Методические указания

1. Приступая к рассмотрению специфики первобытной культуры, определите, что такое антропогенез и культурогенез. Укажите основные периоды первобытной эпохи и специфические особенности каждого из них (портрет первобытного человека, его образ жизни, род занятий, характеристика его способностей и навыков, анализ продуктов материальной культуры, происхождение и становление первых социально-нормативных форм общежития). Сформулируйте значение таких основных черт первобытной культуры, как синкретизм (нерасчлененность) и отсутствие письменности.

2. Изучив рекомендуемую литературу, дайте понятие мифа. Рассмотрите мифологическое мировосприятие как целостную систему верований и знаний человека, в которой сконцентрированы свойственные ему представления о космосе, пространстве и времени. Определите место мифологии в современной культуре.

3. Рассмотрите разные версии генезиса искусства. Перечислите, какие виды искусства представлены в первобытной культуре. Проанализируйте синкретизм первобытного искусства.

4. Наиболее интересным источником изучения первобытного мышления можно считать волшебную сказку. Проанализируйте, как в сказке можно обнаружить непосредственное переживание и осмысление культурной реальности первобытной эпохи. При рассмотрении сказки вы можете использовать как структурно-типологический, так и метод обращения к генетическим корням сказки.

Контрольные вопросы:

1. Что такое антропогенез и культурогенез?

2. Каковы основные периоды первобытной эпохи?

3. В чем суть синкретизма как основной черты первобытной культуры?

4. Какую роль играла в процессе формирования сознания первобытного человека такая особенность, как отсутствие письменности?

5. Дайте определение термину «мифологическое мировосприятие (сознание)»?

6. Полностью ли избавилась современность от мифологического сознания? Можно ли найти примеры в современном обществе своих собственных мифологем?

7. Какие виды искусства представлены в первобытной культуре?

8. Что такое волшебная сказка? Какова ее социально-психологическая роль в первобытном обществе?

Практическое задание

Групповая дискуссия «Сказка как отражение мировоззренческого опыта».

Наиболее интересным источником изучения первобытного мышления можно считать волшебную сказку, которая отражает не только специфику социальной и хозяйственной жизни, но и раскрывает представления древнего человека о смерти, об "ином мире". Важно понимать, что волшебная сказка сближается в большей степени с фольклором, то есть с языком, чем с литературой. Следовательно, в ней можно обнаружить непосредственное переживание и осмысление культурной реальности первобытной эпохи.

Разделитесь на группы и постарайтесь выявить основную символическую и смысловую нагрузку следующих сказочных персонажей:

1) Иван Царевич;

2) Баба-яга;

3) Кощей бессмертный;

4) Змей-горыныч.

Список литературы

1. Алексеев В. П. История первобытного общества: учебник по спец. «История» / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – 5-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2001. – 318 с.

2. Горелов Л. А. Культурология: учеб. пособие для вузов / Л. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

3. Гуревич П. С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 4-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2011. – 280 с.

4. Золкин А. Л. Культурология: учеб. пособие для вузов / А. Л. Золкин; под ред. Н. В. Михайловой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. – 335 с.

5. Культурология: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 496 с.

6. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С. В.Лапиной. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 496 с.

7. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 320 с.

8. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

 

 

Тема 5. Культура Древнего и Средневекового Востока

(2 часа)

 

1. Общие черты в культуре народов ранних восточных цивилизаций.

2. Восточная деспотия как социальная основа древних культур.

3. Культурные императивы даосизма и конфуцианства

4. Арабо-мусульманская культура

 

Основные понятия темы: ранние цивилизации, восточная деспотия, Дао, конфуцианская этика, ислам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: