деятельности фирм. Неопределенность и ее влияние на принятие решений. Риски в туристском, ресторанном и гостиничном бизнесе. Виды рисков.

Тема 8. Современные тенденции развития СКСТ

Трансформация рынка продавца в рынок покупателя как тенденция развития СКСТ. Возрастание глобализации в индустрии туризма и гостеприимства. Диверсификация фирм. Дерегулирование СКСТ и изменение отношений собственности. Роль государства в сфере отдыха и развлечений. Инновации в СКСТ.

Рынок туристского продукта

Понятие туристского рынка. Производители туристского продукта; туристские и транспортные компании; ресторанный и гостиничный бизнес; страховые, финансовые и другие фирмы. Потребители туристского продукта, их состав и классификация. Туристский продукт и его разновидности; виды туристской деятельности и типы туризма. Особенности функционирования рынка туристского продукта.

 

Спрос и предложение на рынке туристского продукта

Понятия спроса и предложения в экономической теории и маркетинге. Эмпирический закон Энгеля; зависимость спроса на турпродукт от доходов.

Туристская деятельность как форма использования свободного времени. Баланс свободного времени и его влияние на потребительские предпочтения. Туризм выходного дня, туристские поездки на средние и дальние расстояния. Спрос на «жесткий» и «мягкий» продукт. Чувствительность спроса к цене. Факторы предложения на рынке туристского продукта. Современный рынок турпродукта как рынок покупателя.

 

Региональный, национальный и международный туризм

Региональная экономика туризма, факторы развития регионального туризма. Государственная политика регионального туризма. Региональные программы развития российского туризма. Туризм как явление национальной экономики; Роль туризма в национальной экономике. Темпы развития международного туризма. Выездной и въездной туризм, факторы их развития.

 

Тенденции и перспективы развития мирового туристского рынка

Доля СКСТ в мировом ВВП, ее динамика. Развитие мирового туризма по регионам. Соотношение внутреннего и международного туризма по странам и регионам, его динамика. Соотношение спроса и предложения на рынках «жестких» и «мягких» форм туристского продукта. Перспективы спроса и предложения на рынке экологического турпродукта.

        

Отели и их классификация, экономика и организация эксплуатации отелей

Классификация средств размещения туристов в России и других странах мира. Критерии классификации. Классификации отелей по месту расположения, по типу предлагаемых услуг по ценам. Традиционные и необычные отели. Экономика гостиничного бизнеса. Организация эксплуатации отелей.

 

Организация ресторанного бизнеса и предприятий общественного питания некоммерческого типа

Рынок ресторанных услуг. Концепция ресторанного бизнеса. Разработка меню, его оформление. Ценообразование в ресторанном бизнесе, планирование расходов. Бухгалтерский учет прихода и расхода. Коэффициенты издержек в ресторанном бизнесе. Система общественного питания коммерческого типа, основные особенности некоммерческой организации служб питания. Особенности служб питания на авиалиниях, в вооруженных силах, средних и высших учебных заведениях, лечебных учреждениях и в офисах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: