Методические указания

1.Рассмотрите основные этапы развития древнеиндийской цивилизации. Охарактеризуйте индоарийские этнокультурные общности. Обратите внимание, что совместное участие людей и богов в поддержании жизни и миропорядка в культуре древних ариев было закреплено с помощью мифов и сакральных преданий. Вспомните их содержание.

2. Обратите внимание, что к особенностям древнеиндийской культуры следует отнести чрезвычайные консерватизм и религиозность. Какова роль в этом тяжелых климатических условий существования? Охарактеризуйте социальную организацию средневековой Индии (касты) и ее влияние на культуру.

3. Дайте определение ведической традиции и основных этапов ее формирования. Дайте определение важнейшим понятиям ведической культуры: реинкарнация, карма, сансара. Поразмышляйте по поводу идеи о скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром и стремление человека вырваться из пут вечной реинкарнации.

4. Расскажите о возникновении буддизма, как ответа на эти духовные искания. Какова роль Сиддхартхи Гаутамы. Какой путь полного освобождения предлагал Будда? Что такое нирвана? Почему буддизм получает такое распространение? Какова нравственная сущность буддизма? Почему в самой Индии буддизм, в конце концов, был вытеснен индуизмом? В чем сходство и различие этих религий?

Контрольные вопросы:

1. Каково определение индоарийской этнокультурной общности?

2. Что такое Ведические тексты и ведическая традиция?

3. Какова история формирования ведических писаний?

4. В чем заключались основные религиозные и социальные идеи ведической традиции?

5. Как можно охарактеризовать кастовую систему древнеиндийского общества? Почему кастовые традиции до сих пор окончательно не изжиты в современной Индии?

6. Как можно охарактеризовать такие важнейшие понятия ведической культуры, как реинкарнация, карма и сансара?

7. Какой ответ дает ведическая традиция на вопрос о достижении счастья?

8. В чем революционность подхода Сидхартхи Гаутамы к освобождению от страдания?

9. В чем заключаются «Четыре благородные истины» Будды?

10. В чем общие и особенные черты таких направлений буддизма, как «Малая колесница» (Хинаяна или классический буддизм), «Большая колесница» (Ваджраяна или тибетский буддизм) и Дзэн (Чань или китайско-японский вариант буддизма)?

 

Практическое задание

Подготовьте эссе по одной из тем на выбор:

1. Причины возрастающей популярности буддизма и других восточных религий в западных странах и ваше отношение к данному процессу;

2. «Четыре благородные истины» Сидхартхи Гаутамы как буддистская концепция гармонизации внутреннего мира и межличностных отношений: достоинства и недостатки;

3. Медитация как основа духовных практик буддизма и индуизма: определение, виды, сходство и различие с христианскими практиками.

 

Список литературы

1. Багновская Н. М. Культурология: учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2004. – 300 с.

2. Васильев Л. С. История религий Востока: учеб пособие для вузов /

 Л. С. Васильев. – 8-е изд. – М.: Университет, 2010. – 432 с.

3. Викторов В. В. Культурология: учебник / В. В. Викторов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004. – 560 с.

4. Горелов Л. А. Культурология: учеб. пособие для вузов / Л.А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

5. Кармин А. С. Культурология. / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

6. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии /

Л. И. Климович. – М.: Политиздат, 1986. – 270 с.

7. Культурология: история мировой культуры: учеб. пособие / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 607 с.

8. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / С. А. Токарев. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1991.

9. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

10. Полищук В. И. Культурология: учеб. пособие / В. И. Полищук. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

11. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 304 с.

 

 

Тема 7. Культура античности

(4 часа)

1. Периодизация античной культуры.

2. Греческая античность:

- греческая мифология и поэзия как отражение мировосприятия;

- культурные императивы в трудах греческих философов;

- искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и человека.

3. Культура и мировоззрение Древнего Рима.

 

Основные понятия темы: античность, полис, демократия, республика, империя, космос, философия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: