Критерии оценки при оформлении заключения

Общая оценка ребенка в ситуации обследования:

- описание поведения ребенка (напряженность, скованность, равнодушие, высокая отвлекаемость);

- умение войти в контакт (ориентированность на совместную работу-отказ от деятельности);

- понимание и принятие заданий;

- анализ особенностей эмоциональной сферы (повышенный или пониженный фон настроения, эмоциональная возбудимость – холодность, безучастность);

- наличие страхов, тиков, навязчивых движений, заикания, быстрой речи.

Сформированность функций программирования и контроля:

- самостоятельное выполнение предлагаемых заданий; со зрительной опорой; с использованием речи;

- возможность самостоятельного исправления допущенных ошибок;

- эффективность переключения при ломке выработанного стереотипа;

- потеря смысла инструкции по мере выполнения задания;

- недоступность выполнения задания

Развитие моторных функций (динамическая и кинестетическая организация движений):

- усвоение программы с первого (второго) показа, совместно, по речевой инструкции;

- сбои, персеверации, сужение программы, инертный стереотип;

- ошибки при межполушарном переносе движения, замена движений, элементов, пальцев, зеркальность;

- нарушение координации, изолированность движений; пространственно-кинестетические ошибки;

- недоступность выполнения.

Пространственные отношения:

- пространственные ошибки (путает правую и левую руку), но самостоятельно их исправляет;

- инертность движений; грубые нарушения воспроизведения;

- искажение фигур и их частей в графических пробах, возможность исправления ошибок (самостоятельно, после наводящих вопросов, совместно с психологом);

- замену предлогов при определении взаимоотношений объектов в пространстве;

- недоступность выполнения заданий.

Восприятие:

- нарушения зрительного восприятия (зеркальность, фрагментарность, высокая импульсивность, нарушение номинативной функции речи);

- нарушения слухового восприятия (ошибки при воспроизведении ритмов, искажение структуры ритма в ходе его выполнения); инертный стереотип;

- забывание заданного ритма (слабость акустических следов);

- трудности выполнения ритмов по инструкции (нарушения произвольной функции движений).

Внимание:

- ограниченный объем – малое количество просмотренных знаков (трудности сосредоточения, наличие флуктуаций; быстрая утомляемость);

- низкая способность к переключению и распределению внимания – обилие ошибок при выполнении заданий (подвижность – инертность нервных процессов, истощаемость).

Память слухо-речевая:

- ограниченный объем кратковременной памяти;

- количество и характер допущенных ошибок (новые слова, побочные ассоциации, нарушения порядка слов);

- низкая продуктивность отсроченного воспроизведения;

- инертность речевых следов.

Память зрительная:

- число удержанных стимулов;

- количество и характер допущенных ошибок (пространственные ошибки, искажение фигур, изменение порядка, реверсия);

- грубые ошибки при воспроизведении фигур (незрелость зрительно-пространственных операций, нарушение программирования и контроля);

Мышление:

- уровень развития обобщений (в наглядно-дейтсвенном и речевом планах);

- сформированность логического мышления (понимание последовательности событий, установление связей и отношений между понятиями, критичность);

- динамика мыслительной деятельности (скачки, инертность, соскальзывание), самостоятельность, инициативность;

- недоразвитие умственного плана действий (речь улучшает – не улучшает выполнение).

Исследование речевых функций:

Экспрессивная речь:

- задержка формирования моторного праксиса, выраженного в нечеткости произношения;

- недостатки фонематического слуха (путает парные фонемы);

- выраженность речевой активности (слабая, адекватная, чрезмерная);

- малый словарный запас, низкая степень развернутости ответа;

- трудности в подборе слов и их употреблении; построении фраз; пересказе;

- наличие аграмматизмов.

Импрессивная речь:

- нарушение понимания действий, производимых с предметами;

- трудности понимания сложных речевых высказываний, логико-грамматических конструкций;

Ассоциативная речь:

- количество ассоциаций, скорость их образования, соответствие ключевому слову.

Характерные ошибки при письме, чтении и счете:

- пропуск букв, их замена; частые ошибки, неаккуратное выполнение задания, много исправлений, зачеркиваний;

- грубые ошибки, связанные с плохим усвоением грамматических правил, большое их количество;

- ошибки при написании отдельных элементов букв, слов, цифр;

- нарушение произношения звуков, смешение близких по произношению звуков;

- ошибки при чтении сложных слов, рассказов; угадывание слова по первым буквам; понимание смысла прочитанного;

- ошибки при устном счете; ошибки при выборе действия.

Личностные характеристики:

Общительность-замкнутость; уверенность в себе - неуверенность в себе; склонность к лидерству – уступчивость, покорность; склонность к риску, беспечность – осторожность, осмотрительность; добросовестность – безответственности; социальная смелость – робость, застенчивость; самостоятельность – независимость от внешних оценок – чувствительность; зависимость от других; тревожность – спокойствие; хорошее понимание социальных нормативов, высокий самоконтроль – низкий самоконтроль; расслабленность – напряженность.

Учебная мотивация:

- отсутствие инициативы в сфере познания (инфантилизм, выраженность детских интересов, избегание усилие);

- слабая ориентация на оценку, отсутствие переживаний по поводу школьных неудач;

- сниженный уровень притязаний, нестойкость мотивации;

- крайне низкая направленность на познавательную деятельность.

Темп работы и работоспособность:

- замедленность темпа психической деятельности;

- низкая продуктивность работы (малый объем выполнения задания);

- повышенная утомляемость, истощаемость;

- сниженная интеллектуальная продуктивность;

- колебания функционального состояния в процессе обследования (ухудшение - улучшение).

 

Оценка общего уровня психического развития ребенка (Н. А. Русина и В. А. Урываев ) [2]

 

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н.А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетичес­кий), половой зрелости (маскулинность - феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавлен­ная), лица (узкое - широкое, толстое - худое, нежное -грубое, красивое - неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности. Также стоит обратить внимание на речь ребенка, а также социальное поведение ребенка [3]

Схема наблюдения.

Невербальные проявления: оценка соматотипа ребенка (астенический, пикнический, атлетический); оценка половой зрелости (маскулинность – феминность); оценка позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная); оценка лица; оценка мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная); оценка состояния кожи, чистоты тела, социального оформления внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.)

Оценка речи ребенка. В речи выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Оцениваются следующие параметры речи – голос (монотонный–красочный), темп (быстрый–замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарный запас, используемый ребенком (богатый–бедный, разговорный-изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

Оценка социального поведения ребенка. При оценке следует обращать внимание на:характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);уровень социальной активности (адекватная–неадекватная ситуации);проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, и т.д.

Приложение 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ [4]

I. Общая характеристика возрастного развития

Физическое развитие_________________________________________________

Внешний вид __________________________________________________

3. Двигательная активность________________________________________

4. Крупная моторика _______________________________________

5. Мелкая моторика _______________________________________

6. Темп деятельности ________________________________________

7. Организация деятельности _______________________________

8. Стеничность ________________________________________________

9. Произвольность____________________________________________________

10. Регуляция_______________________________________________________

11. Обучаемость _____________________________________________________

12. Реакция на обследование____________________________________________

II. Познавательное развитие

1. Восприятие ________________________________________________________

2. Мышление ________________________________________________________

форма мыслительной деятельности (ФМД) ______________________________

словесно-логическое мышление _____________________ ___________________

диалектическое (оппозиционное) мышление______________________________

моделирование _______________________________________________________

систематизация _____________________________________________________

3.Воображение_______________________________________________________

4. Память ____________________________________________________________

5. Речь _____________________________________________________________

6. Внимание__________________________________________________________

III. Личностно-эмоциональное развитие

1. Личностная активность______________________________________________

2. Личностная направленность __________________________________________

3. Эмоциональный фон ________________________________________________

4. Фактор эмоционального напряжения (ФЭН) ____________________________

эмоциональная возбудимость __________________________________________

эмоциональная заторможенность ______________________________________

ситуативная реактивность______________________________________________

5. Самооценка__________________________________________________________

6. Уровень притязаний___________ _______ _______________________________

7. Ценностные ориентации _____________________________________________

IV. Коммуникативное развитие

1. Особенности общения в ситуации обследования _________________________

2. Особенности общения с родителями (семья) ____________________________

3. Особенности общения с воспитателями и педагогами _____ _______________

4. Особенности общениясо сверстниками____ ____ ________________________

5. Социальный статус в группе сверстников_______________________________

V. Детская компетентность

1. Конструирование / моделирование_____________________________________

2. Изобразительно-графическая деятельность _____________________________

3. Игровая деятельность________________________________________________

4. Учебная деятельность_______________________________________________

VI. Готовность к школе ______________________________________________

VII. Особенности развития

_____________________________________________________________________________

VIII. Проблемы развития

____________________________________________________________________________

IX. Рекомендации

_________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение2

Образец заключения, написанный магистранткой 2 года обучения Гришиной Людмилой Николаевной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: