и организаторская функции.
Реализация информационно-диагностической функции в со-
циально-педагогической деятельности предполагает выявление
причин возникающих у молодых людей проблем и затруднений,
выбор наиболее подходящего педагогического средства и созда-
ние благоприятных условий для решения детьми имеющихся
у них проблем.
Реализация диагностической функции социально-педагогичес-
кого сопровождения предполагает прохождение ряда этапов:
1) изучение практического запроса;
2) формулировка проблемы;
3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка социально-педагогического диагноза;
7) поиск средств организации работы с молодыми людьми.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
1. Социально педагогическая деятельность: содержание,
структура, функции
79
Рассматривая реализацию коммуникативной функции, органи-
заторы должны четко представлять, что протяженность, форма,
|
|
глубина общения с молодым человеком определяются прежде
всего необходимостью и достаточностью для разрешения затруд-
нений. Необходимы соответствующая подготовка к общению,
установление контакта, совместное переживание проблемы,
поиск ее решения. Следует постоянно уточнять роли участников
коммуникации, а также корректировать состояние. Соблюдение
правила субъектности, как уже отмечалось, предполагает, что
молодой человек активен, он самостоятельно разрешает собс-
твенные затруднения.
Для достижения целей социально-педагогической деятельнос-
ти большое значение имеет реализация прогностической функции.
Суть ее реализации заключается в обосновании определенного
прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными
молодыми людьми в социуме, и в опоре на достоверные данные.
На основе этого прогноза осуществляется создание проекта вза-
имодействия с молодыми людьми.
Прогноз базируется, как правило, на психосоциальном ана-
лизе жизни молодых людей, анализе факторов биопсихогенного
характера. Эффективность работы по изучению данной группы
факторов зависит от взаимодействия и сотрудничества органи-
затора работы с молодежью и психолога.
Среди факторов, позволяющих прогнозировать поведение
молодых людей и возникновение у них проблем, важное мес-
то занимает положение молодого человека в группе. С этой
целью необходимо провести анализ всех групп, в которые
входит молодой человек. Это учебный и производственный
коллективы, группы по интересам межличностного общения
|
|
и т.д. Следующий фактор, который необходимо учесть при
прогнозировании, – влияние референтной группы на молодого
человека.
Все вышеуказанные факторы находятся в тесной взаимосвязи.
Для конкретного молодого человека или группы учащихся тот
или иной фактор может быть доминирующим.
Реализация организаторской функции предполагает ис-
пользование организатором работы с молодежью ситуаций,
мероприятий для решения возникших проблем. Такие ситуа-
ции имеют большое значение для социально-педагогического
сопровождения, если они эмоционально значимы для ребенка
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
80
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
и осознаются им как событие его жизни. Реализация данной
функции предполагает как организацию молодежных групп,
так и координацию деятельности социальных институтов, вза-
имодействующих с молодежью.