Тема: «Ценообразование»

 

Принципы ценообразования и виды цен

 

Цена – жертва покупателей ресурсов, товаров и услуг в денежной форме. Цены формируются на основе соблюдения ряда принципов:

1. цена должна покрывать затраты на производство и обеспечивать нормальную прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства;

2. учет взаимозаменяемости и конкурентоспособности при формировании цены; производитель должен проводить такую ценовую политику, которая делала бы его продукцию конкурентоспособной на рынке;

3. цена должна отражать социальные условия жизни общества. В этом случае по социально значимым товарам и услугам цены должны контролироваться и если нужно датироваться государством: продукты питания, детские товары, лекарства.

В целом цены формируют систему цен. Она включает в себя:

1) мировые цены, по которым осуществляются международные поставки товаров и услуг;

2) национальные цены – внутри государства;

3) внутрипроизводственные или трансфертные цены.

В российской экономике все цены классифицируются по видам и разновидностям.

В зависимости от особенностей производимой продукции, уча­стников процесса производства, обслуживаемой сферы товарно­го обращения цены на продукцию подразделя­ются на следующие основные виды:

— оптовые цены на продукцию;

— розничные цены;

— тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйствам, фи­зическим и юридическим лицам;

— цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по ко­торым продается и покупается продукция промышленных пред­приятий независимо от форм собственности крупными партия­ми в порядке оптового оборота.

В составе оптовых цен на продукцию промышленности разли­чают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготови­теля продукции, по которой предприятие реализует произведен­ную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым орга­низациям.

Оптовая (отпускная) цена предприятия включает себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добав­ленную стоимость.

Разновидность оптовой цены предприятия — трансфертная цена, которая используется при осуществлении расчетов между под­разделениями одного и того же предприятия. Трансфертные цены широко используются в коммерческих операциях между фи­лиалами транснациональных компаний.

Использование трансфертных цен позволяет повышать конку­рентоспособность фирм на рынке, если идти по пути их сниже­ния на сырье, материалы, комплектующие изделия, поставляе­мые дочерними предприятиями.

Оптовая цена промышленности — цена, по которой предпри­ятия и организации-потребители оплачивают продукцию опто­вым снабженческо-сбытовым структурам.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену пред­приятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скид­ку и дополнительную часть налога на добавленную стоимость. Снабженческо-сбытовая наценка призвана возместить затраты снабженческо-сбытовых (оптовых) организаций и обеспечить им получение прибыли и по существу является ценой на услугу по снабжению и сбыту товара.

Разновидностью оптовой цены промышленности является бир­жевая цена. Она формируется на базе биржевой котировки и над­бавок (скидок) с нее в зависимости от качества товара, удаленно­сти пункта назначения от месторасположения поставщика. Раз­мер биржевой цены фиксируется биржевым контрактом.

Розничными называются цены, по которым население, пред­приятия и организации приобретают товары (как правило, в ма­лом количестве) в сфере розничной и оптово-розничной торгов­ли для конечного или промежуточного потребления. В состав розничной цены входят оптовая цена промышленности, торго­вая наценка или скидка, дополнительный налог на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка) включает издержки тор­говых организаций и их прибыль.

Разновидность розничной цены — аукционная цена. Это цена товара, проданного на аукционе. Как правило, такая цена значи­тельно выше розничной, так как отражает уникальные и ред­кие свойства и признаки товара.

Цены на услуги имеют определенные особенности, обусловлен­ные спецификой услуги как вида деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, а из­меняется качество уже существующего продукта. Цены на ус­луги называют тарифами или расценками. Тарифы на услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, ориентируют­ся на цены основных мировых товарных рынков. Мировые цены представляют денежное выражение мировой интернациональ­ной стоимости товара. Они находятся под значительным влия­нием государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: