Лекция 3: воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире

Цель лекции: Развитие воспитание и зарождение педагогической мысли в Древней Греции. Воспитание и школа в Древнем Риме. Проблемы нравственного воспитания.

 

Ключевые слова: Абака, эфоры, эйрены, пайдонома, агонистика, эфебии, ученые-софисты, палестра.

 

Основные вопросы и краткое содержание: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь». Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем схожи и в чем различаются системы воспитания и обучения в Спарте и Афынах?

2. Назовите основные идеи античных философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

3. Особенности развития просвещение в эпоху эллинизма

4. Какие школы существовали в Древнем Риме?

5. Какие идеи в воспитании и обучении провозглашали Цицерон, Сенека?

 

Рекомендуемая литература:

   1. Методологические проблемы развития педагогической науки./ Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Трубовского. – М.: Педагогика,1985. – 240с

2. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.

3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998г.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. – М., 1988г.

Лекция 4: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения

 

Цель лекции: Педагогическая мысль эпохи Возрождения. Педагогические идеи в период Реформации.

 

Ключевые слова: «Христианский гуманизм», педагогические идеи в период Реформации, латинские школы, публичные школы, Дом счастья, «классы риториков».

 

Основные вопросы и краткое содержание: Подъем педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Развитие западноевропейской школы в – первой трети тесно связано с происходившими социальными, экономическими, политическими и педагогическими процессами в обществе.

 

Вопросы для самоконтроля:

   1. Особенности обучения в католических школах, их типология.

2. Где и как действовали коллегиумы, гимназии?

3. Когда возникли университеты, каково их развитие?

4. Какое обучение предусматривалось для простого народа?

 

Рекомендуемая литература:

1. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.

2. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.

3. Методологические проблемы развития педагогической науки./ Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Трубовского. – М.: Педагогика,1985. – 240с

4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.

 

Лекция 5: Воспитание, школа и педагогика в странах Западной Европы и США

Цель лекции: Педагогическая мысль начала нового времени (середина XVII – конец XVIII вв.). Педагогическая мысль эпохи Просвещения. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции.

Ключевые слова: «Великая дидактика», пансофизм, педагогические идеи и школьные проекты Французской революции, католические начальные школы, школы «Оратории»

Основные вопросы и краткое содержание: Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратилась в тормоз воспитания и образования. 

Вопросы для самоконтроля:

1. Школа эпохи Нового времени в странах Запада.

2. Начальное образование и типы средней школы в Западной Европе и США в XIХ в.

3. Каковы влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы.

Рекомендуемая литература:

1. Методологические проблемы развития педагогической науки./ Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Трубовского. – М.: Педагогика,1985. – 240с.

2. Джуринский А.Н.История зарубежной педагогики. – М, 1998г.

3. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.

 

 

Лекция 6: Воспитание, обучение и педагогическая мысль России в Х-ХVIII вв.

Цель лекции: Воспитание и школа в славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве (Х-ХVIII вв). Воспитание и обучение в Московском Русском государстве (ХIV-ХVII вв.) Школа и педагогика в России ХVIII вв.

Ключевые слова: «чехизация», Кирилл и Мефодий, архиерейсие школы, хирургическая школа, горные училища, академия с семинарриумами, малые и главные народные училища.

Основные вопросы и краткое содержание: Образование и воспитание оказались важным способом самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за национальную независимость против турок, германцев, монголо-татар и др. Славянским миром внесен особый вклад в развитие средневековой европейской школы и педагогической мысли.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда была организована Киевская школа?

2. Какие значения давали славяно – греко – латинские школы и академия в Киевской Руси?

3. Как было организовано воспитание и обучение в Московском Русском государстве?

Рекомендуемая литература:

1. История педагогики. Часть I. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХVII века. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. А.И.Пискунова. М., 1998г.

2. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.

3. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.

4. Чанышов А.Н. Курс лекции по древней и средневековой истории. – М. Высшая школа., 1991-510с.





Подборка статей по вашей теме: