Тема 2. Культура как центральный элемент культурологического знания

(2 часа)

 

1. Различные подходы к пониманию термина "культура": естественно - научный, философский, гуманитарный, социологический, нормативный, символический и другие подходы к изучению культуры.

2. Проблема культуры как «второй природы» (Демокрит).

3. Культура в системе «Человек. Познание. Деятельность».

4. Функции культуры.

 

Основные понятия темы: «вторая природа», «мимесис», человек, познание, деятельность, функции культуры.

 

Методические указания

1. На основе изучения понимания культуры в естественно-научной, философской, социологической, нормативной, символической и т.д. сферах, попытайтесь сформулировать свое собственное интегративное понимание культуры.

2. Поясните, что понимал Демокрит под «второй природой». Насколько это применимо при трактовке культуры. Рассмотрите теорию «мимесиса» в трудах платоников и пифагорейцев.

3. Обратившись к трудам отечественных психологов С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, дайте определение терминам «человек», «познание», «деятельность». Сформулируйте, каково место культуры в данной системе.

4. Дайте определение следующим функциям культуры: гуманистическая, трансляционная, гносеологическая, нормативная, семиотическая, аксеологическая. Проранжируйте данные функции по значимости.

Контрольные вопросы

1. Что такое «вторая природа» в понимании Демокрита?

2. Как понимали представители платонизма и пифагорейства термин «мимесис»?

3. Каковы место и роль культуры в системе «человек, познание, деятельность»?

4. В чем заключаются такие функции культуры, как гуманистическая, трансляционная, гносеологическая, нормативная, семиотическая, аксеологическая?

5. Какие из функций культуры, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми и почему?

Практическое задание

Групповая дискуссия на тему «Что такое культура?»

Найдите в словарях как можно больше определений термина "культура". Несмотря на нюансы в определениях, подумайте, что составляет сущность культуры?

Исходя из почерпнутого в ходе занятия материала, выскажете свое мнении относительно следующего ряда проблем:

- возникает ли культура сразу как многостороннее и многоуровневое явление или постепенно?

- изменяется ли она только количественно или также качественно?

- отражается ли изменение того или иного элемента культуры на культурной системе в целом?

- что является стабилизирующим фактором в постоянно меняющемся искусственном мире?

- почему мы можем идентифицировать себя с той или иной культурой?

 

Список литературы

1. Гуревич П. С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2011. – 280 с.

2. Культурология: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10-е изд. - Ростов н/Д.:Феникс, 2010. – 496 с.

3. Розин В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 462 с.

4. Романов Ю. И. Культурология: учеб. пособие / Ю. И. Романов. – СПб.: Питер, 2007. – 206 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 1023 с.

Тема 3. Культура и социальные институты: проблемы взаимосвязи и взаимовлияния

(2 часа)

 

1. Социальный институт – понятие.

2. Культура как Социальный институт.

3. Взаимосвязь культуры и различных Социальных институтов.

 

Основные понятия темы: социальный институт,социальная (общественная) жизнь, социальные нормы, социальная коммуникация.

 

Методические указания

1. Дайте понятие термину «социальный институт». Расскажите, какие социальные институты вы знает.

2. Изучив рекомендуемую литературу, поясните, можно ли понимать культуру как один из социальных институтов. Исследуйте, можно ли трактовать культуру как компонент социальной жизни общества, существующий в виде организаций, учреждений, объединений, а также как комплекс устойчивых норм, принципов и правил.

3. Выясните взаимосвязи (влияние, механизмы взаимодействия, прямую и косвенную соподчиненность) культуры и таких социальных институтов, как политика, религия, образование и семья.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие основные характеристики присущи социальному институту?

2. Какие социальные институты вы знаете?

3. Является ли культура социальным институтом?

4. Какова роль культуры в социальной (общественной) жизни?

5. Каково влияние культуры на политический процесс?

6. Являются ли, на ваш взгляд, культура и религия частями одного целого или это разные социальные образования?

7. Какова роль культуры в процессе формирования семейных ценностей?

8. Как отражается специфика национальной культуры в формировании образовательной модели государства?

Практическое задание

Разделитесь на группы и проведите анализ ведущих культурно-ценностных доминант следующих семей из курса русской литературы:

1. Семья Ростовых из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»;

2. Семья Волконских из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»;

3. Семья Облонских из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»;

4. Семья Мармеладовых из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

Список литературы

1. Белогурова Т.В. Политология. Курс лекций / Т.В. Белогурова. – М.: Сфера, 2007. – 417 с.

2. Культурология: учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [ и др. ]; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

3. Культурология: учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ] – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

4. Матецкая А.В. Социология культуры. Уч. пособие / А.В. Матецкая. – Ростов: Изд-во РГПУ, 2006. – 280 с.

5. Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие / Е.А. Окладникова.  - СПб: СПбГИЭУ, 2006. – 314 с.

6. Самохвалова В. И. Культурология: краткий курс лекций / В. И. Самохвалова. – М.: Юрайт-Издат, 2011.- 269 с.

Тема 4. Первобытная культура

(2 часа)

 

1. Культурогенез. Особенности культуры первобытного общества.

2. Мифологическое сознание как феномен первобытной культуры, его смыслоорганизующее и социокультурное значения.

3. Первобытное мышление и искусство.

4. Волшебная сказка как источник изучения первобытного мышления.

 

Основные понятия темы: антропогенез, культурогенез, синкретизм, мифологическое сознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: