Материально-производственные запасы, их состав, принципы оценки, ПБУ №5-01 «учёт материально-производственных запасов»

 

       Материально-производственные запасы (запасы) включаются в состав оборотных активов и находят своё отражение во втором разделе активов баланса.

Запасы имеют наибольшую оборачиваемость, принимают непосредственное участие в изготовлении продукции, её продажи в обслуживании потребителей.

Запасы классифицируются:

1.По использованию (списываемые для нужд производства предприятия и применяемые в обслуживании производства).

2.По вещественному содержанию (сырьё, полуфабрикаты, комплектующие изделия, запчасти, топливо, предметы тех оснастки, тара, инвентарь, строительные материалы, синтетические моющие средства).

Учёт запасов регламентируется ПБУ №5-01 «учёт НПЗ» в редакции приказа Минфина РФ №132-н от 25.10.10. Запасы принимаются к учёту по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость запасов – сумма фактических затрат организации связанных с приобретению за плату без НДС и иных налогов.

К фактическим затратам на покупку запасов относятся:

1.Суммы, уплаченные поставщику (продавцу) по договору.

2.Таможенные пошлины.

3.Суммы, уплаченные другим организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой запасов.

4.Затраты по заготовке и доставке запасов до места использования, включая расходы по страхованию.

5.Затраты организации по сортировке, калибровке, фасовке, подработке.

Единица бухгалтерского учёта запасов – конкретный вид материальных ценностей, партия, номенклатурный номер, однородная группа.

Если к объектам материальных ценностей относились ценности свыше 40000 руб. и сроком службы свыше 1 года, то к запасам могут быть отнесены материальные ценности ниже 40000 руб. за единицу, а срок службы колеблется менее одного года и более одного года.

Готовая продукция является частью запасов, предназначенных для продажи (конечный продукт).

Товары так же являются частью запасов, приобретаемых от других юридических лиц и предпринимателей с целью перепродажи.

По этому перед бухгалтерским учётом движения запасов ставятся следующие задачи:

1.Полная документальная обоснованность по поступлению запасов, по приобретению запасов.

2.Законность отражения в учёте списания запасов.

3.Обеспечение сохранности материалов.

4.Своевременность отражения операций по движению запасов.

 

                              2.Материалы, их классификация и оценка.

 

       Классификация запасов по отраслям (бюджетная сфера, аграрный сектор, связь).

Главный бухгалтер должен дать правильную оценку запасам (фактическая себестоимость для большинства запасов, свободная отпускная цена за единицу, продажная цена товара, цена возможной реализации).

       Рассмотрим классификацию запасов в общественном питании:

1.Столовое бельё:

А) Скатерти

Б) Салфетки (предметы, не относимые в разряд разовых, из ткани)

В) Полотенца

2.Столовая посуда:

       А) Фарфоровая

       Б) Фаянсовая

       В) Металлическая

       Г) Стеклянная

Фарфоровая и фаянсовая посуда делаться на:

1.Кофейная и чайная пара -> чашка с блюдцем

2.Тарелки глубокие и мелкие

3.Судки для специй и др.

Стеклянная посуда:

1.Стаканы для напитков

2.Рюмки и фужеры

3.Графины для воды и алкоголя

4.Креманки для мороженного

 

 

                              3.Учёт поступления и отпуска материалов.

 

       Поступление запасов отражается в учёте от источника финансирования:

1.За плату от других организаций.

2.Вкладов в уставный капитал организации.

3.Полученные безвозмездно от других организаций (в дар).

       Списание запасов производиться со склада тех оснащения организации либо по норме (в швейном производстве, строительстве, кожевенном производстве, промышленности), либо в соответствии со сметой расходов.

       По этому для каждой хозяйственной операции бухгалтерия оформляет первичные документы, подтверждающие полноту оприходования и законность списания в расход.

       Фирма – поставщик вручает покупателю счёт – фактуру и товарную накладную ТОРГ-12.

Счёт – фактура предназначена для учёта возмещения НДС поставщику и регистрируется в книге покупок. Т

Товарная накладная - основание для оприходования ценностей материально-ответственным лицам.

Если материалы были получены на складе поставщика, то покупатель обязан предъявить доверенность (типовая форма М2А) и документ, подтверждающий гарантию оплаты. При иногородней поставке материалов (из регионов России) груз сопровождает железная дорога, которая по мере его доставки на станцию назначения вручает по предъявлению доверенности.

Покупатель осуществляет самовывоз груза со станции железной дороги и по мере его приёмки на складе покупателя через бухгалтера оформил акт о приёмке материалов М7.

