Лекция 7. Управление в строительстве
Методы и функции управления
Организационные структуры управления строительными организациями
Положения о подразделениях и должностные инструкции
Оперативное управление строительством
Методы и функции управления
При создании современного строительного объекта или их комплекса требуется решать большое количество сложных управленческих вопросов, находящихся на пересечении научных и практических дисциплин, поэтому инвестиционно-строительная деятельность является по своей сути системным процессом, включающим в себя проектирование, строительство и эксплуатацию построенного объекта.
Основными видами управления инвестиционно-строительной деятельностью являются:
ü оформление исходно-разрешительной документации, разработка обоснований инвестиций, ТЭО (проекта) строительства, сбор исходных данных и подготовка заданий на проектирование;
ü инженерно-геологические изыскания с учетом особенностей объекта строительства;
ü проектные работы — разработка проектной документации, осуществление функций генерального проектировщика, разработка специальных разделов проекта, оформление экспертиз, сопровождение проектов;
ü технологическое обоснование — предоставление заказчику строительных и эксплуатационных технологий вместе с лицензиями на их использование, технологическое проектирование, формирование заказных спецификаций на конструкции и оборудование;
ü подготовка конкурсных торгов на проектирование, строительство, поставки строительных материалов, оборудования и других ресурсов для строительства и эксплуатации объектов инвестиций;
ü стоимостная оценка — разработка бюджетов и смет по проекту строительства;
ü управление проектами — разработка организационно-управленческих структур и методов их функционирования;
ü производственная деятельность — подготовка тендерной документации на поставки, работы и услуги; подготовка производства и организация работ, надзор за изготовлением, поставками и про изводством работ, организация контроля качества, организация пусконаладочных работ, услуг по эксплуатации объекта и т.д.;
ü комплексные (системные) работы — совокупность услуг, обеспечивающих возможность реализации проектов «под ключ» в установленные сроки.
Одним из факторов успешного выполнения работ является грамотно составленный договор подряда, в том числе договор на производство инженерных изысканий и буровых работ, где должны быть точно оговорены объемы, сроки и ответственность всех организаций, участвующих в строительстве, — заказчика, генподрядчика и подрядных организаций.
При общих принципах инвестиционной деятельности строительные рынки различаются объектами инвестиций, что определяет специфику методов, форм, способов анализа и оценки эффективности, надежности и уровня риска инвестиций.
Основной субъект инвестиционной деятельности — инвестор, который осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивает их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:
ü органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
ü отечественные физические и юридические лица, предпринимательские объединения и другие организации;
ü иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
Функции участников инвестиционной деятельности регулируются законодательством Российской Федерации, международными соглашениями и нормативными документами. Отметим, что государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы и реквизированы.
Формы и процессы управления строительными организациями. Управление строительством — это, прежде всего, информационно-аналитический процесс и адекватное принятие соответствующего решения.
Управленческие решения должны обеспечивать достижение наилучших результатов при наименьших затратах трудовых, матери
альных, топливно-энергетических, финансовых и других ресурсов. Чтобы справиться с поставленной задачей, руководитель организации и его аппарат должны владеть современными методами количественной оценки возникающих хозяйственных ситуаций, разбираться в экономико-математических моделях, имитирующих работу объекта управления, четко представлять возможности и необходимость применения электронно-вычислительной техники и компьютерной технологии управления, уметь работать с ЭВМ в режиме диалога.
Принятие управленческих решений в организационно-экономических системах, как правило, осуществляется в условиях риска или неопределенности, обусловленных невозможностью, с одной стороны, полностью описать проблемную ситуацию и, с другой — представить и оценить все возможные альтернативы решения.
По мере восхождения от первичной производственной ячейки к организационно-экономической системе отраслевого уровня происходит усложнение процесса принятия управленческих решений. Это является следствием усложнения управленческих ситуаций, ростом цены ошибки в принятии решений, повышением меры ответственности управленческого персонала и значимостью принимаемых решений.
Системный анализ процесса ситуационного управления позволяет установить основные процедуры выработки, принятия и реализации управленческих решений в сложных производственно-хозяйственных ситуациях.
Существует несколько типов организационно-функциональных структур системы управления: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная, матричная программно-целевая. Тип структуры и ее параметры определяются объектом управления.
При линейной структуре орган управления имеет одну вышестоящую и несколько нижестоящих инстанций.
Линейные структуры очень эффективны, когда круг решаемых проблем невелик, а сами проблемы просты. Такие структуры применяются в основном на уровне технологического потока (бригады) и производственного участка.
Рост числа и сложности управленческих задач (проблем) по мере увеличения масштабов организационно-экономической системы требует специализации органов управления по функциям (планирование, учет и т. п.) и объектам приложения функций управления.
Организационные структуры, которые помимо линейного управленческого персонала включают органы, специализированные по функциям управления, называются линейно-функциональными. Эту структуру имеют традиционные органы управления на уровне треста, главка, объединения, министерства.
Для выполнения сложных программ, имеющих большое хозяйственное и экономическое значение, создаются органы оперативного планирования и управления на весь период существования целевой
программы. Они могут иметь линейно-штабную, матричную или программно-целевую организационную структуру. На выбор наиболее эффективной структуры существенное влияние оказывают такие факторы как директивный срок строительства, параметры и народнохозяйственная значимость сооружаемого объекта, условия производства работ и др.
Совершенствование организационной структуры системы управления должно начинаться с тщательного изучения объекта управления.
С этой целью необходимо: исследовать технологические процессы производства работ на всех стадиях строительства с учетом условий хозяйствования, уделив особое внимание технологическим переходам от одного вида работ к другому; построить параметрическую и математическую модель объекта управления; определить информационную емкость технологических процессов; установить пункты (точки) генерации отчетной и ситуационной информации и пункты (точки) приема управляющей, командной информации; установить параметры информационных потоков в циклах регулярного и ситуационного управления.
Изучение объекта управления позволяет сформулировать требования, которым должен удовлетворять орган управления, для обеспечения эффективного функционирования системы в целом.