Порядок выполнения выпускной квалификационной работы

Выполнение выпускной квалификационной работы включает в себя следующие этапы:

1. Выбор темы и согласование ее с научным руководителем;

2. Составление плана выполнения ВКР и согласование его с руководителем (календарно-тематический план);

3. Подбор и изучение литературных источников по теме выпускной квалификационной работы;

4. Сбор и анализ практического материала;

5. Написание и оформление работы;

6. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы;

7. Защита выпускной квалификационной работы.

 

 

Выбор темы выпускной квалификационной работы

  Распределение и закрепление тем производит преподаватель. При закреплении темы соблюдается принцип: одна тема – один студент (Приложение 1).

При закреплении темы Вы имеете право выбора по выполнению работы по той или иной теме из предложенного списка. Документальное закрепление тем производится посредством внесения Вашей фамилии в утвержденный зам. директором по УНИР приказ. Данный перечень тем ВКР с конкретными фамилиями студентов хранится у преподавателя. Самостоятельно изменить тему ВКР Вы не можете.

Получение индивидуального задания

После выбора темы выпускной квалификационной работы преподаватель выдает Вам задание и календарный план выполнения ВКР установленной формы (Приложение 2).

Обращаем внимание, что индивидуальное задание Вы должны получить не позднее, чем за 2 месяца до выполнения выпускной квалификационной работы.

 

Составление плана подготовки выпускной квалификационной работы

 

В самом начале работы очень важно вместе с руководителем составить план выполнения ВКР. При составлении плана Вы должны вместе уточнить круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определить необходимую литературу. ОБЯЗАТЕЛЬНО составить рабочую версию содержания ВКР по разделам и подразделам.

Внимание! Во избежание проблем, при подготовке выпускной квалификационной работы Вам необходимо всегда перед глазами иметь:

1. Задание и календарный план выполнения выпускной квалификационной работы (Приложение 2).

Запомните: своевременное выполнение каждого этапа выпускной квалификационной работы - залог Вашей успешной защиты.

Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов

 по выбранной теме

 

    Прежде чем приступить к разработке содержания выпускной квалификационной работы, очень важно изучить различные источники (законы, ГОСТы, ресурсы Интернет, учебные издания и др.) по заданной теме.

    Процесс изучения учебной, научной, нормативной, технической и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления, конспектирования основных положений, кратких тезисов, необходимых фактов, цитат, что в результате превращается в обзор соответствующей книги, статьи или других публикаций.

От качества Вашей работы на данном этапе зависит качество работы по факту её завершения.

    Внимание! При изучении различных источников очень важно все их фиксировать сразу. В дальнейшем данные источники войдут у Вас в список используемой литературы.

Практический совет: создать в своем компьютере файл «Литература по ВКР» и постепенно туда вписывать исходные данные любого источника, который Вы изучали по теме выпускной квалификационной работы. Чтобы не делать работу несколько раз, внимательно изучите требования к составлению списка источников и литературы (Приложение 6,7).

Результат этого этапа выпускной квалификационной работы – это сформированное понимание предмета исследования, логически выстроенная система знаний сущности самого содержания и структуры исследуемой проблемы.

Итогом данной работы может стать необходимость отойти от первоначального плана, что, естественно, может не только изменить и уточнить структуру, но качественно обогатить содержание выпускной квалификационной работы.

 

Разработка содержания выпускной квалификационной работы

Требования к содержанию выпускной квалификационной работы:

 

- направленность проблемы на получение актуального психолого-педагогического знания;

-  представленность в работе всех структурных элементов исследования;

-  соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы теме исследования;

- обоснование выбора методов исследования;

- доказательность теоретических основ исследования: обоснование и раскрытие возможных подходов к исследованию проблемы, рассмотрение основных ее аспектов;

- наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности проблемы исследователем;

- использование в экспериментальной части исследования обоснованного комплекса методов и методик, способствующих раскрытию сути проблемы;

- целостность исследования, которая проявляется в связанности теоретической и экспериментальной его частей;

- перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших исследований;

- достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников;

- культура оформления.

Выпускная квалификационная работа имеет ряд структурных элементов: введение, теоретическая часть (состоящая из трех пунктов), практическая часть (состоящая из трех пунктов), заключение, списка используемой литературы, 5 приложений.



Разработка введения

1. Введение содержит общую характеристику работы: актуальность, противоречия, проблему, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи исследования, методы, методологическую и теоретическую основу исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, личный вклад автора в исследование, структуру ВКР.

Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема выпускной квалификационной работы.

Актуальность исследования (почему это следует изучать?) Актуальность исследования рассматривается с позиций важности в данный момент и в данной ситуации развития психолого-педагогической науки и практики. Отражает значимость проведения данного исследования в трех направлениях:

· социально-педагогическом – необходимость решения данной проблемы для развития социума и культуры в целом;

· научно-теоретическом – степень достаточности изученности данной проблемы в научных исследованиях;

· научно-методическом – важность решения данной проблемы для практики работы образовательного учреждения.

В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных трудах (философов, педагогов, психологов и социологов). Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная база исследования может быть вынесена в первую главу).

Следует дать краткий обзор современной литературы (3-х – 4-х ведущих авторов по данной проблеме), выстроив материал в хронологической последовательности, чтобы проследить процесс научного поиска, соотнести содержание этих исследований с собственной темой и выявить вопросы, которые требуют своего дальнейшего исследования.

Обоснование актуальности предполагает:

· описание необходимости научного решения проблемы, которая отвечает потребностям практики образовательных учреждений;

· представление пробела в исследуемых областях знаний, которые не располагают достаточными научными средствами для решения актуальной задачи;

· отражение личного интереса в изучении и решении исследуемой проблемы.

Обоснованию актуальности помогает выделение противоречий, встречающихся в изучаемой области. Далее выдвигается проблема. Под проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научного знания. Проблема обеспечивает целенаправленную мобилизацию прежних и организацию полученных обновленных, добываемых в ходе исследования знаний.

Определение проблемы исследования – достаточно сложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. В ВКР проблема, как правило, также выражает основное противоречие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Как правило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

Постановка проблемы исследования предполагает следующие шаги:

1. Выделение центрального вопроса (аспекта) в теме исследования;

2. Фиксация основных противоречий, определяющих проблему;

3. Предположительное определение ожидаемого результата;

4. Формулировка проблемы.

 Построение проблемы представлено следующими шагами (операциями):

· «расщепление» проблемы на аспекты, без раскрытия которых нельзя получить ответ на основной проблемный вопрос;

· группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему;

· локализация (ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя; отграничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения);

· выработка установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы.

Противоречия могут быть сформулированы следующим образом:

«Противоречие между необходимостью формирования … и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения этого процесса»;

«Противоречие между стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить … и отсутствием разработанных методических рекомендаций в практике педагогов»;

«Противоречие между необходимостью перестройки системы образования, смещения акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной, творческой личности и не соответствием данной задаче содержания деятельности педагогов (а как следствие и деятельности детей) связанных с недостаточным пониманием роли … в формировании (развитии) …» и т.д.

Цель исследования (какой результат будет получен?) Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.

Объект исследования (что будет исследоваться?). Объект это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от исследователя. Это более широкая, чем предмет область познания. Как правило, в качестве объекта исследования выступает какая-либо часть педагогического процесса или изучаемого явления.

Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) находится в границах объекта исследования; в нем фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном исследовании подлежит глубокому специальному изучению. Как правило, предметом исследования становится процесс развития исследуемого явления либо педагогические условия этого развития. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.

Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи:

 Первая задача направлена на теоретическое изучение исследуемой проблемы. Результаты ее решения представляются в 1 главе работы.

Вторая задача направлена на исследование исходного состояния (диагностику) изучаемого явления. Результаты ее решения представляются во 2 главе работы.

Третья задача направлена на проектирование психолого-педагогических преобразований изучаемого явления. Результаты ее решения представляются во 2 главе работы.

Перечень рекомендуемых формулировок задач:

1. «На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).

2. «Определить...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).

3. «Раскрыть...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).

4. «Апробировать на практике...» (комплекс дидактических игр, комплекс НОД, рекомендации, педагогические условия, коррекционные программы).

Гипотеза исследования – обоснованное и доказываемое в ходе всей выпускной квалификационной работе предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотеза может носить характер:

· описательный;

· объяснительный;

· прогностический.

Ключевые слова для формулировки гипотезы: «если……то…»; «в том случае, если….», «так….. как….»

Чем конкретнее сформулирована гипотеза, тем возможнее ее доказательство.

Пример построения гипотезы:

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом, формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования индивидуальных маршрутов будет эффективным в том случае, если:

- определить четко обоснованные цели и содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении, направленного на формирование математических представлений старших дошкольников;

- в процессе формирования математических представлений учитывать индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, т.е. осуществлять индивидуально-дифференцированный подход;

- при организации образовательного процесса учитывать принципы систематичности, последовательности, постепенности в работе с детьми путем активизации их посредством игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к ООД.

 Методы исследования (как исследовали?):   дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.

Теоретическая и практическая значимость исследования ( что нового, ценного дало исследование?). Теоретическая значимость исследования не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.

При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить...; будут способствовать разработке...; позволят совершенствовать…. (Приложение 3)

Структура работы – этозавершающая часть введения(что в итоге в работе представлено). В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список используемой литературы, 5 приложений».

    Таким образом, введение должно подготовить к восприятию основного текста работы. Образец составления введения представлен в Приложении 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: