Является ли «мелочью» обряд?

 

Ф.Е. Мельников: «Обряд есть плоть живая, тело всякого священнодействия. Нет ни одного таинства церковного, ни одного священнодействия, ни одного церковного богослужения, которые можно было бы совершить без обряда, без видимого проявления, без формы, вернее – без тела… Как, например, могло бы совершиться величайшее таинство Христово – Божественная Литургия, святое причастие без хлеба и вина? Как можно совершить миропомазание без самого миро, без вещества, из которого оно состоит? То же можно спросить и обо всех церковных таинствах. Разве может быть святое крещение без воды, без купели, без крещения и без крестителя? Без обряда нет самого таинства, нет даже религии. Самая благодать Святаго Духа преподается через видимое вещество, через плоть или тело, видимое, осязаемое, воспринимаемое нашими телесными чувствами. Сам Сын Божий не мог явиться людям без плоти и крови, без воплощения. Бог Отец также проявлял Себя в видимой и слышимой форме – в виде облака, горящего куста, голоса человеческого, необычайного осияния и т.д. В этом и есть сущность таинства – в соединении Божества с плотию – в проявлении Его через обряд, видимую и осязаемую форму или вещество, материю…

 

Знаменитый богослов А.С. Хомяков говорит об обрядах: «Видимое есть всегда только

оболочка внутренней мысли. Обряд – дело великое: это художественный символ внутреннего

единства… Святая Церковь исповедует веру свою всею жизнью своею: учением, которое

внушается Духом Святым, таинствами, в которых действует Дух Святой, и обрядами, которыми Он же управляет».111

 

 

Крышка ковчега святителя Филиппа, митрополита Московского

 

(Двоеперстие)


 

107





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: