О.А. Зайкин
КУРС ЛЕКЦИЙ
По дисциплине
«Техническая эксплуатация транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования»
АГТУ – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1 Понятие – техническая эксплуатация (ТЭ) ТиТТМО. Виды и назначение предприятий в системе ТЭ ТиТТМО..………………...……???
ЛЕКЦИЯ 2 Причины изменения технического состояния коммерческого автотранспорта..…………………………………………………..………???
ЛЕКЦИЯ 3 Организационные структуры системы технической эксплуатации ТиТТМО……………………………………………………….…???
ЛЕКЦИЯ 4 Организация ремонтно-профилактических работ автотранспорта ………………………………………………………..………….???
ЛЕКЦИЯ 5 Принципы управления ремонтно-профилактическими работами автотранспорта…………………………………………………………???
ЛЕКЦИЯ 6 Организация ремонтно-профилактических работ для оборудования………………………….……………..………………………..…???
ЛЕКЦИЯ 7 Метрологическое обеспечение оборудования и обеспечение системы ТЭ ремонтным фондом…..……………………..…………………???
ЛЕКЦИЯ 8 Критерии оценки эффективности системы технической эксплуатации….………………………………………………………………???
ЛЕКЦИЯ 9 Вероятностные и экономические методы корректировки периодичности технической эксплуатации …..……………………………???
Лекция 1 Понятие технической эксплуатации транспорта
Основные понятия и термины
Эксплуатация транспорта – это системы коммерческой (КЭТ) и технической эксплуатации транспорта (ТЭТ), обеспечивающие получение от его использования максимальной прибыли при поддержании его технического состояния на нормативном уровне надежности и безопасности.
Система коммерческой эксплуатации транспорта – это структура государственных и частных владельцев транспорта, деятельность которых направлена на использование транспортных средств с максимальной эффективностью и в соответствии с требования государственных и международных требований по безопасности транспортного процесса.
Задачи системы коммерческой эксплуатации – наиболее эффективно использовать исправный транспорт для получения доходов на развитие материально-технической базы, системы управления и расчет с системой ТЭТ в соответствии с ее фактическим вкладом в транспортный процесс и полученную прибыль.
Система технической эксплуатации транспорта – это структура подразделений транспортного комплекса страны, государственных органов управления транспортом, надзорных органов федерального и ведомственного контроля, совместная деятельность которых направлена на обеспечение технического состояния транспортных средств в соответствии с требования государственных и международных технических регламентов по безопасности и надежности.
Задачи системы технической эксплуатации:
– увеличение рабочего периода безотказной работы транспорта за счет сокращения их простоев по техническим причинам;
– повышение надежности и долговечности транспортных средств (ТС) и технических обслуживающих средств (ТОС);
– рациональное использование ТОС, расходных материалов, топлива и смазочных материалов;
– снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт ТС;
– широкое распространение передовых методов технической эксплуатации.
Техническое управление системой ТЭТ – это скоординированные действия органов государственного и частного управления транспортным процессом, предусматривающие регулирование и контроль работы и взаимодействия подразделений системы ТЭТ при разных организационных формах системы ТЭТ.
Техническая эксплуатация ТС делится на организацию его технического использования и организацию его технического обслуживания и ремонта, на основе научно обоснованных организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание в технически исправном состоянии ТС, обеспечивающем надежную и безопасную его работу.
Техническая эксплуатация формируется на следующей основах:
– организационных формах, методах осуществления и схемах управления технической эксплуатацией. При этом должны быть проанализированы показатели технической эксплуатации, охарактеризованы и прослежены пути развития транспортного комплекса страны и материально-технической базы ТС;
– содержании основополагающей технической документации, регламентирующей правила и нормативы технической эксплуатации;
– методах и способах технического обслуживания и ремонта. При этом должны быть подвергнуты анализу возможные пути совершенствования технических воздействий;
– организационных формах и содержании надзорной деятельности как элемента контроля за технической эксплуатацией со стороны государства. Должны анализироваться результаты всех видов надзора за ТС на протяжении их срока службы;
– системы подготовки кадров для технической эксплуатации, обеспечивающей необходимый уровень и качество этой подготовки.
Как отрасль науки ТЭТ определяет пути и методы управления техническим состоянием ТС и парков для обеспечения:
- регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технико-эксплуатационных свойств автомобилей;
- заданных уровней работоспособности и технического состояния;
- оптимизации материальных и трудовых затрат;
- минимума отрицательного влияния автомобильного транспорта на население, персонал и окружающую среду;
- нормативных условиях труда персонала.
В зависимости от вида предприятий и рода их деятельности система технической эксплуатации организационно и экономически может выступать в качестве:
- производственной структуры (подсистемы) конкретного предприятия или их объединений (транспортная компания, холдинг, коммерческое автотранспортное предприятие), осуществляющей наряду с перевозками поддержание парка в работоспособном состоянии;
- независимого хозяйственного субъекта, оказывающего платные услуги владельцам разнообразных автотранспортных средств, всех форм собственности.
В первом случае главный вклад ТЭА состоит в том, что она обеспечивает подсистему коммерческой эксплуатации предприятия работоспособными и технически исправными транспортными средствами, т.е. обеспечивает саму возможность реализации транспортного процесса.
Во втором случае, широко распространенном в рыночных условиях, система технической эксплуатации трансформируется в сервисную систему (автосервис).
Сервис (сервисная система) - совокупность средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобретению, эффективному использованию, обеспечению работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств в течение всего срока их службы.
Исполнитель осуществляет в соответствии с существующими правилами предоставление услуг юридическим и физическим лицам - владельцам автотранспортных средств (потребителям).
Потребитель использует, приобретает, заказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств либо имеет намерение воспользоваться ими.
Исполнителем и потребителем могут быть предприятие, организация, учреждение или граждане.
Техническая эксплуатация и сервис обычно включают в различных для предприятий комбинациях следующие основные виды работ и услуг:
- подбор и доставку необходимых для предприятия или клиента автотранспортных средств, оборудования, запасных частей и материалов;
- куплю и продажу новых и подержанных автотранспортных средств и агрегатов, их оценку;
- предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт;
- заправку, мойку, уборку и хранение;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств в течение их эксплуатации;
- инструментальный технический осмотр и подготовку к нему;
- продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей;
- предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг;
- техническую помощь на линии, эвакуацию;
- модернизацию, переоборудование и дооснащение автотранспортных средств, тюнинг;
- сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, включая прием и направление на переработку списанных изделий;
- информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств;
- обучение и консультацию персонала автотранспортных предприятий, предпринимателей, физических лиц - владельцев автотранспортных средств.
Развитие автотранспортного комплекса требует совершенствования системы технической эксплуатации автомобилей, что диктуется рядом объективных и субъективных причин. Среди которых:
1) интенсивное развитие автомобильного транспорта и его роль в транспортной системе;
2) экономия трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, необходимых для технической эксплуатации автомобилей, при осуществлении транспортного процесса;
3) обеспечение транспортного процесса надежно работающим подвижным составом.
Надежность автомобилей может обеспечиваться - с одной стороны, за счет повышения надежности автомобилей и их составных частей (А и СЧ) на этапах проектирования и производства путем изготовления деталей из новых материалов с более высокими эксплуатационными свойствами, применения высокопроизводительных и - технологичных процессов (электроискровое легирование, лазерная обработка и др.), разработки и обоснования прогрессивных конструктивных и технологических решений и т.д., а с другой стороны – за счет совершенствования методов и способов технического обслуживания, ремонта (метод дополнительной ремонтной детали, метод ремонтных размеров и др.) и обеспечения более благоприятных условий эксплуатации (путем обоснованного определения режимов работы, которые определены условиями смазки, температурного и силового нагружения и т.п.).







