Принципы ценообразования и виды цен
Цена – жертва покупателей ресурсов, товаров и услуг в денежной форме. Цены формируются на основе соблюдения ряда принципов:
1. цена должна покрывать затраты на производство и обеспечивать нормальную прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства;
2. учет взаимозаменяемости и конкурентоспособности при формировании цены; производитель должен проводить такую ценовую политику, которая делала бы его продукцию конкурентоспособной на рынке;
3. цена должна отражать социальные условия жизни общества. В этом случае по социально значимым товарам и услугам цены должны контролироваться и если нужно датироваться государством: продукты питания, детские товары, лекарства.
В целом цены формируют систему цен. Она включает в себя:
1) мировые цены, по которым осуществляются международные поставки товаров и услуг;
2) национальные цены – внутри государства;
3) внутрипроизводственные или трансфертные цены.
В российской экономике все цены классифицируются по видам и разновидностям.
|
|
В зависимости от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой сферы товарного обращения цены на продукцию подразделяются на следующие основные виды:
— оптовые цены на продукцию;
— розничные цены;
— тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйствам, физическим и юридическим лицам;
— цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым продается и покупается продукция промышленных предприятий независимо от форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота.
В составе оптовых цен на продукцию промышленности различают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям.
Оптовая (отпускная) цена предприятия включает себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.
Разновидность оптовой цены предприятия — трансфертная цена, которая используется при осуществлении расчетов между подразделениями одного и того же предприятия. Трансфертные цены широко используются в коммерческих операциях между филиалами транснациональных компаний.
Использование трансфертных цен позволяет повышать конкурентоспособность фирм на рынке, если идти по пути их снижения на сырье, материалы, комплектующие изделия, поставляемые дочерними предприятиями.
|
|
Оптовая цена промышленности — цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптовым снабженческо-сбытовым структурам.
Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и дополнительную часть налога на добавленную стоимость. Снабженческо-сбытовая наценка призвана возместить затраты снабженческо-сбытовых (оптовых) организаций и обеспечить им получение прибыли и по существу является ценой на услугу по снабжению и сбыту товара.
Разновидностью оптовой цены промышленности является биржевая цена. Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок (скидок) с нее в зависимости от качества товара, удаленности пункта назначения от месторасположения поставщика. Размер биржевой цены фиксируется биржевым контрактом.
Розничными называются цены, по которым население, предприятия и организации приобретают товары (как правило, в малом количестве) в сфере розничной и оптово-розничной торговли для конечного или промежуточного потребления. В состав розничной цены входят оптовая цена промышленности, торговая наценка или скидка, дополнительный налог на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка) включает издержки торговых организаций и их прибыль.
Разновидность розничной цены — аукционная цена. Это цена товара, проданного на аукционе. Как правило, такая цена значительно выше розничной, так как отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара.
Цены на услуги имеют определенные особенности, обусловленные спецификой услуги как вида деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, а изменяется качество уже существующего продукта. Цены на услуги называют тарифами или расценками. Тарифы на услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, ориентируются на цены основных мировых товарных рынков. Мировые цены представляют денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Они находятся под значительным влиянием государства.