Оперативное управление строительством

После составления стратегии работ, учитывающей производствен­ные условия, организуется оперативное управление их выполнения. Для этого в отделе- маркетинга (планирования, управления) должен быть назначен квалифицированный менеджер-координатор. Основ­ные задачи и этапы оперативного управления выполнением стратегии организации покатаны на рис. 8.4.

Менеджер-координатор должен принимать непосредственное участие (лучше п должности заместителя руководителя проекта по организации) в разработке плана работ. Он должен владеть ситуаци­ей, «чувствовать» принципы стратегии, ее направления, проблемы, цифры, результаты.

Как уже было отмечено, на основе стратегии и ее конкретных разделов разрабатываются стратегические планы по тем же направлениям. Стратегические планы от стратегии отличаются конкретно­стью и меньшей маневренностью, вариантностью достижения целей организации.

В стратегии и ее разделах невозможно каждую операцию, каждый шаг прорабатывать в трех и более вариантах, а также детализиро­вать все аспекты организации и технологии работ. При разработке стратегий идут от конечной перспективной цели к настоящему со­стоянию или времени, без глубокой проработки внутренних ресурсов и резервов, а при разработке стратегических планов, наоборот, от настоящего идут к будущему, располагая конкретными прогнозами разных условий выполнения работ.

Планы работ по оперативному управлению целесообразно раз­рабатывать в виде графика с участием менеджера-координатора и непосредственного исполнителя работ.

Обычно график составляется в двух вариантах. Сначала он вы­полняется по данным, приведенным в стратегии и ее конкретных разделах. Показатели первого, наиболее оптимального с позиций стратегического варианта производства работ «проталкиваются» в соответствующие стратегические планы, разрабатываемые пла­новым отделом организации. Безусловно, при разработке стратегии некоторые ее показатели придется уточнять, конкретизировать, со­стыковывать. Главная задача менеджера -координатора на этом этапе заключается в оказании помощи разработчикам стратегических пла­нов в обеспечении достижения цели. На этой стадии должна быть реализована концепция общей стратегии производства работ.

 

 

Рис. 8.4. Задачи и этапы оперативного управления выполнением работ

 

На втором этапе составляют (обновляют) утонченный график, который согласовывают с заинтересованными организациями, и утверждается у руководства. Далее менеджер-координатор выбирает методы и средства учета, контроля, анализа, мотивации качествен­ного и своевременного выполнения стратегии организации через стратегические и тактические (годовые) планы.

Менеджер-координатор должен пропагандировать современ­ные методы оптимизации управленческого решения, принимать непосредственное участие (в качестве координатора и консуль­танта) в разработке стратегических и тактических планов орга­низации.

В оперативном управлении в качестве базового координатора обычно используются сетевые модели и оперограммы.

Сетевой график — это полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой определяется логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними. Основными элементами сетевого графика являются работа (изображается стрелкой) и событие (изображается кружком).

Работа — это процесс или действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от одного события к другому. Она характеризуется определенными затратами труда и времени. Если для перехода от одного события не требуется ни затрат времени, ни затрат труда, то взаимная связь таких событий называется фиктивной работой и изо­бражается пунктирной стрелкой. Фиктивная работа представляет, таким образом,логическую связь между событиями и показывает зависимость начала выполнения какой-либо работы от результатов выполнения другой.

Событие по фиксированный момент времени, который представляет одновременно окончание предыдущей работы, т.е. ее результат (исключение начальное событие) и начало последующей работы (исключение конечное событие).

Любая непрерывная последовательность взаимосвязанных собы­тий и работ называется путь. Полным называется путь от начального события до конечного. Путь от данного события до завершающего называется последующим за данным событием, а от исходного со­бытия до данного предшествующим.

Для оптимизации продолжительности работ и распределения ресурсов по работам программы, а также для обеспечения ее нагляд­ности рекомендуется применять сетевые методы. Для увязки работ и исполнителей рекомендуется строить оперограммы. На рис. 8.5 приведен пример оперограммы для координации работ по проек­тированию ПОС для комплекса зданий и сооружений на начальной стадии работ.

Пополнив onepoграмму данными по времени, техническими тре­бованиями и экономическими характеристиками можно регулярно

 

 

Рис. 8.5. Оперограмма работ между исполнителями и соисполнителями

 

 

вести учет и контроль выполнения работ по срокам, качеству и за­тратам.

Ведение регулярного, полного и качественного учета выполнения стратегических планов является одним из основных условий повыше­ния эффективности менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет рас­хода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов для выполняемых работ.

Требования к учету.

1) обеспечение полноты, т.е. ведение учета по всем подсистемам системы менеджмента, показателям качества, количества и ресурсо­емкое™ товаров, подразделениям фирмы, товарным рынкам и т.д.;

2) обеспечение динамичности, т. е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;

3) обеспечение системности, т. е. учет показателей системы ме­неджмента и ее внешней среды (макросреда страны, инфраструктура региона, микросреда фирмы);

4) автоматизация учета на основе компьютерной техники;

5) обеспечение преемственности, применимости и перспектив­ности учета;

6) использование результатов учета в стимулировании качествен­ного труда.

Если ведется учет в основном количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Контроль, может, во-первых, охва­тывать количественные показатели и качественные требования, документы и другие предметы труда, во-вторых, осуществляться в разные периоды.

Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

· стадия жизненного цикла объекта — контроль на стадии мар­кетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонтам;

· объект контроля — предмет труда, средства производства, техно­логия, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;

· стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хра­нения;

· исполнитель — самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государ­ственный, международный контроль;

· возможность дальнейшего использования объекта контроля — разрушающий и неразрушающий контроль;

· принимаемое решение — активный (предупреждающий) и пас­сивный (по отклонениям) контроль;

· степень охвата объекта контролем — сплошной и выборочный контроль;

· режим контроля  усиленный (ускоренный) и нормальный кон­троль;

· степень механизации — ручной, механизированный, автоматизи­рованный, автоматический контроль;

· время контроля   предварительный, текущий, заключительный контроль;

· способ получения и обработки информации — расчетно-анали­тический, статистический, регистрационный;

· периодичность выполнения контрольных операций — непрерыв­ный и периодический контроль.

Повышение уровня оперативности управления по выполнению работ обеспечивается не только применением сетевых методов пла­нирования и управления, построением оперограмм, но и анализом и оценкой принципов рациональной организации производственных процессов. К этим принципам относятся пропорциональность, па­раллельность, непрерывность, ритмичность частичных процессов, а факторами выполнения их являются унификация, специализация и автоматизация.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение управлению инвестиционно-строительной деятель­ности.

2. Что входит в задачи управления инвестициями на уровне государства и отдельных объектов»?

3. Опишите структуру инвестиционного рынка.

4. Основные типы организационно-функциональных систем управления в строительстве.

5. Дайте пояснения системному методу управления.

6. Модели организационных систем управления в строительстве.

7. Опишите структуру «Положения о подразделении».

8. Цель и содержание «Должностной инструкции».

9. В чем отличие стационарной и мобильной строительной организации?

10. Перечислите основные функции управления в строительстве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: