Методы и функции управления

Лекция 7. Управление в строительстве

Методы и функции управления

Организационные структуры управления строительными организациями

Положения о подразделениях и должностные инструкции

Оперативное управление строительством

 

Методы и функции управления

 

При создании современного строительного объекта или их ком­плекса требуется решать большое количество сложных управленче­ских вопросов, находящихся на пересечении научных и практических дисциплин, поэтому инвестиционно-строительная деятельность является по своей сути системным процессом, включающим в себя проектирование, строительство и эксплуатацию построенного объ­екта.

Основными видами управления инвестиционно-строительной деятельностью являются:

ü оформление исходно-разрешительной документации, разработка обоснований инвестиций, ТЭО (проекта) строительства, сбор ис­ходных данных и подготовка заданий на проектирование;

ü инженерно-геологические изыскания с учетом особенностей объ­екта строительства;

ü проектные работы — разработка проектной документации, осу­ществление функций генерального проектировщика, разработка специальных разделов проекта, оформление экспертиз, сопрово­ждение проектов;

ü технологическое обоснование — предоставление заказчику строи­тельных и эксплуатационных технологий вместе с лицензиями на их использование, технологическое проектирование, формирова­ние заказных спецификаций на конструкции и оборудование;

ü подготовка конкурсных торгов на проектирование, строительство, поставки строительных материалов, оборудования и других ресур­сов для строительства и эксплуатации объектов инвестиций;

ü стоимостная оценка — разработка бюджетов и смет по проекту строительства;

ü управление проектами — разработка организационно-управлен­ческих структур и методов их функционирования;

ü производственная деятельность — подготовка тендерной доку­ментации на поставки, работы и услуги; подготовка производства и организация работ, надзор за изготовлением, поставками и про изводством работ, организация контроля качества, организация пусконаладочных работ, услуг по эксплуатации объекта и т.д.;

ü комплексные (системные) работы — совокупность услуг, обе­спечивающих возможность реализации проектов «под ключ» в установленные сроки.

Одним из факторов успешного выполнения работ является гра­мотно составленный договор подряда, в том числе договор на про­изводство инженерных изысканий и буровых работ, где должны быть точно оговорены объемы, сроки и ответственность всех организаций, участвующих в строительстве, — заказчика, генподрядчика и под­рядных организаций.

При общих принципах инвестиционной деятельности строи­тельные рынки различаются объектами инвестиций, что определяет специфику методов, форм, способов анализа и оценки эффектив­ности, надежности и уровня риска инвестиций.

Основной субъект инвестиционной деятельности — инвестор, который осуществляет вложение собственных, заемных или при­влеченных средств в форме инвестиций и обеспечивает их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:

ü органы, уполномоченные управлять государственным и муници­пальным имуществом или имущественными правами;

ü отечественные физические и юридические лица, предпринима­тельские объединения и другие организации;

ü иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физиче­ские и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвестора­ми) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмеши­ваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

Функции участников инвестиционной деятельности регулируются законодательством Российской Федерации, международными согла­шениями и нормативными документами. Отметим, что государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, незави­симо от форм собственности. При этом инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы и реквизированы.

Формы и процессы управления строительными организация­ми. Управление строительством — это, прежде всего, информацион­но-аналитический процесс и адекватное принятие соответствующего решения.

Управленческие решения должны обеспечивать достижение наилучших результатов при наименьших затратах трудовых, матери­

альных, топливно-энергетических, финансовых и других ресурсов. Чтобы справиться с поставленной задачей, руководитель организации и его аппарат должны владеть современными методами количествен­ной оценки возникающих хозяйственных ситуаций, разбираться в экономико-математических моделях, имитирующих работу объ­екта управления, четко представлять возможности и необходимость применения электронно-вычислительной техники и компьютерной технологии управления, уметь работать с ЭВМ в режиме диалога.

Принятие управленческих решений в организационно-эконо­мических системах, как правило, осуществляется в условиях риска или неопределенности, обусловленных невозможностью, с одной стороны, полностью описать проблемную ситуацию и, с другой — представить и оценить все возможные альтернативы решения.

По мере восхождения от первичной производственной ячейки к организационно-экономической системе отраслевого уровня про­исходит усложнение процесса принятия управленческих решений. Это является следствием усложнения управленческих ситуаций, ростом цены ошибки в принятии решений, повышением меры от­ветственности управленческого персонала и значимостью прини­маемых решений.

Системный анализ процесса ситуационного управления позволяет установить основные процедуры выработки, принятия и реализации управленческих решений в сложных производственно-хозяйственных ситуациях.

Существует несколько типов организационно-функциональных структур системы управления: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная, матричная программно-целевая. Тип структуры и ее параметры определяются объектом управления.

  При линейной структуре орган управления имеет одну вышестоящую и несколько нижестоящих инстанций.

Линейные структуры очень эффективны, когда круг решаемых проблем невелик, а сами проблемы просты. Такие структуры при­меняются в основном на уровне технологического потока (бригады) и производственного участка.

Рост числа и сложности управленческих задач (проблем) по мере увеличения масштабов организационно-экономической системы требует специализации органов управления по функциям (планиро­вание, учет и т. п.) и объектам приложения функций управления.

Организационные структуры, которые помимо линейного управ­ленческого персонала включают органы, специализированные по функциям управления, называются линейно-функциональными. Эту структуру имеют традиционные органы управления на уровне треста, главка, объединения, министерства.

Для выполнения сложных программ, имеющих большое хозяй­ственное и экономическое значение, создаются органы оперативного планирования и управления на весь период существования целевой

программы. Они могут иметь линейно-штабную, матричную или программно-целевую организационную структуру. На выбор наи­более эффективной структуры существенное влияние оказывают такие факторы как директивный срок строительства, параметры и народнохозяйственная значимость сооружаемого объекта, условия производства работ и др.

  Совершенствование организационной структуры системы управ­ления должно начинаться с тщательного изучения объекта управле­ния.

С этой целью необходимо: исследовать технологические процессы производства работ на всех стадиях строительства с учетом условий хозяйствования, уделив особое внимание технологическим пере­ходам от одного вида работ к другому; построить параметрическую и математическую модель объекта управления; определить инфор­мационную емкость технологических процессов; установить пункты (точки) генерации отчетной и ситуационной информации и пункты (точки) приема управляющей, командной информации; установить параметры информационных потоков в циклах регулярного и ситуа­ционного управления.

Изучение объекта управления позволяет сформулировать требо­вания, которым должен удовлетворять орган управления, для обе­спечения эффективного функционирования системы в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: