Кодекс не исключит проблем

- Это принципиально другой Жилищный кодекс, отражающий реалии современного состояния экономики и гражданского общества, развития рыночных отношений, - сказал Владимир Аверченко. - В целом я бы рассматривал его как попытку государства, общества и законодателей приблизиться к той ситуации, которая сложилась в России.

По мнению руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ, новый кодекс позволит субъектам РФ самим определять и уровень, с которого нужно оказывать жилищные субсидии, и уровень платежей при условии, что недостающую часть муниципальный или региональный бюджет будет оплачивать сам. Раньше же принимались решения о льготах, о низком уровне платежей, но не было определено, кто будет компенсировать недоплаченные суммы.

К некоторым позициям новый кодекс относится более жестко. Например, если гражданин разрушает квартиру, наносит ущерб, который создает неудобства соседям, жителям дома, то он в судебном порядке может быть даже выселен. Это жесткая мера, но ведь проблема на протяжении десятилетий никак не решалась: никто не мог ничего сделать с теми, кто портил нервы, не хотел соблюдать общечеловеческие нормы морали.

Меж тем руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ убежден, что в процессе реализации нового Жилищного кодекса возникнет немало проблем. Например, в новом документе нет такого понятия, как предоставление отдельной комнаты. Это важно при получении жилья семьей, где есть, скажем, больной туберкулезом. Ему нужна не просто площадь, а именно отдельное помещение.

- Я думаю, - сказал Владимир Аверченко, - что новый кодекс поставит проблемы и перед жилищно-строительными кооперативами. В нем записано, что они должны преобразоваться в ТСЖ. Но ЖСК используются гражданами не только для урегулирования всех вопросов, связанных с совместным проживанием и управлением собственностью, но и для получения прибыли. Законодательство же по ТСЖ получение такой прибыли не предусматривает.

Убыточно по сути

Владимир Аверченко охарактеризовал ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством как критическую: оно изношено по техническому состоянию, далеко не в XXI веке по уровню технологий, плохо финансируется, убыточно по своей сути. Ситуация сама по себе не изменится. Она складывалась многими поколениями, и сегодня в регионах эксплуатируется инфраструктура, созданная еще нашими прапрадедушками. Недавно в Санкт-Петербурге во время прорыва трубопровода откопали деревянную трубу, которая эксплуатировалась со времен Петра I.

В 2003 году убытки в жилищно-коммунальном хозяйстве составили 83 миллиарда рублей. Они складываются из тех сумм, которые недоплачивают физические и юридические лица, а также бюджеты разных уровней, такие федеральные структуры, как армия, Министерство внутренних дел, налоговая инспекция, налоговая полиция, которым ряд лет вообще не выделялись деньги на коммунальные платежи. Сюда же можно отнести и неплатежи из-за неправильной, неграмотной тарифной политики, когда низкий тариф не подкреплен финансовым вкладом. Предоставив льготы населению, ЖКХ в 2004-м недополучило по ним 13 миллиардов рублей, а по жилищным субсидиям - 3 миллиарда.

- Фактически ЖКХ, - сказал Аверченко, - превратилось в большой собес, который берет на себя социально-экономические риски и социально-экономические затраты, которые не должен нести. Даже если предположить, что все физические и юридические лица вернут ЖКХ свои долги, 100 миллиардов рублей убытка все равно останутся. Сегодня даже не известно, откуда их восполнить.

Реформы, оказывается, идут, но медленно

В апреле 1997 года был принят указ президента РФ по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Хотя реформа, считает Владимир Аверченко, началась задолго до этого указа. Она идет постепенно, небольшими темпами, потому что эта сфера очень болезненна, а доходы граждан весьма низкие.

- Фактически, - сказал он, - в стране нет ни одного региона, где бы не были созданы предпосылки для развития рыночных отношений в ЖКХ. Подтверждение тому - конкуренция за право эксплуатировать предприятия в этой сфере. Правда, не во всей, а, скажем, в системах газоснабжения, электрообеспечения, теплоснабжения в тех городах, где сбалансирована тарифная политика. Чтобы войти в этот рынок, частные компании даже идут на снижение тарифов.

Увы, эти примеры не носят массового характера. Сфера ЖКХ убыточна, и приход сюда бизнеса при наличии гарантированных убытков довольно проблематичен. Чтобы начать снижать издержки, нужно по крайней мере не иметь убытков на момент старта.

По мнению руководителя Федерального агентства, резервов для развития ЖКХ как раз много. Магистральный, как он сказал, путь - снижение издержек, а дальше, как следствие, снижение тарифов на коммунальные услуги.

В чем абсолютно прав В. Аверченко, так это в том, что расточительность наших граждан не знает предела. Например, отопление одного квадратного метра жилой площади в среднем по нашей стране обходится в 80 литров условного топлива. В Германии - 3 литра, в Швеции, где аналогичные климатические условия, - 14 литров. Если приведем в порядок теплотрассы, закроем подъезды, сделаем герметичными окна, поставим регуляторы на батареи и приборы учета, чтобы повысить заинтересованность самих граждан в снижении расходов, то затраты здесь можно снизить как минимум в четыре раза


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: