Цель лекции: Раскрыть педагогическую мысль в Казахстане в середине века (VI-ХVIIвв.)
Ключевые слова: генеалогия, кудатгу билиг,мандык, толгау, жители байсын.
Основные вопросы и краткое содержание:
1. Когда началось формирование казахской народности?
2. Содержание этнопедагогики.
3. Древнетюркские письменные памятники.
4. Педагогические идеи мыслителей средневековья.
ХV-ХVII века истории казахского народа были периодом особым, весьма важным в геополитическом и социальном отношении: в 1454 году в долине реки Чу (на территории нынешней Жамбылской области) образуется первое казахское ханство – государство раннефеодального типа. С этого периода постепенно стала складываться самобытная казахская культура в отличие от культур узбекской, киргизской, туркменской и других народов тюркского происхождения. Общеизвестно: каждый народ, живя сам по себе, способен к значительным достижениям в области духовой культуры (поэзия, искусство, философия и др.), поскольку обладает собственным органичным и оригинальным мироощущением. Это процесс не смог не отложить своеобразный отпечаток и на развитие педагогической культуры кочевников.
|
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда началось формирование казахской народности?
2. Содержание этнопедагогики.
3. Древнетюркские письменные памятники.
4. Педагогические идеи мыслителей средневековья.
Рекомендуемая литература:
1. История педагогики./.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. Москва,1982 г.
2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. Пискунов А.И. – М., Просвещение, 1981.- 528с.
3. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.
4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.
5. Чанышов А.Н. Курс лекции по древней и средневековой истории. – М. Высшая школа., 1991-510с.
Лекция 12: Школа и педагогическая мысль в Казахстане в ХVII – в первой половине ХIХ в.
Цель лекции: Раскрыть педагогическую мысль в Казахстане в ХVII – в первой половине ХIХ в.
Ключевые слова: кетмень, аткаминер, толгау.
Основные вопросы и краткое содержание:
1. Когда возникли первые светские казахские школы?
2. Когда появились в Казахстане мектебы и медресе?
3. Где готовили служителей ислама?
На территории Казахстана, особенно в оседлых его районах, еще в период раннего средневековья (VII- VIII в.в.) стали функционировать многочисленные мектебы (начальные мусульманские школы) и медресе (религиозные учебные заведения средне—высшего типа). Крупные медресе имелись в г. Отраре, Испиджабе, Тараазе, Сайраме, Туркестане и др.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда произошло присоединение Казахстана к России?
|
|
2. Какие цели преследовали первые русско-национальные школы?
3. Педагогические воззрения и идеи казахских жырау.
4. Какими по содержанию являются толгау? Воспитательные идеи толгау.
Рекомендуемая литература:
1. История педагогики./.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. Москва,1982 г.
2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. Пискунов А.И. – М., Просвещение, 1981.- 528с.
3. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.
4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.
5. Чанышов А.Н. Курс лекции по древней и средневековой истории. – М. Высшая школа., 1991-510с.
Лекция 13: Школа и педагогическая мысль Казахстана во второй половине ХIХ-начале ХХ
Цель лекции: Раскрыть педагогическую мысль Казахстана во второй половине ХIХ-начале ХХ
Ключевые слова: толы адам, айкап, дала уалаяти.
Основные вопросы и краткое содержание:
1. Как вы понимаете типологию русско-казахских школ в различных регионах Казахстана?
2.Расскажите просветительскую деятельность Ч.Валиханова?
3. Объясните педагогическую систему Ильминского?
Со второй половины ХIХ в. Казахстан стал местом ссылки для политически неблагонадежных людей. В числе сильных были Т.Г.Шевченко, Ф.М.Достоевский, В.Н.Майков, С.Ф.Дуров, Е.П.Михэлис и другие демократически настроенные представители русской и украинской интеллигенции, которые оказали значительное влияние на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева.
Вопросы для самоконтроля:
1. Тенденция развития русско-казахских школ.
2. Деятельность мусульманских старометодных и новометодных мекто=ебов и медресе.
3. Общественно – педагогическое движение в начале ХХ века.
Рекомендуемая литература:
1. История педагогики./.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. Москва,1982 г.
2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. Пискунов А.И. – М., Просвещение, 1981.- 528с.
3. Джуринский А.Н.История педагогики. – М, 1994г.
4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.
Практическая работа №1
Название темы: Предмет и задачи курса «История педагогики».
Основные вопросы практической работы:
Методологические основы истории
Зарождение воспитания как особого вида деятельности
Начало истории школы и воспитания в эпоху Древнего Востока
Литература:
1. Методологические проблемы развития педагогической науки./ Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Трубовского. – М.: Педагогика,1985. – 240с.
2. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХVII века.
3. История педагогики./.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. Москва,1982 г.
Практическая работа №2
Название темы: Возникновение в первобытном обществе. Основные возникновения воспитания.
Основные вопросы практической работы:
Главные этапы развития педагогической мысли и образования в средневековом Исламском мире.
Видные философы – энциклопедисты Востока, занимавшиеся проблемами воспитания и образования. Охарактеризуйте педагогическое творчество одного из них.
Особенности исламского образования в Персии, Османской империи, Мусульманской Испании. миисиаппатипааа
Литература:
1. Т.Т.Тажибаева педагогическая мысль в Казахстане во второй половине ХIХ в. – Алматы 1972г.
2. М.Н.Кузьмин, М.Е.Садыкова.
3. Ж.К.Каракузова, М.Ш.Хасанов, М.Г.Плохова, С.А.Узакбаева.
Практическая работа №3
Название темы: Школа и воспитание в Древнем мире.
Основные вопросы практической работы:
|
|
Системы воспитания и обучения в Древнем Спарте.
Основные педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля.