Памятники литературы древней Руси: их создание и оформление

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром (1019 – 1954) в Киеве школы, в которых, по свидетельствам летописей, обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Анна – одна из первых грамотных русских женщин, ставшая королевой Франции. Под 1037 годом летописец зафиксировал первый опыт организации массовых книгописных работ на территории Древней Руси. Правда, ни одна из рукописных книг, созданных при Ярославе Мудром, до настоящего времени не дошла. Зато сохранилось значительное количество книг, созданных в более позднее время.

Древнерусские книги имеют очень примечательную форму. В XI – первой половине XIV веков основным материалом, на котором велись записи, являлся пергамент, изготовлявшийся из специально выделанной телячьей (реже – коровьей или свиной) кожи. Название этого материала происходит от г. Пергам в Малой Азии. На Руси пергамент нередко называли «телятиной», «харатьей».

Поскольку на изготовление одного пергаменного листа in folio уходила одна шкура, производство средневековых книг было делом весьма дорогостоящим. Поэтому книгами, написанными на пергаменте, могли обладать только очень богатые люди.

Переписка книг, по крайней мере до середины XVI столетия, оставалась в России исключительной прерогативой церкви. В XI – XIV веках «книжным делом» занимались в основном представители среднего и низшего звена белого духовенства и их дети. Вероятно, в XI – XIV веках книгописание было своеобразным духовным обетом, дополнительной обязанностью специально обученных священников, дьяков, а позднее монахов. В XIV столетии наряду со священниками и дьяками на этом поприще подвизались представители церковного причта, лица, лишенные священнического звания, а также дети священников («поповичи»). Со второй половины XIV века среди писцов был довольно высок процент монашествующего духовенства.

Частое употребление в источниках конца XIII столетия слова «писец» может свидетельствовать о том, что в это время происходит оформление книгописания как ремесленной специальности. В дальнейшем слово «писец» употребляется в записях на книгах регулярно, без дополнительных сословных определений.

Создание древнерусских книг было очень сложным и длительным процессом, в котором участвовало несколько людей.

Древнерусские тексты записывались весьма своеобразно. Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись. Часто используемые и хорошо всем известные слова писались с сокращениями, на месте пропущенных букв ставился особый надстрочный знак – титло.

Начало текста или абзаца в древнерусских рукописях обозначалось красной очень красиво выписанной буквой. Такие художественно оформленные заглавные буквы назывались инициалами, строки, в которых они встречались – «красными».

Первоначально тексты писались шрифтом, который назывался устав (почерк с правильным, почти квадратным начертанием букв, написанных прямыми линиями, тщательно выведенных и отделяющихся друг от друга). Чтобы переписать текст таким почерком, необходимо было затратить достаточно много времени.

В то время, когда одними писцами переписывались произведения, другими мастерами создавались миниатюры – живописные изображения, украшавшие и иллюстрирующие рукописи.

Потом исписанные листы сшивались вместе, переплетались. Переплеты вначале были деревянными, поэтому тексты прочитывались «от доски до доски» (в настоящее время это выражение стало фразеологическим оборотом). Переплеты обтягивались кожей. Иногда поверх ее располагался медный, серебряный или золотой оклад, украшенный миниатюрами и драгоценными камнями. Таким образом, книга превращалась в памятник не только словесного, но и ювелирного искусства.

В XIV веке на смену пергаменту приходит бумага. По сравнению с пергаментом она является более дешевым писчим материалом, и это увеличивает количество книг. Меняется и тип почерка: устав заменяется полууставом (более беглым письмом, в котором прямые линии сменяются ломаными и косыми, правильность – углом и овалом, однообразие в начертании букв исчезает). Использование полуустава позволяет переписывать тексты более быстро. Наряду с ним начинает использоваться скоропись (письмо со слитным написанием букв). Постепенно она вытесняет полуустав, в рукописях XVII века встречается преимущественно этот тип почерка.

В середине XVI века, в эпоху Ивана Грозного, на Руси начинается книгопечатание. По мнению ученых, не позднее 1554 года появились первые напечатанные церковные книги (сохранилось 7 так называемых «анонимов» – книг без точной даты издания, выпущенных до 1564 года). Официальным началом книгопечатания принято считать 1564 год, когда была издана первая русская датированная книга – «Апостол».

За XVI век в России типографским способом было издано 20 книг. Правда, вплоть до первых десятилетий XVIII века печатались книги преимущественно церковные, светские продолжали переписываться вручную и распространялись в рукописях. Вообще, рукописная книга занимала ведущее место и XVI и в XVII веках.

 

 3. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник периода феодальной раздробленности.

Древнерусская литература тесно связана с жизнью Русского государства. Поэтому при выделении этапов ее развития основными вехами становятся наиболее значительные события, определяющие историческую судьбу Руси.

В развитии литературы может быть выделено несколько периодов (литература Киевской Руси, литература периода феодальной раздробленности, литература периода монголо-татарского нашествия и объединения Северо-Восточной Руси и т.п.).

Одним из наиболее значительных произведений, созданных в период феодальной раздробленности (вторая треть XII – первая треть XIII века), стало «Слово о полку Игореве».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: