Принципы ценообразования и виды цен
Цена – жертва покупателей ресурсов, товаров и услуг в денежной форме. Цены формируются на основе соблюдения ряда принципов:
1. цена должна покрывать затраты на производство и обеспечивать нормальную прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства;
2. учет взаимозаменяемости и конкурентоспособности при формировании цены; производитель должен проводить такую ценовую политику, которая делала бы его продукцию конкурентоспособной на рынке;
3. цена должна отражать социальные условия жизни общества. В этом случае по социально значимым товарам и услугам цены должны контролироваться и если нужно датироваться государством: продукты питания, детские товары, лекарства.
В целом цены формируют систему цен. Она включает в себя:
1) мировые цены, по которым осуществляются международные поставки товаров и услуг;
2) национальные цены – внутри государства;
3) внутрипроизводственные или трансфертные цены.
В российской экономике все цены классифицируются по видам и разновидностям.
В зависимости от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой сферы товарного обращения цены на продукцию подразделяются на следующие основные виды:
— оптовые цены на продукцию;
— розничные цены;
— тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйствам, физическим и юридическим лицам;
— цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым продается и покупается продукция промышленных предприятий независимо от форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота.
В составе оптовых цен на продукцию промышленности различают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям.
Оптовая (отпускная) цена предприятия включает себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.
Разновидность оптовой цены предприятия — трансфертная цена, которая используется при осуществлении расчетов между подразделениями одного и того же предприятия. Трансфертные цены широко используются в коммерческих операциях между филиалами транснациональных компаний.
Использование трансфертных цен позволяет повышать конкурентоспособность фирм на рынке, если идти по пути их снижения на сырье, материалы, комплектующие изделия, поставляемые дочерними предприятиями.
Оптовая цена промышленности — цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптовым снабженческо-сбытовым структурам.
Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и дополнительную часть налога на добавленную стоимость. Снабженческо-сбытовая наценка призвана возместить затраты снабженческо-сбытовых (оптовых) организаций и обеспечить им получение прибыли и по существу является ценой на услугу по снабжению и сбыту товара.
Разновидностью оптовой цены промышленности является биржевая цена. Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок (скидок) с нее в зависимости от качества товара, удаленности пункта назначения от месторасположения поставщика. Размер биржевой цены фиксируется биржевым контрактом.
Розничными называются цены, по которым население, предприятия и организации приобретают товары (как правило, в малом количестве) в сфере розничной и оптово-розничной торговли для конечного или промежуточного потребления. В состав розничной цены входят оптовая цена промышленности, торговая наценка или скидка, дополнительный налог на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка) включает издержки торговых организаций и их прибыль.
Разновидность розничной цены — аукционная цена. Это цена товара, проданного на аукционе. Как правило, такая цена значительно выше розничной, так как отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара.
Цены на услуги имеют определенные особенности, обусловленные спецификой услуги как вида деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, а изменяется качество уже существующего продукта. Цены на услуги называют тарифами или расценками. Тарифы на услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, ориентируются на цены основных мировых товарных рынков. Мировые цены представляют денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Они находятся под значительным влиянием государства.






