Джовани Антонио Амадео

Арнольфо ди Камбио

(около 1245 – после 1310)

Итальянский скульптор и архитектор. Ученик и помощник Никколо Пизано (в работе над ракой святого Доминика в церкви Сан-Доменико в Болонье, 1264–1267, и кафедрой собора в Сиене, 1265–1268), воспринял от него интерес к античному наследию, наделял свои изваяния монументальной пластичностью, телесной мощью (гробница кардинала де Брей в церкви Сан-Доменико в Орвието, мрамор, около 1282).

Арнольфо ди Камбио, так же как и художник римской школы Пьетро Каваллини, был наравне с Никколо Пизано подлинным создателем проторенессансного искусства и во многом идейным предшественником великого Джотто. Более известный как архитектор — первый создатель проекта фасада Флорентийского собора и строитель Палаццо Веккьо во Флоренции, Арнольфо ди Камбио был также и скульптором — учеником Никколо Пизано. Возможно, что он был знаком с образами греческой скульптуры 5 века до н. э., так как, в отличие от своего учителя, опиравшегося на позднеримские традиции, Арнольфо, как ни один из современных ему мастеров, воспринял дух и художественную традицию греческого искусства. К лучшим произведениям мастера относятся декоративные фигуры для фонтана для городской площади в Перудже. Фонтан этот, над созданием которого кроме Арнольфо работали Никколо и Джованни Пизано и архитектор фра Бевеньято, состоял из двух многогранных по очертаниям, расположенных один над другим бассейнов, для украшения которых были изваяны двадцать четыре статуи и пятьдесят рельефов. Соотношения бассейнов, выдержанные в сложном ритме, составляют одно из главных достоинств этого произведения. Двадцать пять сторон нижнего бассейна украшены только рельефами, на двадцати трех ребрах верхнего бассейна укреплены только статуи. Из бронзовой вазы верхнего бассейна возникает бьющая струя, обтекающая его края и падающая через открытые львиные пасти в нижний. Принадлежащие Арнольфо фрагменты рельефов этого фонтана, хранящиеся в музее в Перудже, представляют собой полулежащие фигуры, данные в сложных поворотах и в поразительном для того времени богатстве движений.

Складки одежд подчеркивают формы тела, переданные с чисто материальной ощутимостью и жизненностью. Из работ римского периода следует выделить надгробие кардинала Гийома де Брей в церкви Сан Доменико в Орвьето, созданное Арнольфо совместно с учениками и являющееся одним из прототипов многочисленных настенных гробниц итальянского Возрождения. Исполненное в монументально-декоративной манере, оно отличается большим реализмом в изображении фигуры умершего и двух дьяконов, отдергивающих занавеси. Эти статуи принадлежат самому Арнольфо.

 

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т.5. М.: Стройиздат.-1987.

2.Искусство стран и народов мира в 5т. Т.2. М.: Советская энциклопедия.-196

Филиппо Брунеллески

(1377, Флоренция - 15.4.1446, Флоренция) архитектор, скульптор и ювилир. Основоположник архитектуры Возрождения, создатель теории перспективы.

 

Отец Филиппенотариус Брунеллески ди Липпо, предназначал его для профессии нотариуса, но по прозьбе сына отдал его в обучение ювелиру. В 1398 вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили ювелиры) и в 1404г. получил звание мастера. В 1405-1409, 1411-1415, 1416-1417 гг. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. Свою творческую деятельность он начал как скульптор и участвовал в конкурсе на бронзовые двери флорентийского баптистерия. Одновременно изучал законы перспективы; ему приписывают картины с иллюзорными эффектами, изображающие площадь – Соборную и Синьории(1410-1420гг.). Брунеллеско выполнил ряд инженерных фортификационных работ в Пизе, Лукке, Ластере, Ренчине, Стадже, Ферраре, Мантуе, Римини и Викопизано. Архитектупные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее:

Купол Санта Мария дель Фьоре(1417-1446гг.); Воспитательный дом (с 1419г.); церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия(с 1421г.); палаццо ди Парте Гвельфа(1430-1442гг.); капелла Пацци(1430г.); оратория Санта Мария дель Анджели(после 1427г.); церковь Сан Спирито(с 1436г.).

Кроме того с его именем связаны следующие постройки:

Палаццо Питти(проект мог быть выполнен в 1440-1444гг., строилась с 1460-х гг.), палаццо Патти(проект был заказан в 1430г., выстроено в 1462-1470гг. Бенедетто да Майано); капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420г.); вилла Питти в Рушано под Флоренцией, второй двор монастыря Санта Кроче(построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле(Бадья Фезолана, перестраивалась в 1456-1464гг. последователями Брунеллеско).

 

Флоренция, Собор Санта Мария дель Фьоре(1417-1446гг.)

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т.5. М.: Стройиздат.-1987.-с.60

2.Искусство стран и народов мира в 5т. Т.2. М.: Советская энциклопедия.-1965-

Джулиано Де Сагалло

Джулиано Де Сагалло родился в семье Франческо Джамберто во Флореннции. Учился (по видимому вместе с братом Антонио Де Сагалло Старшим) резьбе по дереву работал во Флоренции,Риме, Неаполе,Милане,Перудже и многих других городах Италии а также в Южной Франции.Был главным инженером во Флоренции (1497 г) и главным архитектором строительства собора Св. Петра в Риме (1514г).С 1503 г член цеха Каменщиков и Плотников. Работал вместе с Антонио Де Сагалло (Старшим и Младшим).Основные постройки: Вилла Поджо-а-Каяно(1480-1485гг), церковь Санта – Мария деллеКарчери в Прато (1484 –1495) Сакристия Церкви Сан-Спирито (1488-1492) совместно с Кронакой, палаццо Гонди (1490-1494гг),собственный дом (теперь палаццо Панчитики Хименес 1490-1498гг),двор и фасад церкви Маддалена да Пицци (начат в 1492г) палаццо Строции (1498-1505гг) совместно с Банадетто де Майно и Кронакой купол церкви в Лорето (1490- 1500). Участвовал в возведении фортификационных сооружений в Валь де Эльза (1479 г), Сарцане (1483 – 1488). Борго Сан Сеполькро,Кортоне, Ареццо, Пизе и Ливорно (1512 – 1516гг). Основные Архитектурные модели и проекты: модель дворца в Неаполе (1488г),модель палаццо Строцци (1489-1490гг), модель дворца Людовика Моро в Милане (1492 г), модель дворца Карла VIII (1494 – 1496гг), модель галереи и купола собора во Флоренции с Баччо Де Аньоло;проект Свиненцы в Сиене (1492 г); проект дворца Медичи на пьяццаНавона в Риме (1513 г) шесть вариантов проекта фасада в церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1515 – 1516 гг), Проект Собора св. Петра в Риме (1467 – 1472 гг).

 

Флоренция. Вилла Медичи Поджо а Кайно(1439г.)

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т. 5.М.:-1987.-с.83

Джовани Антонио Амадео

Построил Капеллу Калеони в Бергамо (1470 1475 гг); привлекался к возведению купола Миланского Собора; руководил строительством ПивийскойЧертозы (1490 – 1498 гг) и центрального двора в ОспедалеМаджоре. Работал в Лоди. Одновременно выполнил надгробие св. Ланфранко в церкви Сан Ланфранко близ Павии и, возможно палаццо Боттиджелла в самом городе; в последние годы жизни участвовал в перестройке Пивийского собора. Амадео работал над огромным центральным двором в ОспедалеМаджоре, начатым в конце XVвека и завершенным в начале XVIвека. Наиболее значительным произведением Амадео считают капеллу Коллеони в Бергамо это здание столь же характерно для Ломбардской архитектуры XVвека как капелла Пацци для флорентийской. Простая тосканская схема центрического сооружения с единым нерасчлененным пространством не выражена во внешнем облике. Изобильный декор, скульптурное убранство, ажурные галереи, розетки, узорчатые вставки и полихромность отделки зрительно разрушают цельность стенных поверхностей. Это как бы богатейшая резная мозаичная шкатулка из многоцветного мрамора, достигшая значения архитектурного сооружения. Важнейшим сооружением в котором вместе с другими архитекторами и скульпторами участвовал Амадео, является Чертоза близ Пивии монастырь ордена картезианцев. Церковь трехнефную базилику с двумя рядами капелл и развитым хором строил Солари. Первый этаж главного фасада собора выполнен в 1490 – 1498 гг.Амадео(руководил постройкой Чертозы с 1481 г), Портал в котором применены античные формы, выстроен БенедеттоБриоско, а верхняя часть фасада КристофороЛомбардо в XVIвеке.

 

Бергамо, капелла Коллеони,1472г.

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т. 5.М.:-1987.-с.148

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (6.06.1483г Урбино – 6.06.1520 Рим).Один из самых выдающихся мастеров Эпохи Возрождения.

Урбино – один из культурных и художественных центров Италии. С 1500г Рафаэль работает в мастерской в Перудживо, где в 1504 г написал (“Обучение Марии, “Спозалицио” ныне музей Брера в Милане); в 1505 г переехал во Флоренцию, где выполнял много живописных работ. Точное время переезда Рафаэля в Рим неизвестно но в октябре 1509 г он получил постоянную должность “апостольского живописца” при дворе Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Станца называемая дела Сеньятура с фресками “Диспут “,” Афинская Школа “ и “Три Добродетели “ (1509 – 1511гг) и вторая станца фрески которой изображают “ Изгнание Элеодора“, “ Мессу в Больсене”, “Освобождение Апостола Петра из темницы “ и “Встречу Папы Льва Iс Атиллой“ (1511 – 1514) были замечательным достижением монументального реализма в живописи и её синтеза с архитектурой. К первым архитектурным достижениям Рафаэля относится церковь в Сан Элиджо Де Орефичи (начата в 1509 г) и капелла семьи АгностиноКижди в Церкви Санта Мария дельПонодо (1512 – 1520 гг) С 1514 г после смерти Браманте, архитектурная деятельность Рафаэля стала интенсивней, он был назначен руководителем строительства собора Св.Петра (с апреля 1514 г – временно, с августа – при консультации Фра Джокондо, с июля 1515 г – главным архитектором), участвовал в конкурсе на фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции достраивал начатый Браманте двор Сан Домазо в Ватикане, одновременно расписывая вместе с учениками его лоджии (окончены в 1519 г).Много работ было выполнено Рафаэлем для семьи Киджи: помимо участия в строительстве Ураиллы“Фариезинма“(начата в 1509 г.;многие исследователи приписывают ее полностью Рафаэлю)

                                                

 

 

 

Рим, Лоджия виллы Мадама (начата в 1516 году)        Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т. 5

2.www.aldebaran.ru

Антонио (Кардиани) да Сангалло Младший

(1483 г.Флоренция – 3.05.1546 г. Тернии. Умбрия)

Он был сыном сестры Джулиано и Антонио да Сангало старшего. Первоначально он учился у своих дядей. Переехав а 1503 г. В Рим, поступил в мастерскую Браманте. К его многочисленным работам а Риме принадлежат церкви Сан Мария ди Лорето (1507 г.). Сан Луидже деи Франчези, Сан Джованния Фъорентини (1519г.,барочный фасад относиться к ХVII в.), палаццо Балдассани (между 1510 и 1515 гг.). палаццо Фариезе(1513-1524 гг.), собственный дом (позднее палаццо Саккети, 1543 г.) В 1516г. Антонио да Сангалло Младший назначен помощником архитектора на строительстве собора св.Петра:е 1538г. – руководил строительством. К важнейшим фортификационным работам мастера относятся: крепость а Чивита Веккиа (около 1515г.), укрепления а Парме (1525 г.),Пьячение (1530 г.), Фортенца да Бассо (1534 – 1537гг.), «нижние»укрепления Флоренции (1534 г.), крепостные работы в Анжоне, Непи (1537г.), Перудже (1540-1543гг.)и др. В последнии годы жизни он вел так же инженерные работы по водоснабжению Орвисто и устройству канала около Теризи. К градостроительным работам Антонио да Сангалло относится проект планировки и укреплений Кастро (1534 – 1542 гг., город разрушен в 1649г.), прокладка и спрямление некоторых римских улиц (Кондотти, Бабуино и др.), которые однако были закончены намного позже.

 

Рим, церковь Санта-Мария ди Лорето,1507

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т. 5.М.:-1987.-с.206-209

2.Искусство стран и народов мира в 5т. Т. М.:Стройиздат.-1965.-с.333

 

Антонио да Сангалло Старший

                             (1455или 1463г.,Флоренция 17.07.1534г.,Флоренция)

 

Как архитектор и инженер долгое время работал вместе с братом, а затем самостоятельно, главным образом во Флоренции и других городах Тосканы.

 

Основные архитектурные работы: церковь Сантиссима Аннукциата в Ареццо(1506г.), во Флоренции (1517г.), в Мантекульчако (1518-1529 гг.) и каноникат при ней (1529 г.). В Мантеиульчако им выстроен также целый ряд дворцов: Таруджи (или палаццо Нобазе), Контуччи, Червини, дель Пекора, а также на главной площади и рыночной портик; в Монте Сан Савино палаццо Комуназе. Из многочисленных фортификационных построек мастера наиболее важна крепость в Чивита Кастеллана, закончена Антонио да Сангало Младшим.

 

 

Тоскана, церковь Мадонна ди Сан-Бьяджо (1518-1534 гг.)

 

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т. 5.М.:-1987.-с.207

2.Искусство стран и народов мира в 5т. Т. М.:Стройиздат.-1965.-с.333

 

Джулио Романо

(1492 или 1499 гг., Рим 1.11.1546 г Мантуя) – живописец и представитель маньеризма и архитектор ученик Рафаэля.

Джулио Пиппи Романо поступил в мастерскую Рафаэля в десятилетнем возрасте и был в числе его помощником в период росписи виллы Фарезина, ватиканских лоджий и станцыИичеидио. Четвертая станца так называемый зал Константина выполненая им и другими учениками после смерти мастера. В тоже время (1521 – 1522 гг) он вместе в Джовани де Удине продолжает отделку помещений виллы Мадама. В Риме Дж. Романо построил два палаццо Альберини (1523г) и Маккарани (1535г), помещение у площади св.Петра для начальника папской канцелярии Жиберти, виллу на Яникуле для БалтазараТурини из Пешии

С 1524 и до смерти Дж. Романо работал в Мантуе, где в 1526 назначен смотрителем всех сооружений герцогов Гонзага, а затем получил должность “смотрителя улиц “. Он строили расписывал (вместе с помощниками) паллацодель Те (1526--1534 гг) и ряд помещений в герцогском замке (1536--1539 гг) Романо возвел паллацодиДжустиция, двое ворот в герцогском замке и большой двор, так называемый Кавалерицца (1538 – 1539 гг). Кроме того им перестроены церковь Сан Бенедетто в Полороне близ Мантуи (1539г) и мантуанский собор (1544г) а также выстроенный им собственный дом.

 

 

Дом Джулио Романо в Мантуе. 1544.

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12т. Т. 5.М.:-1987.-с.254

2.www.artclassic.edu.ru

3.Искусство стран и народов мира в 5т. Т. М.:Стройиздат.-1987.-с.254

 

 

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (15.04.1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2.05.1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция). Основоположник искусства Высокого Возрождения.

Учёный, художник, скульптор, инженер и фортификатор, автор теоретических трактатов на многие темы (сохранились в набросках). Учился во Флоренции в мастерской Вероккио. Значительная часть творческой жизни Леонардо прошла в Милане (1482-1499 и 1507-1513 гг.), за исключением нескольких лет, вновь проведённых во Флоренции (1499-1506гг.), краткосрочного пребывания в Риме (в 1513 г.) и последних лет жизни во Франции, куда он был приглашен Франциском I (с 1516 г.) где и умер.

Постройки гидротехнические, ирригационные, фортификационные (не сохранились), работы по достройке Миланского и Павийского соборов. Чертежи и записи по архитектуре – во многих музеях мира, в том числе градостроительства, своды и купола (эскизы к зданиям церквей Сан Лоренцо в Милане, Сан Спирито во Флоренции и др.) в т. ч. эскизы и расчёты к куполам на круглом, квадратном и восьмиугольном основаниях, особое внимание он уделял разработке темы зданий центрической композиции.

 

Флоренция. Церковь Сан-Лоренцо (1422-1469 гг.)

 

 

Литература:

1) Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т 5.М.Стройиздат.-1987-с.150-151

2) Искусство стран и народов мира в 5т. Т.2. М.: Советская Энциклопедия – 1965-с.324

Бальдассаре Перуцци

 (15 января 1481. Сиена – 6 января 1536. Рим) – итальянский архитектор и живописец эпохи позднего Ренессанса.

Бальдассаре Перуцци (1481-1536 гг.) в Сиене расписал, вероятно в качестве помощника Пинтуриккио, капеллу Сан Джованни в соборе (1501 г.) и построил дворик оратории Св. Екатерины. Перуцци были выполнены работы: роспись капеллы в церкви Св. Онуфрия (вместе с Пьетро дАндреа из Вольтеры), строительство виллы Фарнезина (1510-1511гг.) и роспись зала на втором ее этаже, фасад церкви Сан Пьтро Моиторио, роспись церкви Санта Мария дела Паче (1516-1517гг.), модель купола и укрепление в Карпи (1515-1520гг.), проект церкви Сан Джованни деи Фьорентини (участие в конкурсе 1520г.), рисунки костюмов и декораций для представления комедии «Каландры»(1520 г.), рисунки и модель фасада собора Сан Петронио в Болонье (1522 г.), строительство виллы для кардинала Тривульцио вблизи Тиволи (1521-1524гг.), планы замка Капраролы (1521-1524гг.), строительство палаццо Спала (1523-1530гг.) и Оссоли (около 1525г.) в Риме. С 1520 г. Перуцци назначен коадьютором строительства собора Св. Петра и начал строительство палаццо Масси (1435 г.). В Монтепульчано он строил палаццо Риччи и Контуччи. По сообщению Визари, Перуцци начал писать о римских древностях и комментариях Витрувия.

 

Рим. Палаццо Масси

 

 

Литература:

1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т 5.М.Стройиздат.-1987-с.83

2.Искусство стран и народов мира в 5т. Т.2. М.: Советская Энциклопедия – 1965-с.313


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: