Ø Калькуляционные счета – служат для учета затрат на хозяйственные процессы и выявляют фактическую себестоимость продукции услуг. Сальдо калькуляционных счетов называют объемом незавершенного производства. Счета: 20, 23, 29.
Ø Собирательно-распределительные счета. Используются для обобщения однородных по назначению затрат и контроля за выполнением их сметы. По окончанию отчетного года эти счета закрываются, т.е. вся сумма учетная по их дебету с кредита этих счетов переносятся в дебет обычно 1. Счета: 25, 26.
Ø Распределительные счета – служат для равномерного распределения доходов и расходов между смежным и отчетным периодом. Счета: 27 РБП, 28 ЛБП
Ø Сопоставляемые/оперативно-результативные счета. Эти счета необходимы для сопоставления доходов и расходов. Счет: 90.
Ø Забалансовые счета (самостоятельные). Забалансовые счета предназначены для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в пользовании или распоряжении предприятия, но ему не принадлежат. Кроме того, на этих же счетах ведется учет условных прав и обязательств. Перечень забалансовых счетов с 001 по 011 приведен в типовом Плане счетов в конце списка основных синтетических счетов.
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. В настоящее время используется План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н. Действующий План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей и видов деятельности независимо от организационно-правовой формы, ведущий учет методом двойной записи. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99 и разбиты на 8 разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения синтетических счетов.
Раздел 1. Внеоборотные активы (01-09)
Раздел 2. Производственные запасы (10-19)
Раздел 3. Затраты на производство (20-29)
Раздел 4. Готовая продукция и товары (40-49)
Раздел 5. Денежные средства (50-59)
Раздел 6. Расчеты (60-79)
Раздел 7. Капитал (80-89)
Раздел 8. Финансовые результаты (90-99).
ДОКУМЕНТЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ.
Документ – это письменное свидетельство о фактическом совершении или о праве совершения хозяйственной операции.
Документы имеют юридическое значение. Для обеспечения правильности применения таких документов используется их классификация по однородным признакам:
ü По месту составления первичные документы подразделяются на внешние и внутренние.
ü По назначению документы группируются на распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные.
|
|
ü По порядку составления различают первичные и сводные документы.
ü По способу охвата операций документы делятся на разовые и накопительные.
ü По содержанию: денежные, материальные, расчетные.
ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
В первичных документах хозяйственные операции регистрируются впервые. Такие документы являются формальным доказательством ее выполнения. К подобным документам относятся материальные требования, накладные, расписки, приемно-сдаточные акты и др. первичные документы могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации. Первичные документы могут быть изъяты органами дознания предварительного следствия и прокуратуры, судьями, налоговыми инспекциями на основании постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер обязан в присутствии представителей органов, проводивших изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия, заверенные подписями названных представителей.
УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ.
Учетные регистры это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источников его образования. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.
Учетные регистры различаются:
- по внешнему виду: бухгалтерские книги, карточки и свободные листы;
- по назначению: хронологические, систематические и комбинированные;
- по содержанию: синтетические и аналитические;
- по форме: односторонние, двусторонние, табличные и шахматные.
ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕМОРИАЛЬНО-ОРДИРНОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Под формой бух.учета понимается сочетание различных учетных регистров, их взаимосвязь, последовательность и способы осуществления учетных записей.
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета - форма учета, основанная на составлении мемориальных ордеров, которые в свою очередь составляются на основании первичных, сводных и накопительных документов. Все мемориальные ордера регистрируются в регистрационном журнале. На основе мемориальных ордеров производятся записи по счетам синтетического учета в Главной книге. Аналитический учет ведется на основании документов, приложенных к мемориальным ордерам. В конце месяца составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета и оборотные ведомости по счетам аналитического учета и производится их взаимную сверка. Итоги оборотов по дебету и кредиту всех синтетических счетов, а тж. итог регистрационного журнала должны быть равны между собой.