       На материальном складе ответственность за сохранность запасов, своевременность приёмки и законность отпуска в расход несёт заведующий складом и заводит приходный ордер (типовая форма М4).

       Отпуск материалов со склада организации производиться на основании требования – накладной (М11). Списание материалов подтверждается в документе подписью уполномоченного лица (начальника цеха, главного инженера, заместителя главного директора).

       Если данная организация продаёт материалы другому юридическому лицу, то бухгалтерия заполняет накладную на отпуск материалов на сторону (М15).

Существуют и другие типовые формы.

       Синтетический учёт запасов ведётся по счёту 10 «материалы» - активный, инвентарный, по дебету – поступление материалов, излишки, выявленные при инвентаризации. По кредету – их списание, потери, недостачи. Сальдо учёта всегда дебетовое. Даёт сумму остатков запаса. Счёт 10 корреспондирует с другими счетами. Д10 К60 – поступили материалы для хоз. нужд от поставщика по средним ценам (расчёт с ним не произведён).Д 19 К60 – отражена сумма НДС по приобретённым запасам, подлежащий возмещению поставщику. Д 60 К 51 – произведена оплата. Д 68 К 19 – списан на расчёты с бюджетом.

 

                                                                  Задача 10

 

1.На получение материалов от поставщика (типовая форма ТОРГ-12).

2.Приходный ордер по мере складирования материалов (типовая форма М-4).

3.Требование – накладную на отпуск материалов со склада в эксплуатацию (типовая форма М-11).

4.Накладная на отпуск материалов на сторону (типовая форма М-15) на продажу другой организации материалов.

5.Составить бухгалтерские проводки по операциям с материалами.

* Поставщик материалов – ООО «Гепард».

Покупатель материалов – ООО «ТД Нева».

 

 

                                          Учёт готовой продукции и её оценка.

 

       Готовая продукция – это предмет труда имеющий характеристику (свойства), соответствующей качеству. Готовая продукция включается в состав оборотных активов предприятия, показывающаяся в балансе как запас. Готовая продукция имеет отраслевой признак:

1.Готовая продукция промышленности.

2.Готовая продукция общественного питания.

3.Готовая продукция АПК.

       В понятие «готовая продукция» входят услуги, оказанные населению на платной основе:

1.Бытовые

2.Консальтуционные

3.Аудиторские

4.Транспортно-экспидиционные

5.По отправке деловой корреспонденции

6.Сортировка

7.По ремонту техники

8.Прочие

       Готовая продукция произведена с целью дальнейшей перепродажи и получения прибыли.

Движение готовой продукции можно видеть во внутренних структурных подразделений, на складе готовой продукции. Для изготовления продукции собственного производства организация потребила:

1.Комплектующие (из металла, пластика, полимеров, стекла)

2.Топливо

3.Прочие расходные материалы

       Кроме того имеет место использование квалифицированной рабочей силы. Рассчитываются страховые взносы. Начисление амортизации цеховых основных средств.   

       Материально-ответственными лицами за готовую продукции являются начальники цехов и их заместители, заведующие складами и их заместители.

       Учёт готовой продукции ведётся по наименованиям, по сортам, по категориям, учётной цене за единицу, количеству и сумме.

Различают виды оценок готовой продукции:

1.Фактическая производственная себестоимость

2.Нормативная производственная себестоимость

3.Плановая

4.Договорная

       В промышленности готовой продукцией является:

1.Легковые автомобили

2.Грузовая техника

3.Аппараты, машины, механизмы

4.Изделия из текстиля, меха, кож.

5.Хлебобулочные изделия, молочные продукты, консервация

       В общественном питании к готовой продукции относятся: кулинарные изделия кухни (блюда), кондитерских цех.

       В АПК к готовой продукции относятся: молоко, мясо, шерсть, мёд, корнеплоды, свежие плоды, продукция переработки (консервы), шкуры.

       Отгрузка готовой продукции производиться на основании договоров поставки, по этому бухгалтерия фирмы – продавца ведёт книгу продаж (все банковские сведения, отслеживать НДС и т.д.). Текущий учёт выпуска готовой продукции из цеха ведётся на основании дневных заборных листов, сводок, накладных. Отгрузка готовой продукции на сторону оформляется счётом – фактурой и накладной на отпуск. В конце месяца материально-ответственное лицо составляет сводный отчёт по материальному складу; сводный отчёт по цеху.

       Синтетический учёт движения готовой продукции промышленности по счёту 43 «готовая продукция», а в общественном питании – по счёту 20.

       Проводки, операция 1:

1.Д43 К20 – выпущено готовой продукции из цеха промышленного предприятия и оприходовано на складе.

2.Д41/2 К20 – готовая продукция кухни отпущена в бар, буфет (в общепите)

3.Д90/2 К20 – списано сырьё для приготовления блюд на кухне по покупным ценам (общепит).

 

 

                              Тема 13: Учёт денежных средств.

 

1.Учёт наличных денежных средств в кассе организации (по вопросу № 1 материал выдан преподавателем!)

2.Учёт денежных средств на банковских счетах

3.Особенности учёта операций в иностранной валюте

 

Внесены платежи покупателями в кассу организации за отпущенную им продукцию

Д57 К50/1 – сданы наличные деньги в инкассацию.

Д51 К50/1 – сданы наличные деньги в банк и зачислены на текущий счёт.

 - выданы деньги в подотчёт на хоз. Расходы.

Д70 К50/1 – выдано вознаграждение.

Д60 К50/1 – оплачено поставщикам наличными за поставленный товар.

 

                       

 

Задача 11

            Оформить сводный отчёт старшего кассира по состоянию на 01 марта 2012 года, на основании следующих первичных документов и регистров учёта:

1.Приходных кассовых ордеров (КО-1).

2.Расходных кассовых ордеров (КО-2).

3.Платёжной ведомости на выдачу денег лицу (Т-53).

4.Объявления на взнос наличными в 3 экземплярах.

5.На основании кассового отчёта кассира произвести записи в журнал-ордер и дебетовую ведомость по счёту 50 – касса.

 

                                                      Задача 12

            На основании кассового отчёта кассира произвести записи в журнал – ордер и дебетовую ведомость по счёту 50 «касса» за март 2012 года; провести инвентаризацию денежной наличности в главной кассе организации, выявить её результаты, отразить их на счетах бухгалтерского учёта.

 

                              2.Учёт денежных средств на банковских счетах

            Если организация имеет статус юридического лица, она обязана открывать расчётный счёт в банке. Для открытия расчётного счёта юридическое лицо подает в банк перечень документов: заявление на открытие, счёта установленного образца; копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально; документы, подтверждающие постановку на учёт в налоговом органе и Фондах Социального Страхования; карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера фирмы или их заместителей, установленного образца и заверенная нотариально.

       Кроме того, организация заключает с банком договор с банком на расчётно-кассовое обслуживание, и становиться его клиентом. Банк по отношению к клиенту обязуется в установленные сроки представлять выписки из лицевого счёта; своевременно и точно осуществлять платежи по зачислению и снятию сумм со счёта; представлять информацию о сальдо финансовых средств на счёте. Со стороны клиента требуется точное соблюдение всех необходимых реквизитов при оформлении банковских документов.

       Банк зачисляет на расчётный счёт клиента следующие суммы:

1.Платежи покупателей за отгруженную им продукцию и товары, оказанные услуги, выполненные работы.

2.Платежи организаций – дебиторов по расчётам (суммы арендной платы, суммы по ранее выставленным претензиям).

3.Выручка от продажи продукции собственного производства и покупных товаров, работ и услуг.

       Банк снимает средства со счёта клиента в случаях:

1.В уплату задолженности бюджету по налогам и сборам.

2.В уплату задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды.

3.В пользу поставщиков и подрядчиков за поставленные товары и предоставленные услуги.

4.В пользу учредителям по выплате дивидендов (владельцем акций).

5.Кредиторам за оказанные ранее услуги (коммунальные платежи; арендной плате; плате за охрану и противопожарную безопасность, плата Спец Трансу за уборку территорий и вывоз отходов; за обслуживание технологического оборудования, его ремонт; услуги по транспортировке грузов, погрузочно-разгрузочные операции; абонентская плата и оплата за услуги мобильной связи; плата за переплёт бухгалтерских документов; плата за подписку на периодические издания и другие).

       Банком могут быть сняты средства со счёта организации, если они были призваны бесспорными: просроченные суммы платежей в бюджет, в фонды социального страхования; суммы по коммунальным платежам и другие.

       Для исполнения банковских операций главный бухгалтер фирмы руководствуется Положением «О безналичных расчётах в РФ». Наиболее распространёнными формами ведения безналичных расчётов являются:

1.Расчёты платёжными поручениями.

2.Расчёты в порядке плановых платежей.

3.Расчёты в порядке инкассо.

4.Аккредитивы (спец. счета в банке).

5.Расчёты векселями.

       Главный бухгалтер получает в банке чековую книжку. По чекам производиться обналичивание денежных средств в банке.

       Положение ЦБ РФ вышло за № 2-П от 03.10.2002 года (далее смотреть изменения от 12.12.2011 года за № 2749-У).

       Рассмотрим расчёты платёжными поручениями. Платёжное поручение – это приказ предприятия обслуживающему банку о перечислении денежных средств с расчётного счёта на расчётный счёт конкретного получателя (другой организации). Платёжное поручение банк принимает от клиента только в электронном виде. Бухгалтерия предприятия оформляет платёжное поручение в 4 экземплярах (1 экземпляр за подписями должностных лиц со стороны фирмы – плательщика с гербовой печатью пересылается в банк для оплаты вместе с оправдательными документами; остальные экземпляры необходимы для: плательщика, получателя, банка получателя). Платёжными поручениями плательщик рассчитывается: с бюджетом по налогам; с ФСС; с поставщиками и подрядчиками; прочими кредиторами. Плательщик регистрирует платёжные поручения в специальном журнале (книге).

Ежедневно банк выдаёт предприятию выписку из лицевого счёта (сводный документ), который оформляет в электронном виде. Банк здесь даёт сведения следующего характера:

1.Полное наименование банка, его отделения.

2.Наименование населённого пункта.

3.Местонахождение банка.

4.Банковский Идентификационный Код.

5.Дата, месяц, год.

6.Наименование организации – владельца счёта.

7.№ расчётного счёта в банке.

8.Род операции.

9.Ссылка на оправдательные документы, корреспондирующие счета.

10.Входящее сальдо (остаток денег на счёте на начало дня).

11.Дебет (-) – снято со счёта банком со счёта клиента.

12.Кредит (+) – зачислено банком на счёт клиента.

13.Обороты – всего снято, всего зачислено.

14.Исходящие сальдо – остаток денег на счёте на конец дня.

       Главный бухгалтер организации, получив выписку банка, проверяет его по существу. Что он там будет проверять:

А) Реальность указания сальдо на начало и конец дня.

Б) Законность операций по перечислению сумм со счёта.

В) правильность указания реквизитов банка.

       На каждую сумму, указанную в выписке банке главный бухгалтер подбирает оправдательный документ. На основании выписок банка главный бухгалтер делает записи в регистры учёта по счёту 51 «расчётный счёт». Счёт активный, инвентарный, по дебету показывается зачисление денег на счёт, а по кредиту их перечисление со счёта, сальдо дебетовое и показывает сумму остатка денег по счёту. Счёт 51 корреспондирует по дебету и кредиту.

1.Д51 К50/1 – зачислена выручка организации на текущий счёт в банке.

2.Д51 К57 – зачислена выручка на текущий счёт в банке, ранее находившееся в инкассации.

3.Д51 К62 – зачислено на счёт платежи покупателей.

4.Д51 К76 «прочие дебиторы» - зачислены на текущий счёт платежи разных дебиторов за оказанные им услуги.

5.Д91/2 К51 – оплачены услуги банка.

6.Д68 К51 – уплачены налоговые платежи в бюджет.

7.Д69 К51 – уплачены страховые взносы.

8.Д60 К51 – погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные ранее материальные ценности и выполненные услуги.

9.Д66 К51 - погашена задолженность перед банком по займу с учётом процентов.

10.Д76 К51 – погашена задолженность перед прочими кредиторами.

 

                   3.Особенности учёта операций в иностранной валюте.

 

       Для открытия Валютного счёта юридическое лицо предоставляет в банк перечень необходимых документов. Хождение валютных средств имеет место имеет место на всей территории мирового пространства. Виды валют:

А) Конвертируемая (находящейся в свободном обращении): евро, американский доллар, Йена, фунт стерлинг.

Б) Неконвертируемая (имеющая обращение только на территории определённой страны): русский рубль, белорусский рубль, украинская гривна, монгольский тугрик, руандийский франк.

В) Клиринговая (используемая в расчётах со сопредельными странами): индийская рупия, канадский доллар.

       Через валютные счета производиться оплата поставок товарно-материальных ценностей (через таможенную границу РФ). Выплаты з\п лицам, работающим зарубежём, выплаты командировочных расходов сотрудникам организации, направляющимся зарубеж. Бухгалтерская отчётность формируется в валюте РФ, по этому при совершении хозяйственных операций с иностранной валютой её нужно переводить в рубли по действующему курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Хозяйственные операции по обороту иностранной валюты отражаются через счёт 52 «валютные счета».

 

 

                   Тема 14: Учёт расчёта с персоналом по оплате труда.

 

1.Формы и системы оплаты труда. Учёт рабочего времени и норм выработки.

2.Порядок начисление заработной платы по видам заработка. Удержания из заработной платы, их виды и порядок расчёта.

3.Документальное оформление операций по расчётам с персоналом.

4.Синтетический учёт расчётов с персоналом по оплате труда.

5.Учёт расчётов по социальному страхованию и обеспечению.

 

           




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: