Экономическая реформа А. Н. Косыгина (1964 – 1970 гг.)

Эпоха «Застоя»

Реферат по дисциплине

«История России»

Выполнил:

ст. гр. АФ 11-13 Смолина С. И.

Проверил:

К.И.Н. России Грязнухин А.Г.

 

Красноярск 2011

Содержание

 

Введение. 3

Особенности развития экономики в Эпоху «Застоя». 4

Внутренняя политика Эпохи «Застоя». 8

Внешняя политика Эпохи «Застоя». 11

Развитие культуры Эпохи «Застоя». 13

Заключение. 14

Примечание. 15

Библиографический список. 18

 



Введение

 

Двадцатилетие от середины 60-х до середины 80-х гг., когда политическое руководство страны возглавлял Л.И. Брежнев, называют временем застоя — временем упущенных возможностей. Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.


 

Особенности развития экономики в Эпоху «Застоя»

 

Экономическое развитие делится на два периода:

I. 1964 – 1970 гг. Экономическая реформа А. Н. Косыгина

II. 1970 - 1985 гг. «Застойные явления в экономике»

 


Экономическая реформа А. Н. Косыгина (1964 – 1970 гг.)

Реформа управления народным хозяйством и планирования. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования.

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

• «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)
• «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
• «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.
• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчётов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
• «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)
• «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)
• «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)
• «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)

 

• «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)

 

• «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)
• «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

 

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

 

1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

 

2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

 

3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

 

4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

 

5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

 

 

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

К 70-м годам реформа Косыгина была свергнута, так как обострилась демографическая проблема, против реформы выступала консервативная части Политбюро ЦК.

В ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики.

 

Застойные явления в экономике:

· Рост Военно-промышленного комплекса (из-за Холодной войны)

· Обострилась продовольственная проблема

· Прирост национального дохода (3,8 %)

· Производство промышленной продукции (4,4 %)

· Производительность общественного труда (3,3 %)

· Изменение фондоотдачи (- 2,7 %)

· Реализовались доходы на душу населения (3,4 %)

· Выкачка нефти и продажа за границу (нефтедоллар)

Итоги застойных явлений:

1. Приоритетное развитие тяжёлой промышленности

2. Приоритетное развитие ВПК

3. Отставание легкой промышленности

4. Продолжалось жилищное строительство

5. Складывание сырьевой экономики












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: