Лекция 7: Школа и педагогика в России в ХIХ начале ХХв

Цель лекции: Школьные реформы в России. Педагогические направления и идеи.

 

Ключевые слова: экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, сеттльмент, сельские гимназии, временные правила, реформаторская педагогика, свободное воспитание, трудовое воспитание.

 

Основные вопросы и краткое содержание: Общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Школьно-педагогическая проблематика привлекала внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие типы учебных заведений существовали в этот период?

2. Как решался вопрос об обязательном начальном обучении?

3. Какие изменения произошли в профессиональном высшем образовании в России?

 

Рекомендуемая литература:

1. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.

2. Методологические проблемы развития педагогической науки./ Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Трубовского. – М.: Педагогика,1985. – 240с.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. – М., 1988г.

4. История педагогики./.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. Москва,1982 г.

 

Лекция 8: Система образования и педагогическая наука в России в конце ХХ века.

 

Цель лекции: Школьная система в 1990-е годы. Практика образования и воспитания.

   

Ключевые слова: Трактовка демократизма общеобразовательной школы, обязательное образование, техникумы, профессионально-технические, училища, технические колледжи, технические лицеи.

 

Основные вопросы и краткое содержание: На рубеже 1980-1990-х гг. произошли серьезные изменения в системе общего образования. Сократились сроки обязательного обучения, сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения. Частные школы создаются преимущественно светскими лицами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда возникли частные школы?

2. Какова система общего образования?

3. Какова система высшего образования?

4. Какие средние и средне – специальные учебные заведения функционируют?

 

Рекомендуемая литература:

1. История педагогики./.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. Москва,1982 г.

2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. Пискунов А.И. – М., Просвещение, 1981.- 528с.

3. Методологические проблемы развития педагогической науки./ Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Трубовского. – М.: Педагогика,1985. – 240с.

Лекция 9: Советская школа и педагогика в 1917-1941гг.

Цель лекции: Становление и развитие советской педагогики, и деятельность ее представителей. Школа и школьная политика Советского периода.

 

Ключевые слова: Этапы развития советской школы, дореволюционная структура школьного образования, союз учителей – интернационалистов, школа – коммуна, неграмотность, «железный занавес».

 

Основные вопросы и краткое содержание: История отечественной школы и педагогики советского периода оказались крайне драматичной и противоречивой. Сформировалась система воспитания, жестоко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение и сознание учащихся политико-идеологических доктрин.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Что способствовало введению всеобщего начального и семилетнего образования (1930г.)?

2. Кто стоял у истоков Становления и развития советской педагогики и деятельность ее представителей?

 

Рекомендуемая литература:

1. История педагогики./.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. Москва,1982 г.

2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. Пискунов А.И. – М., Просвещение, 1981.- 528с.

3. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.

4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.

5. Чанышов А.Н. Курс лекции по древней и средневековой истории. – М. Высшая школа., 1991-510с.

Лекция 10: Советская школа и педагогика в 1941-1991г. 

Цель лекции: Дать понятие студентам о школах в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

Ключевые слова:  казарма, СПТУ.

 

Основные вопросы и краткое содержание:

1. В какие годы определилась система учебного заведения среднего образования?

2. Какие школы были в послевоенные годы?

3. В военные годы какие были приняты правительственные решения?

Приоритетом школьной политики в 1945-1950гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Осуществлялось всеобщего начального и семилетнего обучения сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных знаний, школьных письменных принадлежностей, учебников. Постепенно положение улучшалось. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования: 1) трехлетние общеобразовательные школы; 2) трехлетние вечерние школы; 3) техникумы и другие учебные заведения.

   

Вопросы для самоконтроля:

1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

2. Проблемы внедрения всеобщего начального и семилетнего обучения.

3. Осуществление всеобщего обязательного среднего образования.

 

Рекомендуемая литература:

1. История педагогики./.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. Москва,1982 г.

2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. Пискунов А.И. – М., Просвещение, 1981.- 528с.

3. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.




double arrow
Сейчас читают про: