Характеристика теории и методики ФЭМП у воспитанников дошкольного образования как науки.
Методика ФЭМП – пед. наука, изучающая процесс становления мыслительной деятельности детей их математич. развития.
Предметом изучения методики является изучение основных закономерностей процесса формирования математич. представлений у дошкольников.
Задачи методики: 1.Определение объёма знаний детей, необходимых для успешного обучения в школе, т.е. определение программы. 2.Определение конкретных задач работы с детьми разного возраста. 3.Разработка и определение наиболее эффективных форм, методов и средств работы с детьми. 4.Разработка конкретных рекомендаций для родителей по математическому развитию детей. 5.Определение наиболее эффективных форм преемственности в работе ДУ и школы. 6.Разработка содержания подготовки высококвалифицированных специалистов, которые могут реализовать программу ДО.
Научные исследования Леушиной А.М., Столяра и др. педагогов подтверждают, что результативным обучение может быть только рационально организованное обучение детей.
|
|
Рационально организованное обучение детей математике – это своевременное, соответствующее возрасту, интересам детей обучение, которое осуществляется квалифицированным педагогом.
Результатом такого обучения является определённый уровень математического развития детей.
Математическое развитие детей – те качественные и количественные изменения в формах познавательной активности детей, которые происходят в результате формирования ЭМП.
Т.о. методика ФЭМП характеризуется предметом, задачами и имеет свой понятийный аппарат.
Система обучения дошкольников математике строится на общедидактических принципах обучения:
1.Принцип научности – подача детям грамотного, точного с научной точки зрения материала. 2.Пр. доступности – весь материал должен быть доступен уровню развития, жизненному опыту, возрасту детей. 3.Пр. наглядности – «всё, что я вижу – запоминаю». 4. Пр. учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. 5.Пр. осознанности и активности детей (признаки: задаёт вопросы, выполняет указания, может помочь др. детям). 6.Пр. последовательности и систематичности. Очень важно, чтобы ребёнок познакомился со всем учебным материалом, даже если он отсутствовал. 7.Пр. развивающего обучения – детям даются задания опережающего х-ра, чуть выше их уровня развития. Чтобы выполнить такое задание, ребёнок, опираясь на имеющиеся знания, находит самостоятельное решение задачи, проблемы.
Методика ФЭМП связана с родственными пед. науками: с педагогикой – использ. терминалогию, формы, методы, средства работы; с психологией – знания особенностей формирования у детей основных психических процессов (речь, память, мышление); с частными методиками – особенно с методикой развития речи (расширение словаря, грамматич. строй речи за счёт обогащения словаря математич. терминологией, использования различных речевых оборотов и предложений); с анатомией, физиологией, гигиеной – обеспечение санитарно-гигиенич. требований проведения занятий (освещение, рассадка, проветривание и др.)
|
|
Содержание образовательной области «Элементарные математические представления» в учреждениях дошкольного образования.
Содержание матем. подготовки детей определяется как объём ЗУН детей в обл. матем. знаний и представлений. Содержание матем. подготовки в УДО предполагает конкретные знания детей с одной стороны и подготовку детей к обучению в школе, с др. стороны. Содержание конкретных знаний детей определено учебн. прогр. ДО. Предматематич. подготовка к школе обеспечивается усвоением этих программных задач. Часто эти две стороны отождествляются.
В уч. прогр.ДО в ОО «ЭМП» определены программные задачи по каждому образовательному компоненту для каждой возр. группы.
Для кажд. возр. гр. определены конретн. задачи, которые даются на уровне: а)представлений: б)усвоения практич. деят.
В организации уч. процесса важно сочетание ранее усвоенного материала с новым, знаний из разных образоват. компонентов. Напр., измеряя величину предмета, можно цифрой обозначить результат. К окончанию усвоения содержания обучения, ребёнок должен уметь выполнять простейшие действия, делать умозаключения, логические выводы, обобщения и сравнения.
Задачи предматематич. подготовки детей определены учебн. прогр. ДО в направлении развития - «Познавательное развитие», ОО «Элементарн. Матем. представления» и представлены 5 образовательными компонентами: 1)количество и счёт, 2)величина, 3)геометрич. фигуры и форма предметов, 4)пространство, 5)время.
Сущность преддошкольной предматематич. подготовки детей заключ. не только во владении навыками счётной деят., знаний геометр. фигур и форм, но и в тех качественных изменениях, которые должны произойти в математич. способностях детей.
Компоненты матем. способн. (Крутецкий): 1)способн. детей к абстрагированию (отвлечённость от конкретных примеров), 2)к обобщению, т.е. видеть общие признаки разных предметов, 3)к использованию знаковой и числовой символики, 4)к последовательному логическому рассуждению и вслух, и «про себя», 5)сокращать процесс рассуждения в мыслях и выдавать итог рассуждения, 6) пошагово спроектировать ход своих действий, 7) гибкость мышления, т.е. способн. переключаться с одной умственной операции на другую, 8)хорошая математич. память (запоминание понятий, определений, память на аналогии), 9)к пространственному мышлению.
Прогр. ОО «ЭМП» ориентирована на практическую реализацию задач всестороннего воспитания ребенка и развития его творческих способностей, объединение задач обучения детей математике с содержанием других обр.обл. «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребенок и природа», «Искусство», «Обучение грамоте».
Осн. задачами матем. развития детей:
*накопление дошкольниками знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; *формир. начальной ориентации в колич., пространственных и временных отношениях; * формир. умений и навыков в счете, вычислениях;* овладение детьми математической терминологией; *развитие у детей познавательных интересов и способностей, умственное развитие ребенка в целом.