Задачи управления фармацевтической службы на разных уровнях (федеральный, муниципальный, организации)

ТЕМА 1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Лекция №1. Виды систем здравоохранения. Уровни управления фармацевтической службой. Задачи управления фармацевтической службы на разных уровнях (федеральный, муниципальный, организации)

Виды систем здравоохранения

Существуют следующие виды систем здравоохранения:

- государственная (федеральная);

- муниципальная;

- частная.

К государственной системе здравоохранения относят:

- государственные (федеральные) учреждения здравоохранения (федеральные больницы).

К муниципальной системе здравоохранения относят:

- муниципальные (городские) учреждения здравоохранения (муниципальные больницы).

- муниципальные аптечные организации.

К частной системе здравоохранения относят:

- частные медицинские организации (медицинские организации «Лотос», «Канон», стоматологические организации);

- частные аптечные сети и аптечные организации.

Большая востребованность выпускников фармацевтических колледжей, строгие требования работодателей к качеству и содержанию знаний выпускников, расширение сферы деятельности фармацевта, увеличение числа аптечных организаций, требуют высокого профессионального обучения фармацевтов.

Государственное регулирование.

Формальные институты, создающие законодательно правовую основу гарантий оказания фармацевтической помощи.

Институты - это правила, представляющие собой ограничения, которые люди принимают для взаимодействия между собой, определяя совокупность наиболее альтернативных возможностей экономики. Все институты неоднородны и делятся на две большие группы, формальные и неформальные.

Формальные институты.

Формальные институты, создающие законодательно-правовую основу гарантий оказания фарм.помощи. институты – правила представляющие собой ограничения, которые люди принимают для взаимодействия между собой, определяя совокупность наиболее альтернативных возможностей экономики. Все институты неоднородны и делятся на 2 большие группы: формальные и неформальные.

Формальные правила:

- Конституция.

- Общее право.

- ФЗ.

- Прикладные стандарты (отраслевые).

Неформальные правила:

- Культура и традиция.

- Фармацевтическая и деонтология (отношения между фармацевтом и покупателем, отношения в коллективе).

- Деловая этика.

Организации:

1. Государство, Министерство.

2. Ведомства, регулирующие отношении на фармацевтическом рынке.

3. Производители фармацевтической и парафармацевтической продукции.

4. Организации - системы распределения и потребления на фармацевтическом рынке (оптовое и розничное звено, логистические посредники, институциональные потребители: школы, садики, санатории).

5. Организации системы фармацевтической организации (информационные центры - 074).

6. Общественные фармацевтические организации.

Механизмы взаимодействия на фармацевтическом рынке между организациями:

1. Рыночные: обмен; конкуренция; партнерство; контракт; легализм - исполнение закона.

2. Административные взаимодействия: власть, регулирование, подчинение, принуждение.

Государственное регулирование

Одним из основных правил институтов является Конституция РФ: основной закон государства, основной нравственный ориентир справедливости нашего общества.

В Конституции РФ записано, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Гарантии прав на охрану здоровья и медицинскую помощь регламентированы в Конституции РФ.

Особое значение для фармацевтической отрасли имеют следующие положения Конституции:

1. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским опытам.

3. Каждый имеет право на охрану здоровья и мед помощь. Мед помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств бюджета и страховых взносов.

4. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Принимаются меры по развитию государственной муниципальной и частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры, спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Уровни управления фармацевтической службой

 

Государственную политику в области здравоохранения определяют законодательные органы Российской Федерации. В составе Думы образован Комитет по охране здоровья и спорта, имеющий подкомитет по организации фармацевтической деятельности и лекарственному обеспечению населения. Это федеральные органы управления фармацевтической службой.

К федеральным органам относятся Правительство РФ и Президент РФ - это исполнительная власть, которые руководят реализацией федеральной государственной политики.

Государственную политику проводит подкомитет по организации фармдеятельности, в задачи которого входит разработка нормативных правовых документов - законов, постановлений.

Государственная политика Правительства РФ, в рамках регулирования сферы оказания фармацевтической помощи, в обязательном порядке реализуется через органы исполнительной власти первых трех уровней:

- федеральном уровне;

- субъектов Федерации (межрегиональном);

- территориальном;

- отдельными организациями.

 

Задачи управления фармацевтической службы на разных уровнях (федеральный, муниципальный, организации)

Министерство здравоохранения РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ» Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий

Руководство Министерства здравоохранения РФ состоит:

1. Министр.

2. Заместители министра.

3. Помощники и советники министра.                  

МЗ РФ состоит из департаментов, одним из них является - департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращений медицинских изделий.

На основании и исполнении, действующих федеральных законов РФ, актов Президента и Правительства РФ, Министерство здравоохранения осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных законов, включая фармацевтическую помощь, качество, эффективность и безопасность ЛС.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Кроме МЗРФ, осуществляет контроль на федеральном уровне Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Основными функциями данной службы являются:

- организация и осуществление контроля в сфере здравоохранения, в том числе за медицинской деятельностью и деятельностью в сфере обращения ЛС.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет надзор (Росздравнадзор) за фармацевтической деятельностью и контроль за проведением экспертизы качества, эффективности и безопасности ЛС, а так же за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования ЛС и изделий медицинского назначения, а так же контроль за ценообразованием ЛС и ИМН.

Росздравнадзор возглавляет руководитель, назначаемый Правительством РФ.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Челябинской области осуществляет надзор (Росздравнадзор, пл. Мопра 8) за фармацевтической деятельностью и контроль за проведением экспертизы качества, эффективности и безопасности ЛС, а так же за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования ЛС и изделий медицинского назначения, а так же контроль за ценообразованием ЛС и ИМН.

Многообразие названий органов управления фармацевтической службой (управление, комитет, департамент, палата) и их подчиненности свидетельствует о различных функциях, выполняемых ими и различной степени ответственности за качество лекарственного обеспечения. 

Переход фармацевтических организаций на рыночные отношения, расширение прав и самостоятельности, изменили характер взаимоотношений с органами управления фармацевтической службой, действовавшей при планово-административной системе.

Органы управления фармацевтической службой в субъектах РФ.

В настоящее время органы управления фармацевтической службой в субъектах РФ (область) представлены тремя видами:

- самостоятельный орган управления при органах исполнительной власти субъектов РФ (МЗ ЧО);

- управление в составе органа управления здравоохранения (комитет, департамент или отдел;

 - государственное торгово-производственное предприятие, объединяющее аптечный склад с функциями управления и административный аппарат.

Министерство здравоохранения Челябинской области.

На территориальном и региональном уровнях, контроль за фармацевтической деятельностью осуществляет Министерство здравоохранения Челябинской области по адресу: г.Челябинск, ул. Кирова,7. Министр здравоохранения Челябинской области Кремлев Сергей Леонидович.

В Министерство здравоохранения Челябинской области входит Управление лекарственного обеспечения населения области. Данное управление МЗ ЧО осуществляет лицензирование фармацевтической деятельности коммерческих аптек Челябинской области. МЗЧО контролирует правильность формирования цен ЛС, изделий медицинского назначения, организует проверки качества ЛС, контролирует соблюдение правил изготовления, хранения, учета, отпуска и реализации ЛС в фармацевтических организациях и учреждениях здравоохранения Челябинской области. Так же осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности (медицинскую и фармацевтическую) и деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ.

На уровне города контроль за фармацевтической деятельностью осуществляется Управлением здравоохранения города Челябинска, где имеется фармацевтический отдел (ул. Свободы, 124).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: