Методические указания

1. Изучив рекомендованную литературу, дайте понятие античной культуры и охарактеризуйте основные ее периоды.

2. Рассматривая греческую античность, дайте полное определение полисной формы государственного устройства. Какова ее социальная структура? Объясните взаимосвязь человека и коллектива в античной культуре. Что повлияло на формирование преимущественно демократической формы правления в античных полисах? За что ценился человек в полисе? Как формируется полисная система ценностей?

Раскройте понимание древними греками мира как "космоса". Подумайте, что могло способствовать возникновению подобного понимания мира?

Подумайте, что стало основой формирования идеала красоты в античной культуре? Каким образом полисный строй повлиял на формирование данного идеала? Какие виды искусства явились наиболее ярким воплощением эстетического идеала? Чем можно объяснить активный и разнообразный поиск в художественном творчестве соответствия человека как существа природного с миром вещей и миром идей.

3. Охарактеризуйте зарождение римской культуры. Проанализируйте семья как образец государственной структуры в Древнем Риме. Изучите воздействие эллинской культуры и искусства на формирование культуры и искусства Древнего Рима: мифологическая система, философия, литературные жанры. Осветите место религии в римской культуре.

Изучите модели взаимодействия Империи и "варварского" мира. Охарактеризуйте процессы развития идеологического кризиса империи и возникновения христианства.

Рассмотрите "Великое переселение народов" и  процесс падения Римской империи. Охарактеризуйте влияние античной культуры на формирование национальных культур современных европейских народов.

Контрольные вопросы:

1. Как можно определить античную культуру?

2. Какова периодизация античной культуры?

3. Что такое полис как форма государственного устройства?

4. Какова социальная структура греческого полиса?

5. Как можно определить демократию как форму правления в античных полисах?

6. В чем различия в подходах к построению демократии в Афинах и Спарте?

7. Что такое космос в понимании древних греков?

8. Что такое философия и в чем ее отличие от религии?

9. Почему о зарождении философии можно говорить только в эпоху античности?

10. В чем заключались основные идейные постулаты раннего христианства?

11. Какие факторы постепенного превращения христианства в государственную религию Римской Империи?

Практическое задание

Игра «Состязание ораторов»

Как известно, одним из важнейших достоинств в культурах Древней Греции и Древнего Рима считалось искусное владение словом – ораторское искусство. Одним из непревзойденных римских ораторов считался Марк Тулий Цицерон. Благодаря спискам, целый ряд речей данного деятеля («против Катилины», «в защиту Секста Росция Арамейца», «против Вереса» и т.д.) дошли до нашего времени практически в полном объеме.

Ознакомившись с примерами речей Цицерона (см.: Цицерон. Избранные произведения. – М.: АСТ, 2001. – С. 3-145), разделитесь на группы и подготовьте собственные выступления по актуальным вопросам современной жизни, выдержанные однако в античной стилистике. Тематика выступлений может быть следующая: защитная речь, обличительная речь, благодарственная речь, поздравление, траурное выступление и т.д.

Список литературы

1. Багновская Н. М. Культурология: учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2004. 300 с.

2. Эллинская культура / Ф. Баумгартен, Ф. Поланд, Р. Вагнер. – М.: Харвест: Аст, 2010. – 512 с.

3. Горелов Л. А. Культурология: учеб. пособие для вузов / Л. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

4. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. С. Д. Серебряного. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 429 с.

5. Карпушина С. В. История мировой культуры: учебник для вузов /

 С. В. Карпушина, В. А. Карпушин. – М.: Nota Bene, 1998. – 536 с.

6. Культура Древнего мира / Отв. ред. Е. С. Голубцова. – в 2 т. – М.: Наука, 1985.

7. Культурология: история мировой культуры: учеб. пособие / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 607 с.

8. Лосев А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. – М.: Изд-тво полит. лит-ры, 1988. – 366 с.

9. Лурье С. Я. История Греции: учебник / С. Я. Лурье. – СПб.: Изд-тво С.-Петербургского ун-та, 1993. – 680 с.

10. Немировский А. И. История Древнего мира: Античность: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / А.И. Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2000.

11. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. 320 с.

12. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

13. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2010. – 304 с.

14. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие / отв. ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.:Феникс, 2004. – 624 с.

15. Цицерон. Избранные произведения. – М.: АСТ, 2011. – 506 с.

Тема 8. Средневековая культура

(2 часа)

 

1. Христианская картина мира и человека.

2. Сословная культура средневековья (культура духовенства, рыцарства, "третьего" сословия).

3. Отражение средневековой системы ценностей в искусстве.

 

Основные понятия темы: средневековье, сословия, теоцентризм, феодальный строй, куртуазность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: