В технической эксплуатации планирование постановки автомобилей на техническое обслуживание, определение ресурса автомобилей, агрегатов, автошин до капитального ремонта, размеров амортизационных отчислений, трудоемкости то и ремонта, расхода запасных частей и материалов осуществляется прежде всего учетом пробега автомобиля, агрегатов и условиями их эксплуатации.
Нормативы на расход топлива, запасных частей и материалов, трудозатраты на то и ремонт и др. Устанавливаются на единицу пробега.
Отсюда следует, что планирование производственной деятельности инженерно-технической службы (производство то, текущих и капитальных ремонтов, замену агрегатов, автошин, аккумуляторов, проведение технических обслуживании, а также учет материальных и трудовых затрат) возможно только при строгом учете фактических пробегов: с начала эксплуатации автомобилей; после последнего капитального ремонта;
Lto — после проведения последних технических и сезонных обслуживании;
Larp — после замены агрегатов, автошин и аккумуляторов;
Ltex — после проведения определенных видов технических осмотров и др.
Суточный пробег является показателем, характеризующим интенсивность эксплуатации автомобиля. Чем выше lс тем интенсивнее расходуется ресурс автомобиля, тем меньше становится его способность сохранять работоспособность.
В основе учета лежит ежедневное определение пробега автомобиля за рабочий день. В настоящее время информация о пробеге содержится в путевом листе в виде показаний спидометра при выезде и возврате, а также в алфавитной книге, журнале учета показаний спидометра, в которых механик при возврате автомобилей с линии записывает показания. При автоматизированной обработке путевых листов пробег определяется по показаниям спидометра и прокаткой маршрутов перевозок
На каждую единицу подвижного состава оформляется учетная карта, которая хранится и ведется в подразделении, осуществляющем производственно-технический учет.
Техник ежедневно вносит в учетную карту в раздел «пробеги» из поступивших путевых листов или журнала учета показаний спидометров l,, (разницу показаний спидометра при возврате и выезде). Такая организация учета позволяет получить информацию за любой прошедший период времени (месяц, квартал, год), так и по состоянию на текущий момент.
В данную карту помимо суточных пробегов записываются:
• дата замены агрегата;
• дата проведения технического осмотра;
• дата проведения сезонного обслуживания (со);
• пробеги автомобиля после проведения последних то-1 ито-2.
Наличие в карте учета перечисленных дат и пробегов позволяет определить фактические пробеги агрегатов автомобилей и фактическую периодичность технических обслуживании.
Учет моточасов работы силовой установки автомобиля
На некоторых специальных и специализированных автомобилях двигатель используется как силовая установка для привода механизмов и насосного оборудования. (маз 54322 с установленным гидрокраном, краз 65101/абс-6 «миксер», зил 433360 «самопогрузник», зил 130-1 «илосос»).
Кроме того, на части специализированного подвижного состава установлены дополнительные силовые агрегаты, работающие автономно от двигателя.
Возникает необходимость для точного определения моторесурса двигателя автомобиля или дополнительной силовой установки учитывать часы их работы.
Технология учета аналогична описанному в предыдущем подразделе
Ежедневно техник на основании записи количества часов работы двигателя или дополнительной силовой установки в разделе «особые отметки» путевого листа или в рапорте водителя проставляет время работы двигателя (силовой установки) учетной карте автомобиля.






