Структура систем управления состоит из аппарата управления и технических средств. Работник управления выполняет какую-то часть функций управления и занимает должность, которая связана с конкретными правами и обязанностями.
Система управления по горизонтали состоит из звеньев, а по вертикали — из ступеней. Звено управления — это организационно и функционально обособленное подразделение (например, производственный, технический, плановый и другие отделы) или специалист соответствующего органа управления.
Организационное объединение звеньев управления одного уровня в управленческую структуру образует ступень управления строительного подразделения.
Орган управления состоит из одной или нескольких первичных групп, связанных между собой отношениями разделения труда.
Органы управления по положению в структуре управления делятся на вышестоящие, нижестоящие и равноправные.
Связи между элементами структуры (работниками и органами) могут быть вертикальными (связи руководства и подчинения) и горизонтальными (связи равноправных элементов). В свою очередь вертикальные связи могут быть линейными (обязательное подчинение по всем вопросам управления) и функциональными (подчинение по определенным функциям). Так, например, начальник строительного управления (СУ) подчинен вышестоящему руководителю по вертикали структуры, а между собой начальники поддерживают равноправные связи по горизонтали.
Непосредственно начальнику СУ подчинены главный инженер, заместители начальника, начальники некоторых отделов и т.д. В то же время главный инженер выполняет указания главного инженера вышестоящей организации по вопросам, связанным с организацией подготовки производства, механизацией работы, внедрением новой техники и т.д. Такая форма подчинения является функциональной.
Работники аппарата управления обычно делятся на линейных руководителей и функциональный персонал.
Линейные руководители — это мастера, прорабы, начальники участков и строительных управлений. Они осуществляют общее руководство деятельностью соответствующей организационной структуры, во главе которой находятся.
Функциональный персонал способствует реализации процесса управления, обеспечивает систематизацию и подготовку необходимых данных в определенных сферах управленческой деятельности, а также информационную взаимосвязь по горизонтали и вертикали структуры управления по всем вопросам, связанным с выполнением соответствующих функций.
При линейной структуре управления строительная организация имеет одну вышестоящую и несколько нижестоящих инстанций. При этом все вопросы решаются по одной линии связи. Каждый руководитель получает информацию только от непосредственных подчиненных и управляет их деятельностью. Только этот руководитель принимает решение по всем вопросам, относящимся к руководимой им сфере производства. Основными принципами построения линейной структуры является единство распорядительства и строго вертикальное направление в вопросах обмена информацией. Опыт показал, что линейные организационные структуры эффективны, когда число задач невелико, эти задачи несложны и они могут быть решены в ближайшей вышестоящей инстанции.
При такой структуре создаются благоприятные возможности всех уровней управления в реализации поставленной цели. Но при такой структуре между одинаковыми уровнями систем нет связи и по всем вопросам необходимо обращаться к одному руководителю, который должен знать все, а так как руководители не могут быть специалистами по всем вопросам, то возникает опасность принятия неквалифицироваиных решений.
К линейной структуре наиболее близка структура небольших строительных участков и организаций.
Функциональная структура предусматривает разделение работ по функциям. В органе управления имеются звенья, которые специализируются на планировании, учете, квалифицированном решении и т.д. Решения, подготовленные этими звеньями, обязательны для выполнения нижней ступенью управления.
Функциональная структура использует знания опытных и высококвалифицированных специалистов, что способствует повышению эффективности управления, ускоряет процесс движения информации, повышает оперативность принятия решений. Но эта структура усиливает функциональный подход, что приводит к рассмотрению вопросов с частных позиций, а также нарушает принцип единоначалия, единство распорядительства и ответственность за работу, ведет к двойному подчинению. При ней затрудняется координация работ из-за усложнения согласованности распоряжений и очередности их выполнения.
Некоторые системы управления представляют собой сочетание различных сторон линейной и функциональной структур управления. Например, линейно-функциональная или линейно-штабная структуры, где за основу берется линейная структура, но при каждом звене руководства создается штаб, состоящий из отделов, специализированных по отдельным функциям.
Линейный руководитель рассматривает и утверждает подготовленные штабом решения, которые передаются подчиненным линейным руководителям, а на их основе принимаются решения в масштабе своего уровня с участием штаба.
Принимаемые решения в такой структуре обычно являются квалифицированными, но сам процесс выработки и принятия решений оказывается длительным, так как требует согласования и увязки между различными звеньями. По линейно-функциональной структуре построены практически все органы управления строительством, такие как СУ, трест, объединения, комбинаты и др.
Необходимо отметить, что деление на системы несколько упрощает действительную картину работы реальной организации. При той же линейно-функциональной структуре сплошь и рядом руководство осуществляется параллельно и линейными и функциональными руководителями. Так, главный механик треста руководит аналогичными службами СУ, начальник производственного отдела отдает отдельные распоряжения руководителям ПТО управлений и т.п. Более того, для хорошо действующего аппарата управления характерны максимальная самостоятельность и инициатива функционального аппарата. При этом линейный руководитель полностью отвечает за результаты деятельности своих подразделений.
В последнее время получают развитие новые типы структур управления: структуры с временными (создаваемыми на определенный период) органами управления по проекту, объекту, проблеме, разработке, получившие название матричных.
В матричных структурах управления, основанных на принципах программно-целевого управления, предусмотрены связи, обеспечивающие увязку функциональных и линейных подразделений в рамках выполняемой задачи. Эту увязку осуществляет специально создаваемый орган или должностное лицо. Так, в проектных организациях главные архитекторы проекта (ГАП) и главные инженеры проекта (ГИП) руководят и отвечают за реализацию проекта, координируя работы различных отделов института по порученному им объекту. Такое управление не изменяет сложившейся системы, но в структуре управления появляется дополнительное звено управления, координирующее по горизонтали вертикальные связи между звеньями управления.
Примером такой структуры в строительстве являются создаваемые на больших и сложных комплексах штабы строительства. Назначенный во главе штаба руководитель обладает полномочиями решать все вопросы, относящиеся к строительству комплекса, независимо от своего основного должностного положения.
Методы, модели и технология управления строительством
Совершенствование механизма управления строительством сложного объект;) возможно только при условии системного подхода к рассматриваемой проблеме. Критериями рациональной системы управления являются: приоритет объекта управления, агрегирование, динамичность и надежность.
Системный подход эффективное средство борьбы со все возрастающей сложностью хозяйственных проблем. Он позволяет находить простое в сложном, существенное в общей массе факторов, главное звено в непрерывной цепи событий.
В соответствии с изложенными принципами системного подхода для каждой организационно-технологической системы можно построить адекватную ей математическую, эконометрическую, имитационную или другую модель.
Эти модели, как и реальные системы, должны быть состыкованы между собой по входу и выходу и представлены в форме комплекса иерархически организованных моделей, входящих в нее организационно-технологических систем строительных подразделений.
Полученная модель ситуации может быть использована руководством организации для выработки эффективных управленческих решений по регулированию хода строительства.
Эффективность управления, в широком смысле слова, и ситуационного управления, в частности, непосредственно зависит от используемых методов управления (рис. 8.1).
При определении рациональной технологии и методов принятия решений в условиях неопределенности и неполной информации необходимо учитывать воздействие на процесс строительного производства множества внешних и внутренних факторов. Состав факторов и интенсивность их воздействия на технологический поток существенно меняются в зависимости от времени и региона производства работ.
В зависимости от климатических и ситуационных особенностей района строительства, его вида (сосредоточенного или линейного), конструктивного решения и объемов объекта строительства формируется организационная структура строительных организаций и формы их материально-технического обеспечения. Состав факторов и интенсивность их воздействия на технологический поток существенно меняются в зависимости от времени и региона производства работ.
Среди множества факторов, воздействующих на ход строительства, наибольший удельный вес имеют внешние факторы, такие как

Рис. 8.1. Схема возможных методов управления строительным производством
организационная и материально-техническая подготовка строительства, комплектация, снабжение, природно-климатические условия. Необходимо также учитывать и социальный фактор, особенно в экстремальных условиях работы в труднодоступных и малообжитых районах.
В системе строительства функционирует множество организационно-управленческих структур, из которых целесообразно рассмотреть наиболее характерные — стационарные для сосредоточенных объектов и мобильные для линейного строительства.






