Общая оценка ребенка в ситуации обследования:
- описание поведения ребенка (напряженность, скованность, равнодушие, высокая отвлекаемость);
- умение войти в контакт (ориентированность на совместную работу-отказ от деятельности);
- понимание и принятие заданий;
- анализ особенностей эмоциональной сферы (повышенный или пониженный фон настроения, эмоциональная возбудимость – холодность, безучастность);
- наличие страхов, тиков, навязчивых движений, заикания, быстрой речи.
Сформированность функций программирования и контроля:
- самостоятельное выполнение предлагаемых заданий; со зрительной опорой; с использованием речи;
- возможность самостоятельного исправления допущенных ошибок;
- эффективность переключения при ломке выработанного стереотипа;
- потеря смысла инструкции по мере выполнения задания;
- недоступность выполнения задания
Развитие моторных функций (динамическая и кинестетическая организация движений):
- усвоение программы с первого (второго) показа, совместно, по речевой инструкции;
|
|
- сбои, персеверации, сужение программы, инертный стереотип;
- ошибки при межполушарном переносе движения, замена движений, элементов, пальцев, зеркальность;
- нарушение координации, изолированность движений; пространственно-кинестетические ошибки;
- недоступность выполнения.
Пространственные отношения:
- пространственные ошибки (путает правую и левую руку), но самостоятельно их исправляет;
- инертность движений; грубые нарушения воспроизведения;
- искажение фигур и их частей в графических пробах, возможность исправления ошибок (самостоятельно, после наводящих вопросов, совместно с психологом);
- замену предлогов при определении взаимоотношений объектов в пространстве;
- недоступность выполнения заданий.
Восприятие:
- нарушения зрительного восприятия (зеркальность, фрагментарность, высокая импульсивность, нарушение номинативной функции речи);
- нарушения слухового восприятия (ошибки при воспроизведении ритмов, искажение структуры ритма в ходе его выполнения); инертный стереотип;
- забывание заданного ритма (слабость акустических следов);
- трудности выполнения ритмов по инструкции (нарушения произвольной функции движений).
Внимание:
- ограниченный объем – малое количество просмотренных знаков (трудности сосредоточения, наличие флуктуаций; быстрая утомляемость);
- низкая способность к переключению и распределению внимания – обилие ошибок при выполнении заданий (подвижность – инертность нервных процессов, истощаемость).
Память слухо-речевая:
- ограниченный объем кратковременной памяти;
|
|
- количество и характер допущенных ошибок (новые слова, побочные ассоциации, нарушения порядка слов);
- низкая продуктивность отсроченного воспроизведения;
- инертность речевых следов.
Память зрительная:
- число удержанных стимулов;
- количество и характер допущенных ошибок (пространственные ошибки, искажение фигур, изменение порядка, реверсия);
- грубые ошибки при воспроизведении фигур (незрелость зрительно-пространственных операций, нарушение программирования и контроля);
Мышление:
- уровень развития обобщений (в наглядно-дейтсвенном и речевом планах);
- сформированность логического мышления (понимание последовательности событий, установление связей и отношений между понятиями, критичность);
- динамика мыслительной деятельности (скачки, инертность, соскальзывание), самостоятельность, инициативность;
- недоразвитие умственного плана действий (речь улучшает – не улучшает выполнение).
Исследование речевых функций:
Экспрессивная речь:
- задержка формирования моторного праксиса, выраженного в нечеткости произношения;
- недостатки фонематического слуха (путает парные фонемы);
- выраженность речевой активности (слабая, адекватная, чрезмерная);
- малый словарный запас, низкая степень развернутости ответа;
- трудности в подборе слов и их употреблении; построении фраз; пересказе;
- наличие аграмматизмов.
Импрессивная речь:
- нарушение понимания действий, производимых с предметами;
- трудности понимания сложных речевых высказываний, логико-грамматических конструкций;
Ассоциативная речь:
- количество ассоциаций, скорость их образования, соответствие ключевому слову.
Характерные ошибки при письме, чтении и счете:
- пропуск букв, их замена; частые ошибки, неаккуратное выполнение задания, много исправлений, зачеркиваний;
- грубые ошибки, связанные с плохим усвоением грамматических правил, большое их количество;
- ошибки при написании отдельных элементов букв, слов, цифр;
- нарушение произношения звуков, смешение близких по произношению звуков;
- ошибки при чтении сложных слов, рассказов; угадывание слова по первым буквам; понимание смысла прочитанного;
- ошибки при устном счете; ошибки при выборе действия.
Личностные характеристики:
Общительность-замкнутость; уверенность в себе - неуверенность в себе; склонность к лидерству – уступчивость, покорность; склонность к риску, беспечность – осторожность, осмотрительность; добросовестность – безответственности; социальная смелость – робость, застенчивость; самостоятельность – независимость от внешних оценок – чувствительность; зависимость от других; тревожность – спокойствие; хорошее понимание социальных нормативов, высокий самоконтроль – низкий самоконтроль; расслабленность – напряженность.
Учебная мотивация:
- отсутствие инициативы в сфере познания (инфантилизм, выраженность детских интересов, избегание усилие);
- слабая ориентация на оценку, отсутствие переживаний по поводу школьных неудач;
- сниженный уровень притязаний, нестойкость мотивации;
- крайне низкая направленность на познавательную деятельность.
Темп работы и работоспособность:
- замедленность темпа психической деятельности;
- низкая продуктивность работы (малый объем выполнения задания);
- повышенная утомляемость, истощаемость;
- сниженная интеллектуальная продуктивность;
- колебания функционального состояния в процессе обследования (ухудшение - улучшение).
Оценка общего уровня психического развития ребенка (Н. А. Русина и В. А. Урываев ) [2]
Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н.А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность - феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое - широкое, толстое - худое, нежное -грубое, красивое - неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности. Также стоит обратить внимание на речь ребенка, а также социальное поведение ребенка [3]
|
|
Схема наблюдения.
Невербальные проявления: оценка соматотипа ребенка (астенический, пикнический, атлетический); оценка половой зрелости (маскулинность – феминность); оценка позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная); оценка лица; оценка мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная); оценка состояния кожи, чистоты тела, социального оформления внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.)
Оценка речи ребенка. В речи выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Оцениваются следующие параметры речи – голос (монотонный–красочный), темп (быстрый–замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарный запас, используемый ребенком (богатый–бедный, разговорный-изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.
Оценка социального поведения ребенка. При оценке следует обращать внимание на:характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);уровень социальной активности (адекватная–неадекватная ситуации);проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, и т.д.
Приложение 1
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ [4]
I. Общая характеристика возрастного развития
Физическое развитие_________________________________________________
Внешний вид __________________________________________________
3. Двигательная активность________________________________________
4. Крупная моторика _______________________________________
5. Мелкая моторика _______________________________________
6. Темп деятельности ________________________________________
7. Организация деятельности _______________________________
8. Стеничность ________________________________________________
9. Произвольность____________________________________________________
10. Регуляция_______________________________________________________
11. Обучаемость _____________________________________________________
12. Реакция на обследование____________________________________________
II. Познавательное развитие
1. Восприятие ________________________________________________________
2. Мышление ________________________________________________________
форма мыслительной деятельности (ФМД) ______________________________
словесно-логическое мышление _____________________ ___________________
диалектическое (оппозиционное) мышление______________________________
моделирование _______________________________________________________
систематизация _____________________________________________________
3.Воображение_______________________________________________________
4. Память ____________________________________________________________
5. Речь _____________________________________________________________
6. Внимание__________________________________________________________
III. Личностно-эмоциональное развитие
1. Личностная активность______________________________________________
2. Личностная направленность __________________________________________
3. Эмоциональный фон ________________________________________________
4. Фактор эмоционального напряжения (ФЭН) ____________________________
эмоциональная возбудимость __________________________________________
эмоциональная заторможенность ______________________________________
ситуативная реактивность______________________________________________
5. Самооценка__________________________________________________________
6. Уровень притязаний___________ _______ _______________________________
7. Ценностные ориентации _____________________________________________
IV. Коммуникативное развитие
1. Особенности общения в ситуации обследования _________________________
2. Особенности общения с родителями (семья) ____________________________
3. Особенности общения с воспитателями и педагогами _____ _______________
4. Особенности общениясо сверстниками____ ____ ________________________
5. Социальный статус в группе сверстников_______________________________
V. Детская компетентность
1. Конструирование / моделирование_____________________________________
2. Изобразительно-графическая деятельность _____________________________
3. Игровая деятельность________________________________________________
4. Учебная деятельность_______________________________________________
VI. Готовность к школе ______________________________________________
VII. Особенности развития
_____________________________________________________________________________
VIII. Проблемы развития
____________________________________________________________________________
IX. Рекомендации
_________________________________________________________________________________________________________
Приложение2
Образец заключения, написанный магистранткой 2 года обучения Гришиной Людмилой Николаевной