Относительность самосознания

 

 

1.

 

Недавняя книга Эснара "Относительность самосознания" как бы подводит итоги многочисленным прежним работам молодого бор­досского психиатра. Цель книги - конкретная и практическая: это "введение в клиническую психологию". Эснар не философ, ру­ководимый умозрительными заданиями, но прежде всего психиатр, пришедший к общепсихологическим проблемам через медицину. Од­нако, хотя сам автор осторожно воздерживается от чисто фи­лософских толкований и выводов, интерес работы выходит далеко за пределы ее специального назначения. С этой точки зрения мы и отметим здесь несколько существеных положений исследования.

(Напомним, прежде всего, что речь идет не о сознании во­обще, но лишь о сознании, поскольку оно обращено на себя, т.е. о самосознании).

 

 

2.

 

Горизонт самосознания замкнут и ограничен: оно охватывает лишь ничтожную часть целостного психо-физического бытия субъ­екта.

Прежде всего, самосознание не знает тела: только слабые и спутанные, часто лживые отголоски жизни тела доходят до нас, как таковые, в виде т. наз. "кинестетических ощущений". И в то же время, неосознанное многообразие органических процессов непрерывно определяет самосознание, помимо его ведения. Несколько глотков алкоголя, щепотка кокаина, - и самосознание услужливо отвечает роем ощущений, образов, мыслей. Но эти ощу­щения и образы - лишь символы и условные знаки, совсем не по­хожие на те глубинные эффективные (и, в конечном счете, орга­нические) колебания, которым они соответствуют. В этом смысле самосознание - лишь организованный мираж, скрывающий от нас жизнь нашего тела.

 

 

3.

 

Но самосознание не знает и духа. Подсознательные психи­ческие энергии не только врываются в нашу жизнь в редкие и исключительные моменты (творчество, экстаз), но непрерывно оп­ределяют все наши акты, - значительные и ничтожные. Логическая операция или математическая выкладка, художественное творчест­во или волевое решение, - самосознанию они доступны лишь в своем конечном итоге, но не в своем зарождении и формировании. (Это факт достаточно уясненный психологами последней четверти века).

 

 

4.

 

Наконец, даже единство нашей личности дано нам не в са­мосознании, но лишь - извне, как факт. Попытаемся, отвратив­шись от внешнего мира, схватить нашу личность изнутри, путем интроспекции, - мы лишь потеряем себя в ощущении смутного и динамического протекания, непрерывного становления, непрерыв­ной смены. Если до конца отдаваться такому самоанализу, то это приводит, в конечном счете, к полной потере живого чувства личности, к болезненной деперсонализации: "Через самоанализ - я упразднил себя" (Амиэль).

 

 

5.

 

Итак, самосознание не только ограничено и неспособно исчерпывающе осведомить нас о жизни нашего психо-физического субъекта в его целом; оно еще и условно, поскольку осведомляет нас, лишь деформируя внутреннюю реальность, схематически упо­рядочивая и извращая ее. В этом Эснар видит прямое выражение основного закона самосознания: - закона внутреннего оправда­ния.

Многократно и по разным поводам современная психология вплотную подходила к этому закону; но с полной определенностью и последовательностью он впервые формулирован Эснаром: в этом центр тяжести и оригинальность его работы.

В силу этого закона, субъект неспособен допустить, чтобы что-нибудь, входя в состав его внутреннего существа, остава­лось в то же время внешним и независимым по отношению к его самосознанию: все, что принадлежит к личности, должно тем са­мым принадлежать к самосознанию, быть им усвоено, понято и признано, как свое, хотя бы ценою извращения и диссимиляции. Самосознание не хочет признать в субъекте никакой другой обусловленности, кроме своей. Так, если непонятная волна жути, вызванная каким-нибудь органическим сдвигом, поднимается из глубины существа, то самосознание может признать ее только найдя ей объяснение, проецируя причину жути во внешний мир: мне страшно, значит есть сознательное основание для этого страха.

Самосознание обречено, таким образом, вечно объяснять и тем оправдывать все, что доходит до него из подсознательного; оно принимает на себя ответственность за все что происходит в субъекте (ответственность обычно иллюзорную).

 

 

6.

 

Эснар проверяет действие этого закона на фактах общей психологии - действие в значительной степени плодотворное, поскольку оно выражает стремление к нормальной ассимиляции и приспособлению. Оно налично повсюду, в фактах самых банальных и самых сложных: эта услужливая "логика страсти", готовая обосновать все, что подскажет аффект; эти "аффективные иллю­зии", смысл которых крепко отчеканен в нашей поговорке: "Не по хорошу мил, а по-милу хорош"; наконец, художественное твор­чество, моральные, метафизические и религиозные системы - сим­волические интерпретации неких существенных тенденций нашего "большого Я".

"Человек проецирует во внешнюю реальность глубинные вари­ации своего эффективного аппарата совершенно так же, как он неизбежно локализует в оконечности нерва раздражение, вызван­ное искусственно в любой его точке".

Это своего рода закон "аффективной локализации", парал­лельный физиологическому закону Мюллера.

 

 

7.

 

Но особенно любопытна поверка "закона внутреннего оправ­дания" на фактах патологической психологии. Эснар констатиру­ет, что безумие вовсе не характеризуется ослаблением у больно­го синтетической способности сознания (все мы знаем как гибка и изощренна бывает диалектика безумия). Наоборот, самосознание достигает здесь порой особой силы в выполнении своей основной функции. Но аффективный материал здесь существенно иной. Неко­ординированные аффективные волны, порожденные каким-то роковым органическим сдвигом, как бы сотрясают все внутреннее существо больного; и вот самосознание ищет понять, объяснить и оправ­дать их всем богатством образов, идей, диалектических ухищре­ний, какими только располагает. Так создается внутренне-связ­ный мираж, столь напряженный и яркий, что он, в конце концов, может совершенно заслонить для больного реальность внешнего мира...

 

 

8.

 

Таковы существенные моменты исследования. К сожалению, я не могу здесь остановиться на некоторых поучительных подроб­ностях книги Эснара. Мне остается только отослать читателя к "Относительности самосознания" и другим работам этого блестя­щего психолога и психиатра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: