После составления стратегии работ, учитывающей производственные условия, организуется оперативное управление их выполнения. Для этого в отделе- маркетинга (планирования, управления) должен быть назначен квалифицированный менеджер-координатор. Основные задачи и этапы оперативного управления выполнением стратегии организации покатаны на рис. 8.4.
Менеджер-координатор должен принимать непосредственное участие (лучше п должности заместителя руководителя проекта по организации) в разработке плана работ. Он должен владеть ситуацией, «чувствовать» принципы стратегии, ее направления, проблемы, цифры, результаты.
Как уже было отмечено, на основе стратегии и ее конкретных разделов разрабатываются стратегические планы по тем же направлениям. Стратегические планы от стратегии отличаются конкретностью и меньшей маневренностью, вариантностью достижения целей организации.
В стратегии и ее разделах невозможно каждую операцию, каждый шаг прорабатывать в трех и более вариантах, а также детализировать все аспекты организации и технологии работ. При разработке стратегий идут от конечной перспективной цели к настоящему состоянию или времени, без глубокой проработки внутренних ресурсов и резервов, а при разработке стратегических планов, наоборот, от настоящего идут к будущему, располагая конкретными прогнозами разных условий выполнения работ.
Планы работ по оперативному управлению целесообразно разрабатывать в виде графика с участием менеджера-координатора и непосредственного исполнителя работ.
Обычно график составляется в двух вариантах. Сначала он выполняется по данным, приведенным в стратегии и ее конкретных разделах. Показатели первого, наиболее оптимального с позиций стратегического варианта производства работ «проталкиваются» в соответствующие стратегические планы, разрабатываемые плановым отделом организации. Безусловно, при разработке стратегии некоторые ее показатели придется уточнять, конкретизировать, состыковывать. Главная задача менеджера -координатора на этом этапе заключается в оказании помощи разработчикам стратегических планов в обеспечении достижения цели. На этой стадии должна быть реализована концепция общей стратегии производства работ.
Рис. 8.4. Задачи и этапы оперативного управления выполнением работ
На втором этапе составляют (обновляют) утонченный график, который согласовывают с заинтересованными организациями, и утверждается у руководства. Далее менеджер-координатор выбирает методы и средства учета, контроля, анализа, мотивации качественного и своевременного выполнения стратегии организации через стратегические и тактические (годовые) планы.
Менеджер-координатор должен пропагандировать современные методы оптимизации управленческого решения, принимать непосредственное участие (в качестве координатора и консультанта) в разработке стратегических и тактических планов организации.
В оперативном управлении в качестве базового координатора обычно используются сетевые модели и оперограммы.
Сетевой график — это полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой определяется логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними. Основными элементами сетевого графика являются работа (изображается стрелкой) и событие (изображается кружком).
Работа — это процесс или действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от одного события к другому. Она характеризуется определенными затратами труда и времени. Если для перехода от одного события не требуется ни затрат времени, ни затрат труда, то взаимная связь таких событий называется фиктивной работой и изображается пунктирной стрелкой. Фиктивная работа представляет, таким образом,логическую связь между событиями и показывает зависимость начала выполнения какой-либо работы от результатов выполнения другой.
Событие по фиксированный момент времени, который представляет одновременно окончание предыдущей работы, т.е. ее результат (исключение начальное событие) и начало последующей работы (исключение конечное событие).
Любая непрерывная последовательность взаимосвязанных событий и работ называется путь. Полным называется путь от начального события до конечного. Путь от данного события до завершающего называется последующим за данным событием, а от исходного события до данного предшествующим.
Для оптимизации продолжительности работ и распределения ресурсов по работам программы, а также для обеспечения ее наглядности рекомендуется применять сетевые методы. Для увязки работ и исполнителей рекомендуется строить оперограммы. На рис. 8.5 приведен пример оперограммы для координации работ по проектированию ПОС для комплекса зданий и сооружений на начальной стадии работ.
Пополнив onepoграмму данными по времени, техническими требованиями и экономическими характеристиками можно регулярно
Рис. 8.5. Оперограмма работ между исполнителями и соисполнителями
вести учет и контроль выполнения работ по срокам, качеству и затратам.
Ведение регулярного, полного и качественного учета выполнения стратегических планов является одним из основных условий повышения эффективности менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов для выполняемых работ.
Требования к учету.
1) обеспечение полноты, т.е. ведение учета по всем подсистемам системы менеджмента, показателям качества, количества и ресурсоемкое™ товаров, подразделениям фирмы, товарным рынкам и т.д.;
2) обеспечение динамичности, т. е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;
3) обеспечение системности, т. е. учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды (макросреда страны, инфраструктура региона, микросреда фирмы);
4) автоматизация учета на основе компьютерной техники;
5) обеспечение преемственности, применимости и перспективности учета;
6) использование результатов учета в стимулировании качественного труда.
Если ведется учет в основном количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Контроль, может, во-первых, охватывать количественные показатели и качественные требования, документы и другие предметы труда, во-вторых, осуществляться в разные периоды.
Контроль можно классифицировать по следующим признакам:
· стадия жизненного цикла объекта — контроль на стадии маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонтам;
· объект контроля — предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
· стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;
· исполнитель — самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;
· возможность дальнейшего использования объекта контроля — разрушающий и неразрушающий контроль;
· принимаемое решение — активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;
· степень охвата объекта контролем — сплошной и выборочный контроль;
· режим контроля усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
· степень механизации — ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;
· время контроля предварительный, текущий, заключительный контроль;
· способ получения и обработки информации — расчетно-аналитический, статистический, регистрационный;
· периодичность выполнения контрольных операций — непрерывный и периодический контроль.
Повышение уровня оперативности управления по выполнению работ обеспечивается не только применением сетевых методов планирования и управления, построением оперограмм, но и анализом и оценкой принципов рациональной организации производственных процессов. К этим принципам относятся пропорциональность, параллельность, непрерывность, ритмичность частичных процессов, а факторами выполнения их являются унификация, специализация и автоматизация.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение управлению инвестиционно-строительной деятельности.
2. Что входит в задачи управления инвестициями на уровне государства и отдельных объектов»?
3. Опишите структуру инвестиционного рынка.
4. Основные типы организационно-функциональных систем управления в строительстве.
5. Дайте пояснения системному методу управления.
6. Модели организационных систем управления в строительстве.
7. Опишите структуру «Положения о подразделении».
8. Цель и содержание «Должностной инструкции».
9. В чем отличие стационарной и мобильной строительной организации?
10. Перечислите основные функции управления в строительстве.