Контрольные работы к теме 6

Исследование некоторых аспектов мотивации работников организации

Методические указания.

Проведите анкетный опрос с целью оценки степени влияния гигиенических и мотивационных факторов на поведение работников в организации, используя макет таблицы и перечень приводимых ниже вопросов. Предварительно сгруппируйте факторы.

Для повышения качества анкетирования целесообразно опросить либо не­сколько человек каждого структурного подразделения исследуемого объекта (орга­низации), либо не менее 40% сотрудников одного из подразделений (численность подразделения не менее 30 человек). Если численность рассматриваемой организа-

ции мала (30 и менее человек), выборка также должна составлять не менее 40%. Перечень вопросов для проведения анкетирования.

1) Профессиональная категория:

□ Рабочий

□ Специалист

□ Руководитель

□ Обслуживающий персонал

2) Возраст

3) Пол

□ Ж

□ М

4) Образование

□ Среднее специальное

□ Высшее

5) Удовлетворяет ли Вас размер оплаты труда в данной организации?

□ 1) Да, полностью

□ 2) Удовлетворяет в основном

□ 3) В целом, нет, но обеспечивает необходимый прожиточный минимум

□ 4) Не удовлетворяет полностью

□ 5) Затрудняюсь ответить

6) Какие из ниже перечисленных факторов могли бы заставить трудиться Вас более интен­сивно, с большей отдачей (более производительно), а какие сделали бы Вашу работу при­влекательной, удобной, комфортной? Возможен выбор двух вариантов ответа, если один и тот же фактор относиться к обоим утверждениям, поставьте галочку в обеих колонках.

Факторы Заставляют Делают И то, Затрудняюсь
    работать с большей отдачей работу более привлека­тельной и дру­гое ответить
1 Хорошая заработная плата        
2 Значительные дополнительные льготы        
3 Участие в прибыли фирмы        
4 Успешное выполнение работы        
5 Признание и одобрение результатов работы со стороны руководства        
6 Продвижение по службе        
7 Моральные поощрения, грамоты и т.п        
8 Интересная работа, возможность са­мореализации        
9 Сложная и трудная работа        
10 Высокая степень ответственности        
11 Удобный график работы (режим труда и отдыха)        
12 Хорошие условия труда        
13 Хорошие взаимоотношения с руково­дством        
14 Работа с людьми, которые нравятся        

 

На основе проведённого опроса составьте отчёт, в котором проведите анализ полученных данных. Результаты оформите в виде таблиц, графиков, диаграмм.

В отчёте должны быть представлены не только абсолютные и относи­тельные соотношения по полу, возрасту, категориям работников и факторам мотивации и гигиены, но и более сложные зависимости. Например, требуется выявить воздействие факторов мотивации и гигиены по каждой категории ра­ботников, образованию и полу. Или охарактеризовать тех опрошенных, для ко­торых мотиваторами являются факторы окружения, (если это будет выявлено в результате опроса).

Рассчитайте индекс удовлетворённости оплатой труда в организации, ис­пользуя следующую шкалу:

Да, полностью удовлетворяет                     1

Удовлетворяет в основном 0,5 В целом, нет, но обеспечивает прожиточный

минимум                                                   -0,5

Не удовлетворяет полностью                     -1

Затрудняюсь ответить                                 0

Количество ответов по каждому варианту переводится в проценты (доля рес­пондентов от общего числа опрошенных работников) и умножается на соответст­вующий вес (от -1 до 1). Все результаты оформляются в виде таблицы (табл.6.3).

Таблица 6.3 - Удовлетворённость уровнем заработной платы

Варианты ответов Вес от­вета Кол-во Респондентов Доля респондентов от общего числа, в % Доля респондентов с учётом весов, гр.2* гр.4
1 2 3 4 5
Да, полностью 1 8 44,4 44,4
устраивает        
В основном, да 0,5 4 22,2 11,1
В основном, нет -0,5 4 22,2 -11,1
Не устраивает полностью -1 - - -
Затрудняюсь от­ветить 0 2 11,1 0
Итого:   18 100 44,4
1узп       0,44

Индекс удовлетворённости оплатой труда составит: 0< 1узп <0,5, 0<0,44<0,5


 

Общие результаты по таблице шестого вопроса необходимо представить сле­дующим образом (табл.6.4):

Таблица 6.4 - Общая оценка воздействия различных характеристик работы на специалистов и руководителей, в % от общего числа опрошенных

факторы Заставляют рабо­тать с большей от­дачей Делают работу бо­лее привлекатель­ной И то, и другое затрудняются с ответом
гигиенические        
мотивации        

 

Литература:

Основная - 1, 2, 4, 5, 6. Дополнительная: 17, 22, 24, 27, 30, 32.

ТЕМА 7. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ 7.1. Сущность функции контроля

Функция контроля в широком смысле это процесс обеспечения дости­жения целей организации. В узком смысле - это процесс проверки и сопостав­ления фактических результатов с заданными. Задачи контроля:

- уменьшение неопределённости;

- предупреждение возникновения кризисных ситуаций;

- поддержание успеха организации;

- обеспечение широты контроля.

В качестве объекта контроля в организации выступают: ресурсы, под­системы, функции управления.

В зависимости от стадии осуществления функции контроля выделяют следующие его виды:

1. Предварительный контроль.

2. Текущий контроль.

3. Заключительный контроль.

Процесс контроля (модель процесса контроля) включает в себя следующие этапы:

1. Установление стандартов и нормативов.

2. Сопоставление фактических значений выбранных параметров с критериями (стандартами, нормативами).

3. Корректирующие мероприятия.

Существуют два подхода к разделению контроля на внешний и внутрен­ний. В обоих случаях внутренний контроль имеет место, когда его субъект и объект находятся в одной системе, внешний - в разных системах.

В соответствии с первым подходом, основу внешнего и внутреннего кон­троля составляют:

1. внешние стандарты и нормы;

2. внутренние (корпоративные) стандарты;

3. стандарты на технологии бизнес-процессов.

Второй подход предполагает, что внешний контроль производится адми­нистрацией или сотрудниками предприятия, а внутренний - самими исполните­лями.

7.2. Поведенческий аспект контроля

Поведенческий аспект контроля заключается не только в оценивании и регулировании поведения членов организации, но и в осуществлении условий для самооценки и саморегулирования. Сущность процесса контроля трудовых ресурсов сводится к следующим этапам:

1. Выработка стандартов поведения, соответствующих миссии и политике организации.

2. Определение круга контролируемых параметров и нормативов для оценки результатов труда всех категорий, занятых в организации.

3. Оценка отклонений в линии поведения работников от принятых стан­дартов и нормативов.

4. Разработка средств и методов внешнего стимулирования труда и их ис­пользования для регулирования поведения персонала.

5. Создание условий для внутреннего стимулирования, саморегулирова­ния.

К видам контроля трудовых ресурсов относят:

- линейный контроль;

- функциональный контроль;

- групповой контроль;

- самоконтроль (внутренний контроль).

При выборе вида контроля, объёмов контролируемых параметров, по­строении организационных механизмов контроля необходим учёт следующих факторов, влияющих на поведение персонала:

1. Тип производства.

2. Тип организационной структуры (высокая или плоская),

3. Объём делегированных полномочий.

Важным элементом контроля исполнения работниками своих функций является технология документального обеспечения организации с установлени­ем сроков исполнения документов.

7.3.Эффективность контроля и пути его повышения

Эффективность функции контроля может быть оценена по степени достижения организацией своих целей.

Для того, чтобы контроль мог выполнить свою основную задачу, (т.е. обеспечить достижение целей организации), он должен обладать несколькими свойствами:

1. Стратегическая направленность функции контроля.

2. Ориентация функции контроля на результаты.

3. Соответствие функции контроля объектам контроля.

4. Периодичность контроля.

5. Экономичность функции контроля.

6. Гибкость функции контроля.

7. Простота функции контроля.

8. Обеспечение функции контроля.

Последнее свойство функции контроля обуславливает необходимость по­строения в организации информационно-управляющих систем (ИУС) - фор­мальных систем, снабжающих руководство информацией, необходимой ему для принятия управленческих решений. Совершенствованию ИУС в последние десятилетия способствует применение электронной обработки данных. Одним из мощных программных комплексов по управлению предприятием, получаю­щим распространение в настоящее время, является ЕКР (Еп^егрпве Кевоигсе Р1апшп§).

Ключевые понятия


 


 


функция контроля задачи контроля объект контроля этапы контроля виды контроля предварительный контроль текущий контроль заключительный контроль внутренний контроль внешний контроль поведенческий аспект контроля виды контроля трудовых ресурсов линейный контроль функциональный контроль групповой контроль самоконтроль

эффективность функции контроля свойства функции контроля стандарты

информационно-управляющих систем (ИУС)


 


 










Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание функции контроля в организации.

2. Что может рассматриваться в качестве объекта контроля в организации?

3. Какие виды контроля вам известны?

4. Назовите основные этапы контроля в организации.

5. С чем связанна необходимость рассмотрения поведенческого аспекта кон­троля в организации?

6. Каковы основные этапы процесса контроля трудовых ресурсов в органи­зации?

7. Какие существуют виды контроля поведения персонала в организации?

8. Каким образом оценивается эффективность контроля в организации?

9. Что такое внутренний и внешний контроль в организации? Особенности реализации внешнего и внутреннего контроля.

10. Какими свойствами должен обладать контроль, чтобы реализовать свою основную задачу?

Упражнения

Упражнение № 1.

Приведите примеры предварительного, текущего и итогового контроля в учебном заведении.

Упражнение №2.

Успех контроля в организации отчасти зависит от наличия так называе­мой защиты от хитреца, т.е. от того, кто ничего не делая, пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству не то, что есть на самом деле, а то, что оно желало бы видеть. Чем выше степень бюрократизации управления, тем чаще подобное, ориентированное на кон­троль поведение сотрудников, имеет место. Особенно часто это бывает при отсутствии чётко определённых нормативов работы и невозможности дать её результатам объективную оценку.

Придумайте варианты защиты от хитреца в учебном заведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: