Цель лекции: Развитие воспитание и зарождение педагогической мысли в Древней Греции. Воспитание и школа в Древнем Риме. Проблемы нравственного воспитания.
Ключевые слова: Абака, эфоры, эйрены, пайдонома, агонистика, эфебии, ученые-софисты, палестра.
Основные вопросы и краткое содержание: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь». Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем схожи и в чем различаются системы воспитания и обучения в Спарте и Афынах?
2. Назовите основные идеи античных философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
3. Особенности развития просвещение в эпоху эллинизма
4. Какие школы существовали в Древнем Риме?
5. Какие идеи в воспитании и обучении провозглашали Цицерон, Сенека?
Рекомендуемая литература:
1. Методологические проблемы развития педагогической науки./ Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Трубовского. – М.: Педагогика,1985. – 240с
2. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.
3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998г.
4. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. – М., 1988г.
Лекция 4: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения
Цель лекции: Педагогическая мысль эпохи Возрождения. Педагогические идеи в период Реформации.
Ключевые слова: «Христианский гуманизм», педагогические идеи в период Реформации, латинские школы, публичные школы, Дом счастья, «классы риториков».
Основные вопросы и краткое содержание: Подъем педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Развитие западноевропейской школы в – первой трети тесно связано с происходившими социальными, экономическими, политическими и педагогическими процессами в обществе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Особенности обучения в католических школах, их типология.
2. Где и как действовали коллегиумы, гимназии?
3. Когда возникли университеты, каково их развитие?
4. Какое обучение предусматривалось для простого народа?
Рекомендуемая литература:
1. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.
2. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.
3. Методологические проблемы развития педагогической науки./ Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Трубовского. – М.: Педагогика,1985. – 240с
4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.
Лекция 5: Воспитание, школа и педагогика в странах Западной Европы и США
Цель лекции: Педагогическая мысль начала нового времени (середина XVII – конец XVIII вв.). Педагогическая мысль эпохи Просвещения. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции.
Ключевые слова: «Великая дидактика», пансофизм, педагогические идеи и школьные проекты Французской революции, католические начальные школы, школы «Оратории»
Основные вопросы и краткое содержание: Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратилась в тормоз воспитания и образования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Школа эпохи Нового времени в странах Запада.
2. Начальное образование и типы средней школы в Западной Европе и США в XIХ в.
3. Каковы влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы.
Рекомендуемая литература:
1. Методологические проблемы развития педагогической науки./ Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Трубовского. – М.: Педагогика,1985. – 240с.
2. Джуринский А.Н.История зарубежной педагогики. – М, 1998г.
3. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.
Лекция 6: Воспитание, обучение и педагогическая мысль России в Х-ХVIII вв.
Цель лекции: Воспитание и школа в славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве (Х-ХVIII вв). Воспитание и обучение в Московском Русском государстве (ХIV-ХVII вв.) Школа и педагогика в России ХVIII вв.
Ключевые слова: «чехизация», Кирилл и Мефодий, архиерейсие школы, хирургическая школа, горные училища, академия с семинарриумами, малые и главные народные училища.
Основные вопросы и краткое содержание: Образование и воспитание оказались важным способом самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за национальную независимость против турок, германцев, монголо-татар и др. Славянским миром внесен особый вклад в развитие средневековой европейской школы и педагогической мысли.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда была организована Киевская школа?
2. Какие значения давали славяно – греко – латинские школы и академия в Киевской Руси?
3. Как было организовано воспитание и обучение в Московском Русском государстве?
Рекомендуемая литература:
1. История педагогики. Часть I. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХVII века. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. А.И.Пискунова. М., 1998г.
2. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.
3. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.
4. Чанышов А.Н. Курс лекции по древней и средневековой истории. – М. Высшая школа., 1991-510с.