По мнению руководителя Федерального агентства, в инфраструктуру Москвы всегда вкладывалось больше денег, поэтому техническое состояние инженерных коммуникаций, жилого фонда в столице лучше, чем во многих регионах.
Кроме того, Москва тратит больше средств на социальную поддержку населения, приняв соответствующие законодательные акты. Так что процесс реформ здесь идет мягче.
Например, жилищные субсидии в столице получают все, у кого коммунальные платежи выше тринадцати процентов от совокупного дохода семьи.
По России этот уровень составляет 22 процента. При государственном федеральном стандарте 90 процентов в Москве до 2005 года уровень платежей граждан был ниже 60 процентов.
Стандарт — еше не факт...
В августе 2004 года правительство РФ приняло постановление о переходе в течение 2005 года (когда именно, решают сами субъекты Федерации) на стопроцентную оплату коммунальных услуг от федерального стандарта.
- Важно при этом понять, - подчеркнул Владимир Аверченко, - что федеральный стандарт - это некая планка, которая установлена правительством, чтобы спланировать бюджетное софинансирование субъектам Федерации. Кто не выполняет этот стандарт и устанавливает уровень платежей ниже, тот недополучает энную сумму из федерального бюджета и должен заплатить гражданам из своего кармана, отправив деньги в коммунальное хозяйство.
|
|
По существу федеральный стандарт - утвержденная правительством стоимость услуг на один квадратный метр. Но это вовсе не значит, что гражданин в этом случае оплачивает сто процентов фактических затрат. Аверченко уверяет, что последние три года стандарт оставался неизменным, чтобы дать возможность субъектам Федерации, которые осуществляют регулирование коммунальных тарифов, привести ситуацию на местах в соответствие с ним.
За что и сколько?
Не все граждане России одинаково пользуются услугами ЖКХ. Например, на селе их уровень составляет менее 20 процентов, в городе - 88 процентов. Поэтому повышение тарифов прежде всего бьет по карману жителей городов и поселков городского типа.
В среднем по России самая дорогая услуга для населения - отопление - 30,2%, горячее водоснабжение - 17,6%, водоснабжение и канализация -14,8%, газоснабжение - 5,9%, электроснабжение - 9,5%
Если посмотреть на таблицу инженерной инфраструктуры нашей страны, то самый «маленький» износ у жилья - в среднем по стране 45%, самый большой - у водохозяйства - 65,3%.
- Каждый знает, если туфли износились на 70%, их бессмысленно нести к сапожнику. В сфере ЖКХ, - подчеркнул Владимир Аверченко, - мы находимся перед такой критической чертой. Если не примем экстренных мер, то окажемся завтра без воды и тепла. Поэтому так важно объединить усилия государства, муниципалитетов, бизнеса и потребителей, чтобы сделать коммунальную сферу и комфортной, и приемлемой по цене.
|
|
Инициатива снизу
В этом году нам предстоит перейти в жилищно-коммунальной сфере на адресное субсидирование деньгами. Такая монетизация льгот в ЖКХ на территории страны фактически еще не происходит, за исключением двух субъектов Федерации - Татарстана и Тюменской области. Они самостоятельно приняли решение и осуществили монетизацию льгот. Можно сказать, что это своего рода эксперимент.
- С 1 января этого года Татарстан и Тюменская область, - пояснил Владимир Аверченко, - подняли тарифы до 100% и тут же увеличили социальную поддержку населению: выросло число субсидируемых и обеспечена адресность субсидий.
В этих регионах людям сначала объяснили, сколько денег они будут получать, и только потом выдали платежки. В Татарстане и вовсе за каждым чиновником закрепили по восемь семей и, пока он лично не переговорил с каждой, никаких мер не предпринималось.
Хуже тем, кто на грани...
- Увеличение тарифов на коммунальные услуги приведет к рост субсидий и числа тех, кто их получает. Мы ожидаем, - сказал Владимир Аверченко, - что количество субсидируемых до конца этого года увеличится с 13,5% до 17%.
В прошлом году 44 млн. россиян, или 1/3 населения нашей страны, получали льготы в ЖКХ. По сравнению с 2002 годом это количество снизилось на 5 млн. В стране действует сегодня 4200 центров по выплате жилищных субсидий, которые получали в прошлом году 13,5% семей. В общей сложности выплачено 35 млрд. рублей.
С ростом тарифов та категория граждан, которая получает сегодня субсидии, не пострадает. Хуже тем, кто рядом с этой гранью: право на субсидию нет, а доходы невелики. Вот по ним в основном и ударит повышение тарифов. Это, как сказал Аверченко, самая «болезненная группа» нашего населения. Он считает, что помочь ей могут сами субъекты Федерации, у них есть такой инструмент. В качестве примера была названа Москва, где субсидии выплачиваются всем, у кого платежи за коммунальные услуги превышают 13%. Это существенная помощь большой категории граждан. Но для того, чтобы снизить федеральный «порог» получения субсидий, скажем, на 2% (с 22% до 20%), нужно 30 млрд. рублей. Так что любое решение требует тщательных расчетов.
Руководитель Федерального агентства предостерег здесь от популистских решений, приведя в пример Ульяновскую область, где устанавливали минимальные платежи и долго не повышали их. В результате кредиторская задолженность по области к середине 2004 года составила 6 млрд. рублей и сравнялась с годовым бюджетом в области. Все коммунальное хозяйство было поставлено на грань краха. Население осталось без коммунальных услуг, а работники ЖКХ без зарплаты.
- Любое решение, - сказал Владимир Аверченко, - должно носить компромиссный характер между органами власти и населением-noтребителем. Его надо разъяснять и просчитывать, суммы должны быть обоснованными, а источник привлечения средств четким.